Священники — о вере и жизни в эпоху пандемии

Просмотрено: 533 Отзывы: 0

Священники — о вере и жизни в эпоху пандемии

Архиепископ Якутский и Ленский Роман: Правила даны не в наказание, а чтобы не расширялись болезнь и скорбь

— Я абсолютно уверен, что Господь, Его сердце Иисусово вместе с нами скорбит о нынешней болезненной ситуации, но при этом ждет от нас очень разумных и здравомыслящих поступков. Разумных и здравомыслящих – значит, полагающих свое основание в вере и учитывающих те любвеобильные пожелания, которые выражены в правилах поведения санитарно-эпидемиологических. Это не наказательные правила. Это правила, дабы не расширялась болезнь, дабы не умножалась скорбь и человеческие переживания.

Такая молитва домашняя для Якутии долгое время была естественной и в какой-то степени остается естественной, потому что храмы находятся на большом расстоянии друг от друга. Священники не часто, лишь один или два раза в год имеют возможность посетить паству и совершить божественную службу. Все остальное время община изучает Слово Божие дома, и творит домашнюю молитву, а если позволяет ситуация, общую молитву в храме. Тем самым, через эти ограничения, через особую эту скорбную ситуацию, которую мы проходим, мы должны выводы сделать относительно благоговейного и более строгого отношения к молитве, к церковной жизни, к участию в литургии. 

Все скорбные ситуации, Господом посылаемые, — это наша духовная школа. И без ропота, а с большой надеждой и упованием на Божью помощь возможно пройти этот путь. 

Появление этой пандемии, еще спустя некоторое время причины этого явления будут изучаться, рассматриваться, но одно определенно уже, что это порождение того быстротекущего и в то же время информационно богатого, цивилизационно продвинутого ритма жизни нашей. Вполне может быть, через это самоограничение, к которому сейчас все призываются, должно быть добавлено внимательное рассмотрение своей жизни, упорядочение всей полноты ее и особая концентрация на молитве, на несении аскетических подвигов. 

Не случайно в Священном Писании звучат слова Спасителя о том, что силы бесовские, силы зла побеждаются молитвой и постом — это слова Христовы, и мы не будем об этом забывать. Усилим домашнюю молитву и будем сохранять великопостное покаянное настроение.

Протоиерей Павел Великанов: Сидите дома, вглядывайтесь в себя, учитесь дружить

 

Дорогие друзья!

Вы, наверное, очень испугались всех происходящих событий. Это нормально. Было бы странно безразлично реагировать на все то, что происходит не только в далеких странах, но и здесь, рядом с нами. Но когда это начинается, сразу надо вспоминать слова Спасителя. «Восклонитесь и поднимите головы ваши».

Это что значит? Значит, нам дается новый шанс по иному переустроить свое отношение к Богу, к ближним и к самому себе.

Давайте представим, что все, что происходит сегодня – это такая задуманная Богом очень интересная игра. Наверное многие из вас смотрели фильм, он очень суровый и жестоки, но при этом пронизан огромным оптимизмом.

Это фильм «Жизнь прекрасна». Про то, как отец с ребенком оказались в концентрационном лагере во время оккупации. И его сила любви оказалась сильнее всего того ужаса, который происходил вокруг. Он предложил мальчику смотреть на происходящее, как на большую игру. И в этой игре мальчик не просто выжил, он нашел  то, о чем даже не мог мечтать до начала этой игры.

Я предложил бы всем нам для того, чтобы не впасть в эту опасную вещь, как уныние, посмотреть на все происходящее, как на радикальную смену тех правил, в которые мы привыкли жить.

Конечно, нам хочется прийти в храм, поставить свечку, приложиться к иконам, помолиться.

Но тут нам говорят: «Давайте сидите дома». Можно возмущаться, а можно, наоборот, на это посмотреть как на планку, которую Бог поставил для нас гораздо выше.

И вот представляете, что чувствует ребенок, когда он привык к одному уровню планки, а его тренер ее существенно поднял.

Можно обидеться, можно сказать: «Вы что, издеваетесь надо мной?». НО правильный мудрый ребенок потрет руки и скажет: «Как здорово. Потому что мой тренер в меня верит. Он знает, он не садист» Он знает, что эту планку я точно могу взять».

И ребенок подпрыгнет, схватится за планку и будет выполнять свои упражнения.

Я не сомневаюсь, что Господь Бог куда более педагогичен и мудр, чем самые лучшие тренеры. Поэтому на те искушения, те испытания, которые Он нам сегодня дает, надо смотреть с улыбкой. Из этих испытаний, без всякого сомнения, мы выйдем гораздо лучше, чем были до этих испытаний.

Поэтому сидите дома, вглядывайтесь внутрь самих себя, учитесь дружить с самыми близкими людьми, с которыми мы иногда не понимаем, как общаться, когда оказываемся продолжительное время вместе.

