Сахарный бартлетт

Сахарный бартлетт

Зинаида умерла в первый день Рождественского поста. Она давно и тяжело болела, все это понимали, но она никому не говорила о своей болезни и вообще не любила жаловаться и поднимать эту тему. Только иногда просто и коротко сообщала: «Батюшка, меня на той неделе не будет: я снова в больницу ложусь». И я уже понимал, что Зинаида в очередной раз ложится на обследование или на лечение (в зависимости от обстоятельств) в областной онкодиспансер.

Борьба с болезнью продолжалась несколько лет, и временами Зинаида возвращалась из больницы повеселевшая, так что мы все понимали: результаты лечения обнадеживают. Но потом становилось ясно, что болезнь не ушла, а только отступила на время, чтобы вернуться снова. И тогда Зинаида опять грустнела. Но она никогда эти свои переживания не высказывала специально – ни радостные, ни тревожные, а, как я уже сказал, вообще не любила жаловаться и говорить о своей болезни.

Последнюю пару месяцев она совсем ослабела и уже не могла приходить в храм, но до этого неизменно участвовала во всех службах, исповедовалась, причащалась и даже пела на клиросе. На клиросе она вообще пела давно, может быть, десять лет или больше, так что, когда я пришел служить в Почтовое без малого восемь лет назад, Зинаида уже была бессменной участницей нашего хора. Вообще она была одной из тех местных жителей, предки которых издавна жили в этих краях и потомков которых, увы, остается всё меньше.

Во время Великой Отечественной войны отец Зинаиды партизанил в Бахчисарайском районе. И вот, когда наши войска уже подходили к Почтовому, немцы собрали остатки работоспособного населения в нескольких ангарах и собирались отправить их последними эшелонами в Германию. Тогда партизаны, предваряя действия наших войск и в координации с ними, совершили вылазку, чтобы отбить этих людей и содействовать наступлению Красной армии. В этих боях, освобождая односельчан, погиб отец Зинаиды. Самой ей было на тот момент пять лет, и она запомнила, что за неделю до этого боя отец как-то сумел пробраться домой, повидал жену, детей и фактически попрощался с ними.

Здесь же на старом кладбище он и был похоронен, а имя его выбито на памятной стеле возле поссовета и Вечного огня, где каждый год проходят торжественные мероприятия в День победы.

Как я уже сказал, Зинаида вообще не любила много говорить и внешне держалась сдержанно, но всегда старалась сделать что-нибудь хорошее и простое, одарить чем-нибудь. Так, узнав, что мне понравилась ее фирменная «бузиновка», она периодически стала вручать или передавать через кого-нибудь бутылочку этой замечательно вкусной, по какому-то особенному рецепту приготовленной наливки. Или, узнав о проблемах с давлением, передавала мне калину, с примечанием, как ее правильно готовить, а иногда уже и прямо в баночке, пересыпанную сахаром, так что мы употребляли этот целебный сироп во здравие души и тела. Когда осенью поспевал урожай винограда у Зинаиды в саду, она непременно делилась с нами отборными гроздьями.

Но особенно мне запомнились маленькие, но очень сладкие груши – сахарный бартлетт. Запомнились они мне еще вот почему. Зинаида любила свою землю, свой поселок, в котором прожила всю свою жизнь, любила нашу Альминскую долину с ее вековыми традициями выращивания плодовых культур. И вместе с тем она скорбела о том, что доброе старое хозяйствование уходит в прошлое, что нет уже больше тех могучих садов, где бригада с одного дерева могла снимать урожай несколько дней, что исчезают местные, традиционные сорта яблок и груш, а на смену им приходят иные, «коммерческие» сорта, созданные главным образом для того, чтобы при минимальных затратах получить наибольшую выгоду. И вот, зная, что я тоже люблю Крым и полюбил Альминскую долину, ее людей, историю и колорит, Зинаида время от времени дарила мне эти грушки. А я всё никак не мог запомнить их название и всякий раз переспрашивал, смущаясь от того, что снова не запомнил, как эти грушки называются.

– Сахарный бартлетт, – всякий раз терпеливо сообщала Зинаида.

