Как относиться к молитве за Высоцкого

Просмотрено: 1239 Отзывы: 0

Как относиться к молитве за Высоцкого

 Одна из заповедей Божиих – возлюби ближнего, как самого себя.

В православном понятии любовь  -  это, прежде всего забота о наших родственниках, соседях и друзьях. Здесь можно перечислять  много вариантов этой помощи и конечно один из самых существенных -  это молитвенное прошение за всех вышеперечисленных. И если к живым нашим

братьям и сестрам мы много в чем можем проявить свою любовь, то для почивших молитва – это, можно сказать, единственная возможность оказать внимание.

    Молитва не имеет ни физической, ни материальной сторон, она являет только невидимую силу и служит духовным оружием на поле брани против зла. Но любое оружие требует внимательного и аккуратного обращения с ним, дабы оно не принесло никакого вреда своему же хозяину. Каждый православный христианин, по мере духовного возрастания, пополняет свой поминальный список новыми именами. Всем нам хочется хоть как-то облегчить участь близким и знакомым  людям, отошедшим в мир иной.  И это нормальное желание, но поскольку наш боевой арсенал невидимый, и тёмные силы против кого он направлен, тоже невидимые, то стоит быть предельно осторожным и внимательным в этом сражении.

    Иными словами: как, за кого и сколько можно молиться? Конечно же, здесь необходима твёрдая рука духовного наставника, ведущая доверенное ему свыше чадо по дебрям житейского хаоса.

Порой мы берёмся за ношу, которая нам не под силу. Так, где-то я прочитал, одна старушка слёзно молилась пред Господом за вождя мирового пролетариата Ульянова Владимира Ильича. По всей вероятности её доброе сердце чувствовало, где пребывает душа великого «гения» и она искренне хотела облегчить её участь. И вот тогда вождь явился ей собственной персоной во сне и поведал, что никто не сможет уже ему помочь и ей тоже не стоит зря стараться…

 

     Как-то на одном православном сайте я прочитал статью о том, был ли крещён Владимир Семёнович Высоцкий, и можно ли за него молиться. С интересом ознакомившись с материалом, я с энтузиазмом принялся поминать поэта в своих заупокойных молитвах.  Наше поколение в буквальном смысле выросло на его песнях, и среди нас этот парень с гитарой имел непререкаемый авторитет. В жизни я многажды использовал цитаты из его стихотворений. Многие произведения Владимира Семёновича зачастую затрагивают тему религии. Вот, например отрывок из песни «Случай в таможне»: 

Таскают – кто иконостас,

Кто – крестик, кто – иконку, –

Так веру в Господа от нас

Увозят потихоньку.                                                                                                

 

     И это было написано в те времена, когда всех православных христиан считали ненадёжным, тёмным и необразованным элементом общества. Песни Владимира Семёновича слушали от самых низов до самых верхов. И многое ему прощалось…

    Недавно я приобрёл томик с его стихотворениями. Перелистывая книгу, наткнулся на пародию «о непорочном зачатии Девы Марии», текст воспроизводить не буду, мне его и вспоминать не хочется, и тут я подумал, а не хула ли это на Святого Духа?

  

    В Евангелие сказано: «31. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;

  1. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.» (Мф. 12:22-32)

    Вот здесь я и попал в тупик, а как же быть? Можно ли помочь ушедшему поэту, и как? С этим вопросом я обратился к нашему духовному консультанту…

 

   Ответ священника, протоиерея Владимира Фролова.       

- Я так понимаю, ко мне, убогому протоиерею Владимиру.

     Прежде чем браться за молитвенный труд, необходимо представить объём работы. Этот подход естественен для любого дела, хотите ли разбить виноградник, или построить дом - важно знать, сколько потребуется сил, труда и времени. Главным образом для самого труженика, ведь это его силы, труд и часть жизни – хватит ли первого, второго и третьего. Это особо важно в духовной жизни.

       А теперь позвольте вспомнить ещё одного классика русской литературы, Александра Сергеевича Пушкина, который также отличался вольнодумством в раннем периоде своего творчества и был автором так называемой «Гаврилиады», пародирующей всё ту же Евангельскую тему. Когда ему припоминали это кощунственное, с точки зрения церкви, произведение,  Александр Сергеевич с раздражением говорил, что многое бы отдал на то, чтобы этой пародии вовсе не было. И далее замечал, ведь вышли в свет множество достойных произведений, а публика всё вспоминает ему «Гаврилиаду», как будто не было ни «Евгения Онегина», ни «Маленьких трагедий», ни «Капитанской дочки»… Мы видим, что гениальный поэт, трудами над новыми великими литературными памятниками, как бы пытался покрыть «грехи буйной юности» своей.

       Человек воцерковлённый понимает – не так- то это просто. И если не Милость Божия, и не Его Благий Промысл, душа поэта, возможно, погибла бы. Но случилась дуэль, и пролилась кровь, и была смертельная рана. А ведь поэту пришлось пережить и тщетное борение за жизнь относительно молодого организма, и страшные боли, доводившие до мысли о суициде, и только тогда, когда Пушкин смирился с неизбежным, пришло умиротворение. Появилось желание покаяния и приобщения к Богу. Был вызван священник, который позже свидетельствовал о последних минутах жизни Великого Русского Поэта: «Он умирал как настоящий православный христианин». А нам из всего сказанного становится ясно – покаяние совершилось.
        Теперь позвольте вернуться к искомому вопросу о жизни, творчестве и духовных исканиях Владимира Семёновича Высоцкого. Его творчество неоднозначное, буквально охватывающее множество сфер жизни, как страны в целом, так и быта простых людей. Поэтому оно и воспринималось всеми, как неотъемлемая часть эпохи. Но нас с вами интересует только духовная сторона его поэзии, ведь я не пытаюсь составить рецензию обо всём поэтическом наследии В.С.Высоцкого. Для этого необходимо рассмотреть тематику основных направлений его литературных произведений:

  1. Бандитская (в простонародье – «блатная», характерная для раннего творчества поэта);
  2. Антиалкогольная (весьма неоднозначная и довольно объёмная, именно в рамках этой тематики родилась и та пародия, в подражание раннему Пушкину);
  3. Бытовая (высмеивающая мещанство и стереотипы советской эпохи, интересная часть творчества, но сравнительно небольшая);
  4. Альпинистская;
  5. Кинематографическая (связанная со съёмками фильмов, например «Легенда о Робин Гуде» и прочее);

  6.Военная тематика (довольно объёмный цикл);

  7.Сказочая (сюда можно отнести, произведения написанные по сказке « Алиса в стране чудес » , «Лирическая» и пр.)   

     Была ли духовная составляющая у этих направлений - рассмотрим подробнее. Духовный посыл - это не просто вдохновение, не просто желание раскрыть какую-то идею, основную мысль, пусть самую положительную и гуманную. Духовная составляющая - это явный или скрытый призыв к высшей нравственной идее жертвенной любви, чем наполнено христианство, нетерпимостью или непримиримостью с рабством страстям. Христос – прощает и милует грешников к их исправлению, но пожигает грехи и страсти, ибо невозможно быть вместе Богу и велиару. Вот, через эту-то Евангельскую призму и попробуем взглянуть на произведения Высоцкого.

    И так, бандитская или «блатная» тематика отличается романтизацией тюремного мира, бахвальством воровских «подвигов» (в стиле Алёши Дмитриевского и Аркаши Северного), нежели призывом к покаянию.

   Антиалкогольная – больше похожа на алкогольную тематику, где юмор граничит с бредом высмеиваемого персонажа, и от того делается грустно православному христианину, от выраженного душевного бессилия больного алкоголизмом человека. И в этой теме звучит беспроглядное уныние  вместо призыва к духовной перемене. Примерно тоже можно сказать и о бытовой теме.

    А вот альпинистская, кинематографическая, военная, и далее, сказочная (пронизанная глубокой жизненной философией, житейской мудростью) тематики, хоть напрямую и не говорят о присутствии Бога, но призывают к стяжанию основных христианских добродетелей - Вере, Надежде, Любви и Мудрой рассудительности. И эти последние немало потрясли своею внутренней глубиною пишущего эти строки. Ведь не написано  на каждом творении Божием  слово - Создатель, хотя каждое несёт Его печать. Поэтому неважно сколько раз в произведении звучит слово Бог, бывает и ни разу, а слёзы будут литься, потому что сердце видит чаще яснее глаз.

     Можно ли из двух этих сравнительных примеров сделать вывод? Думается, да. И пусть он послужит нам и всем на пользу.

      А.С. Пушкин – Великий Русский поэт, некогда подвластный духу времени (Духу противления), сотворил кощунственную пародию на Евангельскую тему, о чём сожалел последующие годы (об этом свидетельствует его переписка). Более того, на смертном одре им было принесено покаяние, а смерть поэта названа его духовником  праведной. 

   Можно ли подключить себя к строительству покаянного моста в Царство Небесное для русского поэта, если больший труд уже произведен? Думается, можно, и это не отнимет много сил и не призовет духов злобы.

      В.С. Высоцкий – Поэт эпохи «развитого социализма» в период подражательства, в раннем творчестве сотворил пародию на «Непорочное Зачатие Девы Марии» в подражание Пушкину. Будучи подвластным страсти алкоголизма он умирает, не успев принести покаяния.

Но и при жизни в ряде интервью он признавался, что не является верующим человеком.

    Можно ли подключить себя к строительству покаянного моста в Царство Небесное для Поэта эпохи «развитого социализма» если это строительство, возможно не начиналось, или находилось на начальном этапе? Наверное, решать вам, дорогие мои, знающим свои силы, располагающим временем и трудами.

       Был бы только по силам, взятый подвиг.

 

       Эпилог.

       Многие знаменитые люди оставили неизгладимый след в истории нашей Родины, и у большинства из них были сложные, порою трагические судьбы. Есть и те сердобольные христиане, которые берутся отмаливать Клару Цеткин, Розу Люксембург или таких деятелей, как Иосиф Сталин, поэтов Александра Блока, Владимира Маяковского, лидеров рок-групп и т.д. Тех, чьё прошлое осталось несъёмным греховным грузом, так как не было ни раскаяния, ни покаяния. А раз так, то силы инфернальные считают их своею собственностью, особенно тех, кто ушёл из жизни через самоубийство. Молящиеся за таковых, пытаются вырвать своих оппонентов из лап бесовских, считающих их своей добычей, чем естественно навлекают на себя ответную реакцию. Если человеку скучно жить, то это далеко не разумное развлечение. Пытаться отмолить грехи, о тяжести которых даже не догадываешься, опрометчиво. Многим не по силам, а значит неполезно, ибо действительно может вернуться бумерангом и значительно осложнить жизнь.

 

 Авторы Владимир Малёванный и Протоиерей Владимир Фролов.



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на март 2024 года

Март — особый месяц для христиан. Все потому, что начинается подготовка к одному из самых главных праздников — Светлому Христову Воскресенью. К...

Выбор редакции

Пяток 2-й недели Великого Поста 2024. О воздержании

Возобладай над чревом, пока оно не возобладало над тобой.Преподобный Иоанн Лествичник Как рано надо начинать детям поститься? По учению древних отцов,...