И представьте себе, что Господь Бог дал вам послушание немножко побыть в затворе, почувствовать себя в ряду тех подвижников, тех аскетов, которые не просто какой-то период времени сидели в одиночестве и никуда не выходили. А годами и десятилетиями так жили. И при этом они никогда не унывали.

Протоиерей Андрей Кордочкин: Пасха придет скоро, как мы ее встретим — зависит от каждого из нас

Дорогие братья и сестры!

Хотя так сказать не совсем правильно. Сегодня я хотел бы обратиться к тем, кто постарше — пожилым людям, людям поколения моих родителей. К тем, кто сегодня оказывается больше всех уязвимым и беззащитным перед той болезнью, которая пришла и в Россию.

Здесь, в Мадриде, мы жили привычной размеренной жизнью до последнего времени. Да, мы читали про эпидемию в Китае, но это было где-то далеко. Вскоре болезнь пришла в соседнюю Италию. Не успели мы осознать приближающуюся опасность, как буквально за несколько дней волна болезни накрыла Испанию.

И сегодня в Мадриде не справляются со своей работой не только врачи, не только медсестры, но и даже похоронные службы. Совсем недалеко, буквально в нескольких минутах езды от нашего храма, в ледовом дворце устроен морг для тех людей, которых не успевают хоронить.

Я хочу сказать о том, что мы вас любим и мы любим, когда вы приходите в наш храм. Но если вы окажетесь в Москве или Петербурге или в других крупных городах в ледовом дворце, то пусть вы придете туда как зрители и услышите концерт или хорошее выступление. Но не в том качестве, в котором оказываются те жители Мадрида, которых победила болезнь.

Пожалуйста, поберегите себя. Пожалуйста, побудьте дома. 

И если в какой-то момент вы почувствуете себя виноватым в том, что вы не в храме, не за богослужением, если вы услышите внутри себя голос, который будет говорить вам: «Ты что, слабак? Неужели у тебя не хватает веры, чтобы прийти в храм, неужели ты боишься болезни?», то вспомните о том, что иногда и дар Божий, иногда и дар веры может быть для человека искусителем.

Протоиерей Федор Бородин: Давайте пригласим Бога на нашу молитву

— Дорогие братья и сестры, здравствуйте! У святого апостола Павла есть такие слова: «Любящим Бога… все содействует ко благу» (Рим. 8:28), или по-славянски — поспешествует. 

И в тех обстоятельствах нашей новой жизни, в том числе нашей церковной, нашей молитвенной жизни, которые так внезапно на нас обрушились, в них можно увидеть Промысл Божий и заботу о том, чтобы мы научились тому, чего мы не имеем, исправили то, что в нас неправильно. 

Прежде всего, нам нужно научиться благодарить Бога за то, что в течение стольких лет храмы были для нас открыты, литургия всегда была доступна. Мы часто относились к этому как к чему-то само собой разумеющемуся. А это не так. Видите, неожиданные обстоятельства, даже не гонения, не безбожники, могут сделать так, что на какое-то время храмы могут быть закрыты, а Божественные Тело и Кровь Иисуса Христа будут для некоторых из нас недоступны. Пожилые люди сейчас не могут выходить, возможно, введут карантин…

Как нам прочитать эти события как задание Божье? Первое — научиться благодарить. Второе — обратить значительно большее внимание на домашнюю молитву. 

Давайте вспомним, что во время службы Стояние Марии Египетской будет читаться ее житие. В нем будет рассказываться о том, что братия монастыря, где подвизался святой преподобный Зосима, на 40 дней, начиная с Прощеного воскресенья, и до Вербного уходила в пустыню на молитву. Таким образом, они пропускали богослужения, не участвовали в Евхаристии, не причащались Тела и Крови Христовых. А сама преподобная Мария почти сорок лет не причащалась — от своего первого причастия до своего последнего причастия. 

Это практиковалось в Церкви, в этом есть определенный смысл, который Господь нам сейчас возвращает. Храмовая молитва очень во многом опирается на молитву домашнюю, а домашняя опирается на те дары, которые мы получаем в церкви во время общей молитвы, и особенно во время участия в святых таинствах, в таинстве причастия Тела и Крови Христовых.

Пришло время нам вернуться к тому, чтобы наша домашняя молитва стала тверже, больше. Чтобы мы научились ее совершать так, как это положено христианину.

Дело в том, что мы очень часто утреннюю и вечернюю молитвы совершаем на бегу и не успеваем предстать пред Богом, а днем больше не молимся. Для человека-молитвенника это катастрофа. 

Давайте вспомним слова пророка Давида: «Седмерицею днем хвалих Тя». Святой пророк Давид, будучи главой строящейся огромной державы, ведшей войны, строительство, сам имеющий огромную семью и множество других забот, семь раз в день уединялся на молитву. Он чувствовал, что недостаточно помолиться утром и вечером. 

