Быть может, главная опасность лицемерия заключается в том, что, обманывая других, человек мало-помалу начинает обманывать и себя. Пользуясь уважением людей за свою мнимую святость, видя это преклонение перед своей праведностью, он и сам невольно подчиняется гипнозу общественного мнения, проникается преувеличенным уважением к своей особе, которую так ценят люди. И, в конце концов, свою фальшивую праведность наружного благочестия начинает принимать за чистое золото святости.
Дойдя до такого состояния, человек становится почти безнадежным для Царства Божия, ибо перестает понимать, что в служении Богу нужна искренность, внутреннее чувство и неподдельная любовь. Привыкнув довольствоваться лишь лицемерной внешностью, он становится уже неспособным к искреннему служению. Таковы были те люди, которые толпились вокруг Господа в то время, как Он со Своими учениками сидел напротив сокровищницы храма и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. И здесь также перед Ним была картина этого же лицемерия и показного благочестия.
Многие богатые клали много, медленно и торжественно развязывая свои кошели, не спеша пересчитывали звенящие сребреники с притворно-небрежным и равнодушным видом, но исподлобья зорко наблюдая, смотрят ли на них окружающие и восторгаются ли их щедростью. Это были достойные ученики своих вождей.
На фоне этого пустого чванства и напыщенного лицемерия книжников и богатых посетителей храма так отрадно рисуется фигура бедной вдовы, искренней, скромной и сердечной в своем усердии к Богу! Робко подошла она к сокровищнице и украдкой, краснея и стыдясь за свой ничтожный дар, положила последние две лепты. Но как велик был этот дар в очах Божиих!
Подозвав учеников Своих, Господь сказал им: Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое (Мк. 12,43-44). Так ценит Господь искренность, усердие и любовь. Для нас в том великий урок и великое обязательство.
Мы часто склонны к отговорке, что ничем не можем служить Богу, ибо не имеем для того ни средств, ни способностей. Одних эта мысль удручает, другие, наоборот, не без удовольствия находят в ней оправдание своей лености и беспечности.
Пример бедной вдовы учит нас, что и маленькие жертвы и дела могут быть ценны перед Богом. Поэтому ни один человек не может извинять себя тем, что не имеет достаточных средств. Дар может быть небольшим, и в этом нет греха пред Богом. Плохо то, когда в сердце нет желания сделать что-нибудь для Бога.
В духовной жизни мелочей нет: всё важно, ибо и великое слагается здесь из мелочей. Вот почему христианин должен быть очень внимательным даже к мелочам своего поведения.
Внешние последствия малых грехов, по большей части, незначительны, но влияние их на душу согрешающего весьма пагубно. Берегитесь же мелких грехов и нравственных уступок!