Популярное за неделю

Популярное за неделю

Храм из другого пространства: выставка футуристической православной архитектуры в РПУ

1 ноября 2019 года в Российском православном университете (РПУ) открывается выставка «Гипс и Глина», посвященная футуристической православной архитектуре – уникальному пути развития русского церковного зодчества.

На экспозиции свои работы – макеты футуристических храмов представит художник, скульптор и архитектор, член Союза художников России Дмитрий Канторов, который в течение 6 лет разрабатывал актуальные формы церковной архитектуры.

Храм из другого пространства: выставка футуристической православной архитектуры в РПУ

Как рассказал «Фоме» Дмитрий Канторов, в основе его экспозиции, как и в целом всего проекта, – монументальная любовь.

– Эта выставка – про монументальную любовь. Про любовь к исповеди, прикрытой от посторонних глаз архитектурной формой. Про любовь к Церкви, которая проявляется через архитектуру храма. Про философию, ставшую визуальной и тактильной. Про надежду, что мы не падем и не запутаемся в собственных просчетах, что Господь нас поднимет, уже упавших, и даст нам время. И мы не потеряем его и сделаем что-то для других, – сказал автор проекта.

Храм из другого пространства: выставка футуристической православной архитектуры в РПУ

По словам Дмитрия Канторова, чтобы выразить такую любовь, «возможна архитектура не утилитарная, земная, не рациональная, а построенная на отрицании смерти и апеллирующая к другому пространству, другой перспективе (в прямом и переносном смысле)… Архитектура, построенная на пространстве иконы».

– Это выставка для тех, у кого уже произошла Встреча с Богом. Кто реально ощущает Его присутствие в своей жизни, – добавил он.

Храм из другого пространства: выставка футуристической православной архитектуры в РПУ

Автор экспозиции также отметил, что «Православная Архитектурная Философия направляет мысль, апеллирует к первоосновам пространственного мировосприятия, заложенного в византийские времена, времена каппадокийских столпников, трансформации греческой живописной школы в иконописную, созданию византийского иконографического канона и крестово-купольного храма. Опирается на культурную память, церковную историю и церковные каноны».

Храм из другого пространства: выставка футуристической православной архитектуры в РПУ

– Православная Архитектурная Философия, лежащая в основе архитектурного проекта, национальна, исторична и народна, несет в себе черты русскости. Но этого мало… Архитектура должна нести любовь, не идею любви, а саму любовь, воплощенную в архитектурном пространстве. И в этом видится задача будущих поколений архитекторов. Талант через любовь или любовь через талант, но церковная архитектура это особенное место, куда человек может прийти со своими детьми и, по слову летописца: «не знать, на небе он или на земле», – подчеркнул Дмитрий Канторов.

Храм из другого пространства: выставка футуристической православной архитектуры в РПУ

–  По слову Господа, «Царство Мое не от мира сего», церковная архитектура должна свидетельствовать об этом. Такой подход охватывает все разнообразие нужд церковной архитектуры: дома причта, катехизаторские центры, приюты, воскресные школы, и др., – продолжил мастер.

Автор проекта убежден, что «возросшие строительные возможности, новые технологии и невиданные прежде материалы дают уверенность в возможности реализации такого проекта».

Храм из другого пространства: выставка футуристической православной архитектуры в РПУ

Дмитрий Канторов также рассказал, что его храмы ориентированы на выполнение в технике бетонного литья и каменной или кирпичной кладки. С этой целью он разработал опалубки для бетона и каркасы для литья. Также, по его словам, он заимствовал некоторые технологии и приемы создания монументальных скульптур.

– Нетрудно предположить, что в России и дальше будут строить церкви из дерева, используя технику сруба. И в этом направлении архитектуры можно еще очень много сказать. Мне представляется, что в будущем наша церковная архитектура будет развиваться в найденном мною векторе в силу отсутствия альтернативных направлений, – заключил Дмитрий Канторов.

Храм из другого пространства: выставка футуристической православной архитектуры в РПУ

Выставка футуристической православной архитектуры пройдет в рамках проекта «После иконы».

– Дмитрий Канторов переизобретает архитектуру в обратной перспективе. Его разговор – про Святую Русь без кавычек и пятиэтажек. Его архитектура мечтательная, нерациональная, цветная, живая, – отметили кураторы экспозиции.

Храм из другого пространства: выставка футуристической православной архитектуры в РПУ

Вместе с проектами Дмитрия Канторова на выставке «Гипс и Глина» представят работы художника-керамиста Елизаветы Червяковой, работающей в технике майолики.