Молитва похожа на костер. Каждый из нас знает, что развести костер в сырой траве сырыми дровами очень трудно. А вот поддерживать костер значительно легче. Если даже под дождем в неостывшие, непогасшие угли положить поленья, они очень быстро сгорят. Вся практика христианская, богослужебная, монастырская, которой не мешала мирская суета, но, тем не менее, мы можем на нее ориентироваться, построена на том, что человек молится часто в течение дня, несколько раз опирается на молитву, как бы заново разводит костер, не дает погаснуть углям.

Когда ты становишься на молитву не так, что ты в 7 утра помолился, а в следующий раз — только в 10 вечера, а через полтора, два часа, два с половиной, тебе значительно легче встать пред Богом. 

Давайте попробуем, пока мы на карантине, молиться много раз за день. Прочитать утреннюю молитву, потом Канон молебный Матери Божьей, еще через два часа — Псалтирь, потом — Священное Писание, затем почитать труды какого-нибудь святого, затем — Канон Господу, вечером — еще раз почитать Священное Писание, почитать святых отцов о молитве, о подвижничестве и закончить день вечерней молитвой.

Если мы так с вами попробуем, то через несколько дней станем совершенно другими людьми. Мы будем вспыхивать на молитве молниеносно, нам не нужно будет время, чтобы пробиться через эту ледяную толщу, которой обрастает наша душа. 

Давайте представим себе, что этот карантин — такое задание Божье. Мы сразу поймем, что нам сильно мешает — суета. Нам нужно молчание. Поэтому не будем, как люди неверующие, нецерковные, в это время поглощать тоннами и километрами социальные сети, читать ненужные нам статьи, не будем смотреть сериалы и фильмы, а мы будем трудиться в молитве и тишине. 

И вдруг мы увидим, что можем быть совершенно другими, мы можем быть молитвенными людьми, и все будет совершенно иначе. Господь будет очень близко, и душа наша будет сразу, без всякого усилия, встречаться с Ним. 

У преподобного Иоанна Лествичника есть удивительные слова в его великой книге «Лествица». Он говорит, что количество молитвы перерастает в качество. Нам очень часто кажется, что мы никакие не молитвенники, и вообще это все сказано не про нас, мы оттарабаним правило за послушание и бежим заниматься суетой, или работой, или другими делами. На самом деле это сказано о нас. Потому что есть понятие о молитве и понятие о молитвенном труде. 

Состоявшаяся молитва — это все-таки диалог, когда Господь пришел и таинственным образом поговорил с моим сердцем. Каждый из нас знает, как это бывает, чувствует, как это может быть. В судьбе, в истории нашего сердца это было, у кого-то больше раз, у кого-то — меньше.

Но заставить Бога выйти на молитву мы не можем, мы можем Его пригласить. Молитвенный труд, возносимый даже из сухого сердца, и есть это приглашение. 

В Священном Писании Ветхого Завета говорится, что Бог дает молитву молящимся. Когда Господь видит молитвенный труд человека, Он понимает, что человек ищет, жаждет, хочет выйти на этот диалог. И рано или поздно Господь приходит. Молитвенный труд свидетельствует Богу о том, что человек хочет с Господом встретиться: «Пожалуйста, посети и мою душу тоже». Поэтому многий и частый труд в молитве очень быстро вознаграждается Господом. Он может быть не вознагражден, только если в нашем сердце есть непримиренность с кем-то и злое осуждение. Поэтому простить, за всех помолиться и потрудиться, пока мы закрыты дома.

И вы знаете, если мы так потрудимся, то потом, когда мы сможем в обычном своем режиме посещать храмы, у нас будет совершенно другой результат от храмовой молитвы. Давайте потрудимся так, чтобы этот карантин способствовал нам ко благу, ко спасению через молитвенный труд. Господи, помоги нам в этом! 

А себе самому и всем нашим прихожанам я желаю бесстрашия, упования на Бога. Как только подступают мысли ужасающие, как только наступает то, что пророк Давид называет «избавь меня, Господи, от малодушия и от бури», надо вспомнить о Пресвятой Богородице и всех святых: «Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». 

Мы — Божии, Господь нас ведет через жизнь. Сейчас Он решил нам напомнить и вернуть нас к молитвенному труду. Давайте не будем этим пренебрегать. Храни вас всех Господь!

Источник: https://www.pravmir.ru/category/cerkov/



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на апрель 2024 года

В середине весны верующие начинают готовиться к одному из главных событий для христиан — Воскресению Христову, которое мы привыкли также называть Пасхой....

Выбор редакции

Пяток 5-й седмицы Великого Поста 2024. Об акафисте Пресвятой Богородице

Песнми неусыпными благодарственно Град в бранех бодрую поет предстательницу.«Непрестанными песнями благодарный Город поет скорую Помощницу в...