Отрывок из рассказа "Парк советского периода"

Просмотрено: 2588 Отзывы: 0

Отрывок из рассказа "Парк советского периода"

...Святое место.

Истории города и парка неразрывно связаны между собой. В середине XIX века, в самом конце кровопролитной Кавказской войны, на месте парка шумел дремучий лес. Правительство Александра II, едва разделавшись с Крымской войной (1853-1856 гг.), решает продолжить наступление на горцев со стороны реки Кубань. После подписания Парижского мира весь закубанский край остался за Россией, однако многочисленные адыгейские племена, населяющие лесистые предгорья, продолжали вести борьбу против царских войск.

Исполняя царскую волю, главнокомандующий Кавказским корпусом и наместник Кавказа генерал Н.Н. Муравьев-Карский (1794-1866 гг.) дает в 1956 году указание атаманам казачьих войск начать широкое наступление и по мере продвижения войск устраивать укрепленные линии вдоль рек. Для этой цели атаман Черноморского войска Г.И. Филипсон создает девять отрядов. Главным из них по своей силе и значению становится Адагумский отряд под командованием полковника П.Д.Бабича.

В устье реки Адагум отряд прибыл в конце апреля 1857 года, стал лагерем и в течение месяца занимался вырубкой леса на месте предполагаемого укрепления, строительством моста через реку Адагум и прокладкой дороги к Кубани.

25 мая при торжественном молебне и окроплении святой водой всего места было заложено Нижне-Адагумское укрепление (х. Новотроицкий), чем было положено начало Адагумской укрепленной линии.

Горцы всячески препятствовали строительству, устраивая вооруженные нападения и перестрелки. Возникла необходимость более надежно запереть выходы с гор на равнину.  И 3 мая 1858 года на среднем течении реки Адагум на возвышенном месте у левого берега с древним курганом (так называемая «Калабатова могила» - по преданию здесь похоронены натухайский князь Калабат со своими воинами, а также шапсуги и абадзехи, т. е. союзники и неприятели, погибшие в Бизюкском сражении)  устраивается Адагумское укрепление, где расквартировывается 73-й Крымский пехотный полк, получивший свое название за активные действия в Крымской войне 1853-1856 гг.

Укрепление должно было оберегать подступы к уже заселенным и заселяемым местам Прикубанья и ближнего Закубанья от набегов горцев. Кроме того, через него осуществлялась связь города Екатеринодара с Черноморской береговой линией.

Экспедиционные отряды, занимавшиеся строительством дорог, новых укреплений и коммуникаций, использовали его как перевалочную базу. Здесь отряды отдыхали, меняли лошадей, пополняли запасы продовольствия и фуража.

Место было выбрано очень удачно, так как отсюда все хорошо просматривалось, а также рядом были вода и лес. Укрепление было обнесено валом с частоколом и окружено широким и глубоким рвом.

На кургане располагалась 16-я пушечная батарея. По углам укрепления были установлены сигнальные вышки. Поскольку экспедиционные обозы с припасами для Черноморской линии насчитывали иногда до 2000 возов, территория укрепления была большой и ограничивалась примерно нынешними улицами - Комсомольской, Комарова, Западной, частично Фадеева (от ул. К. Либкнехта), естественной границей была река Адагум.

Внутри укрепление обустраивалось по принципу Запорожской Сечи. В центре - походная церковь, вокруг которой на плацу мог построиться весь гарнизон. По периметру плаца располагались казармы, далее конюшни, хозяйственные постройки, учебные полигоны и прочее. После размещения в укреплении штаб-квартиры Крымского полка оно стало называться Крымским.

 Службу в укреплении вряд ли можно было назвать спокойной. Набеги агрессивных горцев не прекращались, они постоянно держали гарнизон в напряжении. Частые перестрелки, непосильный труд и лихорадка уносили жизни многих солдат и офицеров. Часто их приходилось хоронить прямо в склонах или даже на территории укрепления. Ведь любому, вышедшему за периметр, угрожали меткие черкесские пули. Самых достойных, отличившихся в бою, хоронили у походной церкви в освященной земле.

