24.12.2016
Через сверхприродные человечные поступки зверей Господь призывает нас к отказу от зверства и к покаянию …
И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Сергей Есенин
Можно по-разному оценивать наше так называемое «цивилизованное» время. С позиции утилитарно-прогрессистской будет одна оценка этого времени, с позиции нравственной – абсолютно противоположная. С прогрессистской точки зрения человечество развивается в сторону блага, совершенствуется, создаёт массу полезного для жизни и здоровья человека. С точки зрения духовно-нравственной всё происходит наоборот. Одной из бросающихся всем в глаза примет нашей «цивилизованной» эпохи является звериная жестокость человека. Помноженная на современные технические средства уничтожения, она становится беспрецедентной в истории. Каждый день приносит нам тяжёлые вести о проявлениях во всех концах света звериной жестокости человека.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорил, что есть святые люди, люди-ангелы и противоположные им люди-звери и даже люди-бесы. И складывается такое впечатление, что последних становится всё больше и больше. Мы вспоминаем, как американцы уничтожали сербов, как убивали Муаммара Каддафи, как террористы ИГИЛ резали и продолжают резать христиан и иных ни в чём не повинных людей, и другие, самые разнообразные, человеческие злодеяния.
Последняя тяжкая весть – убийство в Турции, в дни Рождественского поста, российского посла Андрея Карлова, замечательного православного русского человека. Убил его исламский экстремист. Событие, безусловно, знаковое – об этом мы ещё поговорим. Всё это, в сопряжении с суетой и нагрузками современной «цивилизованной» жизни, мучает любого нормального, совестливого человека. «…воистину всякий пред всеми за всех и за всё виноват» – говорил старец Зосима из «Братьев Карамазовых». Иной раз думаешь: как трудно найти точку опоры в этом озверевшем человеческом мире! – и вдруг эта точка опоры обретается в самом неожиданном мире – зверином, в буквальном смысле этого слова. И вспоминаются строки из стихотворения «Природа» не очень известного широкой публике поэта Александра Сумарокова, арестованного в 1936г. за пропаганду Сергея Есенина (в том же году он умер – вероятно, был расстрелян). Вот эти строки:
От встреч, от споров, от приличий,
От всей житейской суеты
Ушёл я слушать голос птичий
И рвать весенние цветы…
Молюсь озёрам и долинам,
Пою о счастье, о весне,
И эхо голосом звериным
Из тёмных далей вторит мне…
И вот это «звериное эхо» вторит нам из самых разных «далей» нашей планеты. Один голос – из далёкого Мехико, где 1-го ноября этого года домашний пёс спас новорожденного ребёнка, которого мать выбросила на помойку. Собака нашла его и, аккуратно взяв в пасть и не причинив ни малейшего вреда, принесла к дому своей хозяйки. Второй голос – кошачий, из нашего Обнинска. 10-го января 15-го года пушистый зверёк также спас младенца, брошенного матерью, – мальчика оставили в коробке на лестничной клетке, и он непременно умер бы от переохлаждения, если бы не эта замечательная кошка, которая несколько часов грела и облизывала малыша, привлекая своим мяуканьем на помощь людей. И ребёнок был спасён. Кошка по имени Машка так привязалась к малышу, что, когда его увозили, побежала за машиной скорой помощи. Вот такая поучительная и отрадная «человечность» зверей – в ответ на зверства человека. И пусть меня осудят богословы, но я не верю, что у животных есть только инстинкты и рефлексы. Божий мир полон тайн, в нём нет эвклидовой линейности, он антиномичен и чудесен.
Все сказанное свидетельствует о том, что не существует «нечистых» животных, а есть лишь загрязненные грехом люди. И через сверхприродные человечные поступки зверей (именно поступки, а не просто инстинкты) Господь призывает нас к отказу от зверства и к покаянию. Наши «меньшие братья» ждут от нас Преображения во Христе.
Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России
Впервые опубликовано на сайте священника