Выставка «Гипс и Глина» откроется 1 ноября в 19:00 в РПУ по адресу: Новая площадь, д. 12 (ст. м. «Лубянка», «Китай-город»). Работать она будет до 10 ноября. Вход свободный.

С 1 ноября паломничеством в России смогут заниматься только религиозные организации

1 ноября 2019 года в России вступает в силу пакет поправок к закону о туристской деятельности и закону о свободе совести и религиозных организациях, согласно которому организовывать паломнические поездки и туры теперь имеют право только религиозные организации.

Данные поправки были приняты в июле 2019 года, в них, в частности, дано определение самого понятия «паломник», сообщают «Известия».

«Паломник – физическое лицо, совершающее путешествие (поездку) для посещения мест религиозного почитания (паломничества) и объектов религиозного назначения, расположенных на территории Российской Федерации и за ее пределами, в целях участия в религиозных обрядах и церемониях (паломническая поездка)», – говорится в тексте закона.

Отмечается, что паломничеством не будет считаться поездка, подразумевающая отдых, развлечение или получение прибыли.

Также, согласно новым поправкам, паломники могут организовывать поездки самостоятельно («непосредственно»), либо через религиозные организации, в т.ч. ими созданные.

Туристические агентства подобные услуги оказывать больше не будут.

2 ноября 2019 года православные отметят Димитриевскую родительскую субботу

2 ноября 2019 года Православная Церковь отметит особый день поминовения усопших – Димитриевскую родительскую субботу.

День поминовения усопших в субботу накануне дня памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по н. ст.) был установлен после Куликовской битвы, произошедшей в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 1380 году.

Изначально, по установлению святого князя Димитрия Донского, в этот день поминали всех русских воинов, павших на Куликовом поле. Собственно, это еще один смысл названия субботы «Димитриевской».

Со временем Димитриевская суббота стала днем, когда поминают всех «от века (с начала времен) усопших» христиан. Димитриевская суббота – последняя родительская суббота в 2019 году.

Следующая родительская суббота будет отмечаться 22 февраля 2020 года – это будет Вселенская родительская суббота (мясопустная).

В новом пособии Церковь объяснила, как дать обет трезвости

Синодальный отдел по благотворительности выпустил новое методическое пособие, в котором рассказывается об обетах трезвости как одном из способов преодолеть алкогольную зависимость.

«В книге мы хотели показать, что в Церкви давно было понимание, что употребление алкоголя в жизни православного христианина вовсе необязательно и даже нежелательно. Жить можно трезво», – отметил автор-составитель пособия и глава Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности Валерий Доронкин, сообщает пресс-служба Отдела.

Он также указал, что «в Церкви существует традиция, которой не одна сотня лет – традиция полного отказа от потребления алкоголя».

«Никогда не употреблял спиртное преподобный Сергий Радонежский, против употребления алкоголя в монастырях в любом виде выступал преподобный Иосиф Волоцкий», – заметил Валерий Доронкин.

В пособии рассказывается о работе обществ трезвости, о причинах алкоголизма, даются богословские обоснования обетов трезвости Богу в православии.

Также в книге разобрана практика обетов трезвости в древней Церкви, в дореволюционной России и в современности, отдельно рассматривается роль пастыря в работе по утверждению трезвости.

Само издание представляет собой тематические статьи и выступления специалистов по утверждению трезвости, историков, психологов, священников, кроме того, представлены выдержки из выступления патриарха Кирилла.

Пособие из серии «Азбука милосердия» можно скачать здесь. Также ранее в серии вышли пособия «Алкоголик в семье: чем могут помочь близкие?» и «Группа трезвости при храме: руководство для ведущего».

Сообщается, что к 1914 году в России при храмах действовало около 2000 обществ трезвости. Сегодня в стране алкоголезависимым помогают около 600 православных проектов. Для сравнения – в 2010 году таких проектов было около 20.

По последним данным Минздрава, число алкоголезависимых в России достигает 1,3 млн. При этом потребление алкоголя в стране за последние 8 лет сократилось почти в 2 раза: с 18 до 9,3 литра на душу населения.

В Синодальном отделе по благотворительности с 2011 года работает Координационный центр по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости. Также в 2014 году по инициативе Церкви и при поддержке Минздрава было восстановлено ежегодное празднование Дня трезвости 11 сентября.

