Предательство и прощение: история братьев святой Матроны Московской

Предательство и прощение: история братьев святой Матроны Московской

В 1911 году в списках сельскохозяйственной переписи Тульской губернии появилась запись о детях Димитрия Ивановича и Натальи Никитичны Никоновых, проживающих в селе Себино Епифанского уезда. Среди прочих была в ней строчка: «Дочь 28 лет, девица безграмотная». Переписчик поставил рядом букву «к», что означало «калека». Эта строчка относилась к будущей святой — блаженной Матроне Московской.

Матрона родилась в большой семье. У неё было четыре брата и три сестры. Четверо детей умерли в младенчестве, а вот с именами двух братьев Матроны связан один из многих трагических сюжетов в жизни святой, когда самые близкие, казалось бы, люди её предали.

Иван Никонов, старший из братьев, в 19 лет женился на 17-летней Евдокии, дочери крестьянина Николая Ивановича Федотова. В 1907 году в его семье появился сын Дмитрий. Крёстной к первенцу Николай позвал набожную сестру Матрону, об удивительном молитвенном даре которой с ранних её лет знали не только близкие, но и жители соседних деревень: к сестре приходили толпами со всей округи, убеждаясь, что слепой дочке Никоновой открыто больше, чем зрячим. Дочь Машу, которая родилась у Ивана Никонова через два года после Дмитрия, тоже крестила тётка, Матронушка. И сына Василия, снова – она. Уже это показывает, что Иван свою сестру любил и ценил.

А вот младший брат, Михаил Никонов, видимо, с самого начала калеку невзлюбил. Хотя признавал, что семье от сестры есть большая выгода — удивительным образом слепая не стала близким обузой, а наоборот, сделалась кормилицей: отец Никоновых долго болел, зарабатывать не мог, потом умер, а к Матроне за советом и помощью шли люди и в благодарность несли еду, вещи, деньги…

Предательство и прощение: история братьев святой Матроны Московской
Дом в селе Себино Тульской области,
в котором родилась блаженная Матрона
Фото от 6 октября 2001 г.

Скоро судьба распорядилась Михаилу надолго покинуть родное Себино. Приближалась Первая мировая война. Братья Никоновы тянули жребий — кому идти в солдаты. Выпало Михаилу, и он ушёл сначала просто служить, а потом и воевать.

Михаил не был дома целых восемь лет. За старшего оставался Иван. Был он грамотным, деловым, сумел сколотить крепкое хозяйство: и скотина, и двор — всё содержалось в порядке. И Матроне жить давал, не обижал. А потом грянул 1917 год.

Михаил вернулся из армии «перекованным», большевиком. Скорее всего, именно он подсказал брату Ване, что имущество семьи надо срочно продавать, потому что грядут перемены, а при новой власти лучше оказаться в бедняках, пусть даже и номинально. Сам уже партийный, Миша убедил Ивана вступить в Коммунистическую партию. Под влиянием брата, Иван, судя по всему, изменил и отношение к Матроне. Во всяком случае, когда в 1918 году в семье Ивана родился младший ребёнок — сын Петя — крестить его отец уже не решился и «неблагонадёжную» сестру в восприемницы не позвал.

У братьев началась новая жизнь. Карьера их шла в гору: в мае 1917 года граждане села Себинопри полном сходе единогласно постановили лишить должности Губанова Василия Тихоновича, который был прежде членом волостного совета, и выбрать на его место Ивана Дмитриевича Никонова. То есть Иван выбился в волостное начальство. А Михаил и того круче — стал председателем Себинского комитета бедноты, органа советской власти с довольно большими полномочиями в селе.

Предательство и прощение: история братьев святой Матроны Московской
Запись в архиве о семье Никоновых.
В разделе “Женский пол” написано – дочь, 17 лет, слепая
В разделе “Мужской пол” написано – сын, 15 лет, грамотный, сын, 12 лет, учащийся

Началось раскулачивание. Михаил с другими членами комитета бедноты лютовал, с односельчанами разбирался жестоко, добро отбирал, а кто отдавать не хотел, того наказывал. По свидетельству исследователя биографии святой Матроны Московской Геннадия Зайцева, были в практике комбедовцев под предводительством Михаила Никонова и перестрелки, и убийства.