И всякий раз я опять забывал название и мучился, припоминая, что название их напоминает то ли банкет, то ли портрет…

А еще она хорошо готовила. Вкусно, разнообразно и вместе с тем как-то очень ловко и быстро. Так что для всех наших приходских праздников и застолий всегда готовила Зинаида. Не одна, конечно, но она неизменно верховодила, пока позволяло здоровье и силы. И при этом я никогда не замечал в ней ни малейшего намека на властность, на какое-то стремление повелевать или управлять кем-либо. Так что даже такие хлопотные и отчасти суетливые мероприятия, как приготовление трапезы на 60–100 человек, под ее руководством всегда проходили без перепалок, недоразумений, взаимных обид и упреков. При этом за ее молчаливой сдержанностью всегда проступало сердечное добродушие, так что даже при ее немногословии общаться с ней было всегда легко и радостно. Притом она обладала прекрасным чувством юмора, так что с обычным своим серьезным и неулыбчивым видом говорила иногда что-нибудь такое по-доброму веселое, что вносило в общую атмосферу общения отраду и легкость.

Между тем приход ее к вере и в Церковь был связан с обстоятельствами исключительными и трагическими. Сын ее, Андрей, мой ровесник, в начале 1990-х работал в структурах МВД и узнал, что его коллеги «крышуют» крупный наркотрафик. Будучи человеком совестливым и принципиальным, он не только сам не хотел участвовать в этом преступном бизнесе, но и имел дерзость неоднократно предупреждать сотрудников и даже начальство, что, если это крышевание не прекратится, он не будет молчать.

И вот Андрей собрался жениться. По свидетельству очевидцев, на свадьбу его собралось множество самых разных людей, в том числе и сослуживцев. Гуляли до глубокой ночи. Только в два часа молодые отправились спать. А в пять утра Андрей вышел во двор и не вернулся. Когда молодая жена проснулась и обнаружила, что мужа нет в спальне, она вышла в другую комнату, встретила Зинаиду, спросила, не видала ли она Андрея. Но и мама его не видела. Тогда они вместе вышли в сад и нашли его убитым. Нож ему воткнули прямо в сердце и еще провернули для верности. От убитого в сторону забора по вскопанным грядкам уходили следы, как выразился один из свидетелей, «сорок пятого размера». Уголовное дело завели, но через четыре года технично «замяли» и закрыли… Вот и всё.

Сколько раз я слышал эту историю и от самой Зинаиды в скупом ее изложении, и от других – всякий раз с ужасом даже приблизительно боялся себе представить, что должна была пережить этим утром несчастная мать! Но самое ужасное было то, что сын Зинаиды, в силу водворившегося тогда уже в селах безверия, был не крещен…

Не знаю, как Зинаида тогда не сошла с ума, но невозможность смириться с отчаянием и пустотой, как я думаю, привела ее к мысли о продолжении жизни сына в ином мире, но и тут она с ужасом должна была узнать в какой-то момент, что, «кто не рожден от воды и Духа, не может войти в Царствие Небесное». Но она не отчаялась и, когда в Почтовом появилась община и в здании бывшего клуба стал обустраиваться под руководством отца Виктора храм, Зинаида постепенно втянулась в общинную жизнь.

Вдова Андрея Марина тоже после этого случая начала приходить к вере, пела в церковном хоре в одном из городских храмов, потом познакомилась с пономарем (бывшим военным) Владимиром, и вскоре они расписались. В какой-то момент владыка, в силу особенных обстоятельств, счел возможным рукоположить Владимира сначала в диаконский, а потом и в священнический чин, так что он потом много лет служил в Хмельницком. С матушкой Мариной они народили восемь детей, время от времени ездили всем семейством к Зинаиде, считали ее родным человеком и относились к ней с большой любовью и уважением. Даже дети отца Владимира и матушки Марины считали Зинаиду родной бабушкой…

Сердечной болью Зинаиды были тяжелые отношения с другой ее невесткой, тоже Мариной – женой родного брата. Она была нашей прихожанкой, все мы к ней относились хорошо, и она не выказывала каких-то странностей, но только до того момента, пока не случилась пресловутая «революция достоинства» на Украине. В тот день, когда на Майдане с особенным каким-то подтекстом и надрывом поминали «Небесную сотню», Марина пришла в храм с охапкой гвоздик. И вот после отпуста и проповеди, когда я уже начал было давать прихожанам для целования крест, она обратилась к собравшимся со странной, взвинченной речью об этой самой «Небесной сотне» и стала раздавать гвоздики. Неуместность речи заключалась в том, что все и так скорбели о погибших и молились, не разделяя на «своих и чужих», разве что за православных по Уставу. Да и не принято как-то прихожанам без благословения в храме выступать с речами. Но я промолчал, позволил ей сказать всё, что она хотела сказать, и сделать всё, что она хотела сделать, лишь бы как-нибудь не огорчить ее и не оттолкнуть.