Писателям и режиссерам стоит опираться на убедительные исторические исследования, – патриарх Кирилл

Писатели, сценаристы и режиссеры, работающие с историческими темами, должны опираться на убедительные исследования, в т.ч. лауреатов Макариевских премий, об этом сказал патриарх Кирилл.

– Как было бы хорошо, чтобы нашлись писатели, владеющие художественным словом, чтобы с использованием именно этих, а не вымышленных исторических повествований создавались художественные произведения, – сказал, в частности, Святейший в среду 30 октября, вручая премии памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) в области гуманитарных наук за 2018/2019 годы, сообщает сайт «Патриархия.ru».

В настоящий момент эта премия вручается за научные исследования в области истории, однако Первосвятитель выступил с инициативой в ее рамках оценивать и художественные произведения на историческую тему, чтобы, «помогать талантливым писателям, сценаристам, режиссерам».

– И если бы сценаристы или драматурги знакомились с объективными, убедительными историческими исследованиями на темы, которые предполагается представить в виде кинофильмов или театральных постановок, то было бы больше пользы и от исторического кинематографа, и от спектаклей, посвященных нашему прошлому, – сказал патриарх Кирилл.

Обращаясь к лауреатам премии, Святейший отметил, что их научная работа «может и должна быть востребована всеми, кто стремится говорить на исторические темы, создавая фильмы и спектакли».

– Теми, для кого история – не мертвая книга о прошлом, а то, что помогает осмыслить настоящее и иметь спокойный взгляд в будущее. Спокойный – то есть лишенный как ненужных страхов, так и прекраснодушного и нереалистического подхода к тому, что происходит с человеческой цивилизацией, – заключил Предстоятель Русской Церкви.

Более 3700 языков мира не имеют никаких переводов Библии

Из существующих на сегодня в мире около 7100 языков, более 3700 не имеют вообще никаких переводов Библии.

Как считает немецкий богослов Александр Маркус Швайтцер, разнообразие библейских переводов могло бы обогатить и углубить наше понимание Священного Писания, сообщает сайт «Седмица.ru» со ссылкой на Vaticannews.

На данный момент Библия полностью переведена только на 700 языков, кроме того, переводы ее отдельных частей существуют на 1100 языках. Более 1500 языков имеют перевод всего Нового Завета.

Александр Маркус Швайтцер сообщил, что ежегодно публикуется около сотни переводов Священного Писания на новые языки. Среди полных переводов Библии, сделанных в 2018 году, – диалекты и языки, на которых говорят в Уганде, Кении, Ботсване, Индонезии и Индии. Кроме того, в прошлом году Новый Завет перевели на диалекты и языки Филиппин, Эритреи, Индии и Мьянмы.

В целом в течение 2018 года библейские общества в мире осуществили переводы на 66 языков, на которых говорят около 440 миллионов человек.

Немецкий богослов указал, что при каждом новом переводе идет речь о культурном вызове, т.к. иногда определенные понятия народа Древнего Израиля нелегко перевести на другой язык.

После каждого нового перевода библейского текста на новый язык, по словам специалиста, наступает другой этап – его публикация, для чего также необходимо много времени и труда.

Церкви передали храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Церкви передали храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Храм XVII века в честь Покрова Пресвятой Богородицы в историческом районе Фили на западе Москвы передали Русской Православной Церкви.

Храм передан в соответствии с распоряжением Территориального управление Росимущества в Москве от 16 сентября 2019 г. № 77-943-р, сообщает сайт Финансово-хозяйственного управления Русской Церкви.

Церковь Покрова в Филях 1693-1694 годов является объектом культурного наследия федерального значения. Она находится по адресу: г. Москва, ул. Новозаводская, д. 6.

Ранее, распоряжением от 20 июля 2017 года № И22-09/11479, Территориальное управление Росимущества в Москве передало в безвозмездное пользование храм Покрова в Филях местному православному приходу.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях является одним из самых красивых в столице и области. По своей архитектуре он относится к распространенному в конце XVII века типу ярусных центрических церквей «Нарышкинского барокко».

Ныне существующий храм был возведен в стиле «восьмерик на четверике» на средства Л. К. Нарышкина, брата царицы Натальи Кирилловны.

На сегодня в нижнем храме церкви сохранились храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трех радостей» и иконы нижнего иконостаса, а также на сводах – фрагменты росписей конца XVII и XIX веков.

Камбоджийцы теперь могут читать святителя Николая Сербского на родном языке

В Камбоджийском благочинии Православной Церкви в Таиланде издан Катехизис святителя Николая Сербского на кхмерском языке.