Крымский полк участвовал в многочисленных экспедициях и стычках с горцами, закончившихся полным покорением Западного Кавказа.

Боевая служба крымцев на Кавказе была отличена пожалованием всему полку знаков на шапки с надписью: «За отличие при покорении Западного Кавказа в 1864 году».

Ни один военный поход не начинался до тех пор, пока в церкви не будет отслужен молебен и пока священник не благословит воинов на службу Отечеству. Перед боем говели, исповедовались и причащались.

В церкви же служили панихиды по умершим воинам, имена которых заносили в синодики. Особым уважением у казаков пользовались праздники Покрова Пресвятой Богородицы, архистратига Михаила и Николая Чудотворца.

Но всякая война рано или поздно заканчивается, и однажды на крепостном плацу при всеобщем построении Барон Фотингоф зачитал документ «Приказ по Кавказской армии за № 332”. Он гласил, что военному поселению высочайшим указом присваивается наименование станицы Крымской в честь Крымского полка.

Желающие остаться жить в образованной станице жаловались наделами плодородной земли, деньгами и вступали в казачье звание.

Военный топограф срочно приступил к разбивке улиц станицы и составлению ее плана, дабы первопоселенцы могли получить участки под свои дворы и начать строительство домов и хозпостроек. Станичный храм решили возвести на месте походной церкви, благо место уже намоленное. По периметру бывшего плаца образовались улицы Евдокимовская (Карла Либкнехта), Багратионовская (Коммунистическая), Николаевская (Ленина) и Церковная (Демьяна Бедного).

На строительство церкви казна отпустила в 1864 году около 68000 рублей, огромные по тем временам средства. И уже через два года, в 1866 году, в центре станицы стояла красивая высокая белокаменная церковь с колокольней.

В колокола звонили по праздникам. К заутрене, обедне и вечерне. Большой колокол гудел набатом при пожарах, наводнениях и других стихийных бедствиях. Этот колокол был особой гордостью станицы. Его могучий бас был слышен окрест на сорок верст. Он же отбивал и время для всей округи (число целых часов местного времени).

Церковь носила имя Михаила Архангела и упиралась в небо огромным куполом, возвышаясь над приземистыми станичными постройками. Немного позже к ней пристроили два придела в честь святых Козьмы и Домиана.

Церковный двор был обнесен кованой металлической оградой на каменных столбах с калиткой и воротами с западной стороны - со стороны главной улицы станицы.

Слева у церкви (с северной стороны) стояла сторожка, у которой находился бетонный колодец-бассейн для сбора дождевой воды. Церковный сад крестообразно пересекали аллеи из ореховых деревьев, и их планировка сохраняется до сих пор.

Сад был предназначен отнюдь не для гуляний. Молодежь туда пускали в основном на Пасху и на Троицу.

В юго-восточной части сада было небольшое кладбище. Там хоронили казачьих офицеров и особо выдающихся станичников. На старой, изрядно потертой фотографии, датированной 1914 годом, можно разглядеть толпу людей, стоящих на фоне кустов и деревьев у открытого гроба и рядом с ним понуро стоящего  коня, покрытого попоной. Так хоронили станичники в церковном приделе простого казака, геройски павшего в Первой мировой войне. При этом казачий конь как боевой товарищ провожал хозяина в последний путь.

Первым священником был Иоанн Вербицкий. Позднее штат состоял из пяти человек: два священника, два псаломщика и один дьяк.

 

Сергей Ростовский, историк, г. Крымск



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на март 2024 года

Март — особый месяц для христиан. Все потому, что начинается подготовка к одному из самых главных праздников — Светлому Христову Воскресенью. К...

Выбор редакции

Четверток 2-й седмицы Великого Поста 2024. О молитве

Истинная молитва есть голос истинного покаяния.Святитель Игнатий (Брянчанинов) Пусть никто не думает, братья мои христиане, будто одни лица священного сана...