Но, увы, Марина в «москальский» храм ходить перестала и с непонятной озлобленностью переключилась на Зинаиду, с которой она была соседкой.

По любому случаю оскорбляла ее почем зря, называла почему-то предательницей (очевидно, в контексте нашей всеобщей радости от возвращения в Россию). И это было бы смешно, когда бы не было так грустно, потому что Марина в своей странной озлобленности дошла до того, что стала угрожать Зинаиде отсудить всё ее имущество (уж не знаю, на каком основании) и действительно подала на нее в суд и затеяла судебную тяжбу. Особенно для Зинаиды было тяжело то, что невестку поддерживал единственный оставшийся в живых брат Зинаиды – муж Марины Анатолий. Словом, страдала она от этой неприязни, досаждений и ненависти ужасно, но старалась переносить всё с кротостью и молилась, как могла, от сердца о несчастной Марине.

В один из последних моих приходов к Зинаиде она поведала мне с радостью, что к ней после долгой и тягостной размолвки пришел-таки брат и они наконец-то помирились, обнялись и попросили друг у друга прощения. А вот Марина примириться не захотела, и на отпевании Зинаиды ее не было. А брат пришел и дал последнее целование.

Последний месяц она почти не выходила из дома, только во дворик – пройтись до калитки и обратно: выпустить и запустить песика. Звонила заранее старосте, чтобы он попросил меня ее причастить. Мне не звонила из деликатности, чтобы не беспокоить. Я приезжал несколько раз. У нее была в доме своя келейка, маленькая, уютная, с кроватью, столиком и со святым углом, стены вокруг которого сплошь были увешаны иконами и святыньками… Мы молились с ней, я просил ее не вставать (разве что на чтение Евангелия и во время Причастия), но она, посидев немного, всё равно поднималась и стояла всё время, пока я вычитывал молитвы. Потом провожала меня до калитки трудной, уже по-стариковски шаркающей походкой и передавала в кулечке очередной гостинец. То варенье, то виноград, то маринады какие-то…

В день ее кончины мне позвонил наш прихожанин, а по совместительству электрик в больнице – Володя и сообщил, что в отделение только что привезли Зинаиду. Она в сознании, но слабенькая, и вот он взял из нашей больничной часовенки икону и поставил в ее палате. Можно ли? Я сказал, что и можно, и нужно. Зинаиду и раньше привозили на время в больницу, чтобы поддержать капельницами и усиленной терапией, так что я не удивился такому событию. Еще через полчаса позвонила дочка Зинаиды и сказала: мама попросила, чтобы я ее завтра утром исповедовал и причастил. Конечно, я не возражал, и мы договорились встретиться завтра в девять утра. Но еще через час позвонил староста и сообщил, что Зинаиде неожиданно стало хуже и она скоропостижно скончалась. До последнего она была в сознании, держала себя с добрым христианским достоинством, никому не жаловалась и не роптала.

Несомненно, Господь за ее веру и постоянство в добре и молитве дал ей силы именно так – терпеливо – перенести свою болезнь и непостыдно закончить земной путь. А то, что не получилось напутствовать ее Святыми Дарами… – верю, что Господь принял ее намерение и сподобит ее «истее», то есть во всей возможной для человека полноте, причаститься Жизни в «невечернем дне Царствия Своего».

Источник: http://www.pravoslavie.ru/125931.html



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Календарь для православных на декабрь 2019 года

Православные люди соблюдают посты, христианские праздники. Православный календарь используется не только в церквах, но и просто верующими людьми, для того чтобы понимать, чего в эти дни делать нельзя. Предлагаем вам ознакомиться с праздниками в Православном...

Выбор редакции

Открыта регистрация на VII олимпиаду школьников «В начале было Слово...»

18 ноября 2019 года началась регистрация на VII олимпиаду школьников «В начале было Слово…», организатором которой является Российский православный...