Перевод осуществлен по благословению Патриаршего экзарха Юго-Восточной Азии митрополита Сингапурского и Юго-восточноазиатского Сергия под общей редакцией секретаря Таиландской епархии архимандрита Олега (Черепанина), сообщает сайт Православной Церкви в Таиланде.

Данное издание представляет собой перевод книги святителя Николая Сербского (Велимировича) «Вера святых», известной также как Катехизис святителя Николая.

Перевод выполнил Исаак Мунг, в редакционную группу вошли иеромонах Паисий (Ипате), иерей Роман Постников и Дария Охват.

Осуществить проект удалось благодаря материальной поддержке Станоя Станковича и Патрика Трулия.

Доставая теплые вещи, не забудьте о бездомных! – служба «Милосердие»

В связи с наступлением холодов в православной службе помощи «Милосердие» еще раз призвали всех неравнодушных пожертвовать теплые вещи бездомным людям.

– В Москве уже пошел первый снег, температура ночью опускается ниже нуля. Доставая из шкафов и кладовок зимние вещи – пожалуйста, вспомните о людях, которые живут на улице, и если есть возможность – отложите для них то, что вы, может быть, уже не станете носить и можете отдать другим! – призвали в службе, сообщает портал «Милосердие.ru».

Координатор программ помощи бездомным в службе «Милосердие» Ирина Мешкова рассказала, что сейчас бездомным нужна теплая одежда, а особенно обувь.

– Прежде всего, нужна обувь. Она должна быть удобной, потому что у бездомных больные ноги, даже если человек прожил на улице недолго – это уже сказывается. Нужна чистая и целая одежда, особенно мужская, – отметила она.

По словам Ирины Мешковой, ежедневно в московский «Ангар спасения» обращаются за помощью около 120 человек, число нуждающихся в одежде и обуви до сих пор составляло от 30 до 70 в день, но теперь, очевидно, их станет еще больше.

– Мы просим не забывать о бездомных в холода. Не проходить равнодушно мимо, если человек нуждается в помощи. Не стыдиться подойти, спросить, объяснить, куда можно обратиться за помощью – тому, кто недавно оказался на улице и еще не владеет нужной информацией, это может спасти жизнь, – резюмировала представитель службы «Милосердие».

В Москве одежду и обувь для бездомных можно принести в «Ангар спасения» по адресу: ул. Николоямская, во дворе дома 55. Ангар открыт с 10:00 до 18:00, в выходные до 16:00. Вещи и другие пожертвования можно привозить и в другое время, предварительно позвонив дежурному по телефону: 8 (926) 158-07-58.

Церковные учреждения и проекты, помогающие бездомным в других городах, можно найти в базе данных по социальному служению Церкви.

В Шахтинской епархии начали совершать Литургии с сурдопереводом

Регулярные Литургии с сурдопереводом для глухих и слабослышащих верующих начали совершать в Шахтинской епархии.

Первое такое богослужение, по благословению епископа Шахтинского и Миллеровского Симона, состоялось в середине октября в храме Покрова Пресвятой Богородицы города Каменск-Шахтинский, сообщает епархиальный сайт.

Литургия с сурдопереводом была совершена в рамках епархиальной программы по духовному окормлению глухих и слабослышащих людей. Возглавил богослужение духовник общины клирик храма иерей Владимир Щербаков, а молились за ним и причастились 10 глухих и слабослышащих прихожан.

В Шахтинской епархии начали совершать Литургии с сурдопереводом

– Сегодня мы можем по праву считать, что каменская община глухих начала свою полноценную жизнь, и этот день можно назвать днем рождения нашей общины, – сказал отец Владимир, который в 2017-2019 годах прошел обучение в Учебно-методическом центре Всероссийского общества глухих по программам: «Основы русского жестового языка», «Повышение квалификации переводчиков РЖЯ» и «Основы деятельности православного переводчика».

Отмечается, что большинство из участников первой Литургии с сурдопереводом посетили ее впервые, некоторые из них вообще только воцерковляются.

– Нам еще не все понятно из церковного языка, но на душе сегодня было тепло и радостно от возможности молиться всем вместе в храме, – рассказали верующие-инвалиды по слуху.

В Шахтинской епархии начали совершать Литургии с сурдопереводом

– Сегодня очень значимый день. Здесь собрались люди, которые пришли не ради любопытства, но чтобы услышать слово Божие на их родном языке – языке жестов. Когда мы видим в храме неслышащего человека, наше сердце сжимается от сочувствия к нему, ведь он ограничен в восприятии информации, звуков, голосов, пения. Нам страшно представить, что такой человек погружен в абсолютную, полную тишину. Мы осознаем, что такие люди невольно оказываются зависимыми от других, а ведь им тоже как-то нужно спасать свои души. И мы должны им помочь в этом, – сказал после службы настоятель Покровского храма иерей Владислав Касьянов.