Между тем обедневшим жителям Тульской губернии стало не до лечения душевных ран и не до визитов к прозорливой себинской слепой. Самим бы с голоду не помереть — куда уж платить какой-то там калеке за советы! Поток посетителей к Матронушке схлынул, дохода семье она больше не приносила. Молитва Матроны, иконы в ее комнате — все это совсем не вписывалось в новый атеистический образ жизни Михаила и Ивана. Богомолка стала откровенно мешать братьям. Они теперь редко заходили в родительский дом и встреч с Матроной избегали. Братья уже не скрывали, что из-за сестры могут лишиться не только должности, но и свободы.

Вопрос встал ребром: идеологическое противостояние внутри семьи вынуждало Матрону Никонову уехать из родного дома. Девушка безропотно собрала нехитрые пожитки и вместе с подругой отправилась в Москву.

Предательство и прощение: история братьев святой Матроны Московской
Дом в Москве в Староконюшенном переулке, где в семье Ждановых Матрона прожила с 1941 по 1949 год

О её скитаниях, о неприкаянности, голоде и холоде, который пришлось пережить святой, написано много. Матрона Никонова меняла адреса, переезжала от знакомых — к родным, от родных — к случайным людям, порой к тем, кто относился к бездомной страннице враждебно… Квартиры, комнаты, домики, подвалы, сараюшки… С жильём в столице было сложно, выбирать не приходилось. Почти везде — без прописки, постоянно под угрозой ареста… Прописывать её боялись: Матрона принимала по сорок человек в день, донести мог любой из них. А не посетители, так соседи пожалуются властям на шум, на беспокойство — и всё равно прихода милиции не избежать. Послушницы-хожалки, которые ухаживали за Матроной, тоже подвергались опасности. Матрона переживала за них и за хозяев, у которых находила временный приют, старалась в меру сил не обременять долго своим присутствием.

Вот что вспоминает одна из женщин, у которой Матрона долго жила в Москве: «Я приехала в Сокольники, где матушка часто жила в маленьком фа­нерном домике, отданном ей на время. Была глубокая осень. Я вошла в до­мик, а в домике — густой, сырой и промозглый пар, топится железная печка-буржуйка. Я подошла к матушке, а она лежит на кровати лицом к стене, по­вернуться ко мне не может, волосы примерзли к стене, еле отодрали. Я в ужасе сказала: “Матушка, да как же это? Ведь вы же знаете, что мы живем вдвоем с мамой, брат на фронте, отец в тюрьме и что с ним — неизвестно, а у нас — две комнаты в теплом доме, сорок восемь квадратных метров, от­дельный вход; почему же вы не попросились к нам?” Матушка тяжело вздох­нула и сказала: “Бог не велел, чтобы вы потом не пожалели”».

Предательство и прощение: история братьев святой Матроны Московской
Фотография блаженной старицы Матроны

Но что же братья? Ведь они знали, где Матрона и что с ней — до 1945 года, пока жива была мать, сестра не раз приезжала в Себино, чтобы её проведать. Неужели Иван и Михаил ни разу не поинтересовались судьбой изгнанницы?

Известно, что до 1930-х годов братья Никоновы ещё оставались в Себино. Говорят, Иван с Михаилом крепко поругались, Иван переживал, что выгнал Матрону. Говорили даже, он нашёл на чердаке иконку, спрятал под подушку, молился втихую, каялся.

А потом в селе случился загадочный пожар — ночью ни с того ни с сего сгорела изба председателя комитета бедноты Михаила Никонова. Соседние дома огонь странным образом не тронул. Совпадение? Возможно. А может быть, и месть раскулаченных.

Как бы то ни было, в 1938 или в 1939 году Михаил с семьей из Себино уехал. Куда — неизвестно. Есть сведения, что в 1942 году 54-летний Михаил ушёл на фронт и пропал без вести.