Сообщается, что на сегодня при храме Каменск-Шахтинского также организована воскресная школа для людей с проблемами слуха, на занятиях в которой они узнают о православных праздниках, Таинствах Церкви и житиях святых.

Украинская Православная Церковь назвала «ножом в спину» письмо архиепископа Афинского Иеронима главе ПЦУ

В Украинской Православной Церкви с сожалением восприняли письмо Предстоятеля Элладской Православной Церкви архиепископа Афинского Иеронима главе раскольнической т.н. «Православной Церкви Украины» (ПЦУ) Епифанию Думенко, которым Элладская Церковь заявила о фактическом признании украинских раскольников.

«29 октября 2019 года стало известно, что Архиепископ Иероним направил главе «ПЦУ» письмо №4751 от 21 октября 2019 года, которым Элладская Церковь заявляет о фактическом признании этой новосозданной квазицерковной структуры», – говорится в заявлении Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви.

Авторы заявления выразили сожаление в связи с решением Элладской Церкви, «которое противоречит священным канонам и традиции Церкви, а также является большой ошибкой, которая наносит вред как Православию в Украине, так и Всеправославному единству».

«Данное решение является ножом в спину канонической Украинской Православной Церкви, которая все годы страдала от церковного раскола и продолжает страдать от раскольников и сегодня, отстаивая канонический порядок в Церкви», – подчеркнуто в тексте.

Напомнив, что каноническая Украинская Церковь неоднократно сообщала главе и епископату Элладской Церкви о реальной религиозной ситуации в стране, авторы документа с сожалением констатировали, что в итоге «Элладская Православная Церковь солидаризировалось с ошибочными действиями Константинопольского Патриархата».

«Жаль, что интересы греческой солидарности сегодня фактически стали проявлением этнофилетизма выше интересов всей полноты Православия. Жаль, что геополитические и политические факторы взяли верх над Православной Церковью в Элладе, которая подверглась внешнему давлению», – добавили в Украинской Церкви.

В тоже время, авторы заявления сердечно благодарны тем архиереям, священникам, монахам и мирянам Элладской Православной Церкви, «которые поднимали свой голос и призывали Архиепископа Иеронима и иерархию Элладской Церкви не делать этого и смело и с дерзновением свидетельствовали об истине и защищали канонический порядок в Церкви».

В Украинской Церкви указали, что в истории православия были периоды, когда еретики и раскольники одерживали временные победы, однако впоследствии побеждала истина Христова.

«Не сомневаемся, что так будет и на этот раз, даже если ждать придется долго… Жаль, что своими действиями по признанию раскола, вхождению в литургическое общение с людьми, которые не имеют законного рукоположения, Элладская Церковь ставит открытым вопрос о возможности нашего дальнейшего евхаристического общения с ней», – добавили авторы заявления.

В заключение Отдел внешних церковных связей сообщил, что окончательное решение о возможности дальнейшего пребывания в евхаристическом общении и сослужении с духовенством Элладской Церкви примет Священный Синод Украинской Православной Церкви.

Напомним, что 17 октября 2019 года Священный Синод Русской Православной Церкви заявил, что прекращает молитвенное и евхаристическое общение с теми из греческих архиереев, которые уже вступили или вступят в подобное же общение с организациями раскольников на Украине.

Отметим, что сегодня на Украине существует только одна каноническая Православная Церковь – Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Т.н. «Православная Церковь Украины» и вошедшие в ее состав другие организации являются раскольническими.

Источник: https://foma.ru/novosti



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Календарь для православных на ноябрь 2019 года

Если опираться на православный календарь, церковных праздников в ноябре в 2019 году в России будет 92. Это, примерно, столько же, сколько было в прошлом месяце. Согласитесь, ни один, даже самый интеллектуально развитый человек, не сможет сохранить в памяти так...

Выбор редакции

В Краснодаре пройдет XXI кинофестиваль «Вечевой колокол»

С 11 по 15 ноября 2019 г. в Краснодаре на базе Государственного бюджетного научно-творческого учреждения культуры Краснодарского края «Кубанский казачий хор» состоится XXI Кубанский фестиваль православных фильмов «Вечевой колокол».

Учредители кинофестиваля –...