Иван, скорее всего, оставался в родном селе до войны. Самого его по возрасту на фронт уже не взяли — в 1941-м Ивану Дмитриевичу исполнилось 55. Но воевать отправились три его сына: Дмитрий, Василий и Пётр. В 1943-м Ивану и Евдокии пришла первая похоронка на Дмитрия. Потом — на Василия. Погиб на фронте и третий сын Ивана, Пётр Никонов.

Село Себино война не пощадила. В 1942-м, когда немцы подступали к Москве, себинцы только-только успели оставить дома и спрятаться в лесу, как в село вошли фашисты. Никого не нашли, разозлились, сожгли село полностью. Сгорело и хозяйство Ивана вместе с родительским домом Никоновых. Две дочери Ивана после войны вышли замуж и разъехались. История повторилась: остался брат святой скиталицы сам бездомным и неприкаянным. Сбывалось пророчество маленькой Матроны. По свидетельству Евгении Калачковой, односельчанки святой, «мать родная Матроне говорила: “Дитя ты моё несчастное!” А Матрона ей отвечала: “Я-то несчастная! У тебя Ваня несчастный, да Миша!”»

Предательство и прощение: история братьев святой Матроны Московской
Последнее место, где жила святая Матрона на подмосковной станции Сходня (улица Курганная, 23)

О послевоенной судьбе Ивана Никонова известно немного. Есть свидетельства, что брат, сам уже смертельно больной, приезжал к Матроне в Загорск, просил прощения, раскаивался. Анна Дмитриевна Прохорова, внучатая племянница блаженной Матроны, вспоминала: «Мать Матронушки умерла в 45-м году, тетка Марфа — в 41-м. Братья ее были дядя Миша и дядя Ваня. Они были неверующими, особенно дядя Миша. Они ее вообще не понимали. Дядя Миша тут всех кулачил, дядя Ваня уж к ней ходил, когда стал плохой. Он был маленький ростом, с усиками, худенький. Приходил на кладбище, плакал. Тетя Дуня, его жена, тоже к ней ходила».

 А вот свидетельство Анны Филипповны Выборновой, дочери старосты себенской церкви (орфография сохранена): «Брат Матрюшен не верил: “Что там она знает?” Свой родной брат, а не верил. А как коснулось его горе, так и поверил в сестру. И вот в последнее время (она жила в Москве) брат начал к ней ездить и прощение сколько раз просил у сестры!»

Четверть века прошло с тех пор, как уехала Матрона из родного дома. О чём были разговоры брата и сестры? Можно только догадываться. Иван мучился мыслью, что выгнал калеку из дому, сам дома лишился, детей потерял. Отказался от помощи Божией, отвернулся от Бога — остался одиноким и больным… Винил себя в слабости, в трусости, в предательстве. Плакал, не верил, что сможет сестра такой грех простить…

Предательство и прощение: история братьев святой Матроны Московской
Храм Успения, в котором крестили святую Матрону, в селе Себино
Современный вид
Фото svyatmatrona.ru

 А Матрона брата жалела. Потому что простила его уже много лет назад. И молилась за него, за его душу, за его семью и детей все годы скитаний, как молилась за всех людей — и просителей своих, и гонителей.

На заставке: генеологическое древо святой Матроны, фото из музея в Себино, pravoslavie.ru

Источник: https://foma.ru/predatelstvo-i-proshhenie-istoriya-bratev-svyatoj-matrony-moskovskoj.html  



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Календарь для православных на декабрь 2019 года

Православные люди соблюдают посты, христианские праздники. Православный календарь используется не только в церквах, но и просто верующими людьми, для того чтобы понимать, чего в эти дни делать нельзя. Предлагаем вам ознакомиться с праздниками в Православном...

Выбор редакции

Открыта регистрация на VII олимпиаду школьников «В начале было Слово...»

18 ноября 2019 года началась регистрация на VII олимпиаду школьников «В начале было Слово…», организатором которой является Российский православный...