Город Зарайск, некогда выросший на благословенной Рязанской земле, в стародавние времена именовался Красным — красивым.
Примерно в 1223 году князь Феодор Юрьевич получил от отца в удел Зарайское княжество. Его красавица-супруга Евпраксия, по преданию, происходила из византийской императорской династии — в летописи она названа «греческой царевной».
Но перенесемся мысленно из покрытых лесом и изрезанных большими да малыми реками просторов рязанщины в ковыльные причерноморские степи, где в 1224 году началась миссионерская деятельность корсунского пресвитера Евстафия.
Итак, история наша берет свое начало в древнем Херсонесе, в XIII веке носившем уже другое имя — Корсунь.
Со школьной скамьи мы знаем: взятие этого города войсками «кагана русов» Владимира предварило и его Крещение, и обращение в Христианство всей Руси, а впоследствии правитель - язычник преобразился в равноапостольного князя.
И вот в Корсуни пресвитеру храма во имя апостола Иакова, Евстафию, во сне явился святитель Николай и повелел: «Возьми чудотворный образ мой и отправляйся в Рязанскую землю, ибо там я хочу быть, чтобы прославить ту землю чудесами Божиими».
Не сразу отправился пресвитер в путь. Всё медлил. Да это и понятно — путешествия в те далекие времена были делом опасным. Дважды являлся Евстафию святитель с прежним повелением, пока, наконец, тот не собрался в дорогу, причем в обходную.
А иначе никак — кратчайший путь в Рязанское княжество лежал через половецкие степи и был слишком рискованным: кочевники могли и ограбить и, что хуже — убить.
Пришлось пресвитеру добираться через Венгрию и Польшу. Однако и на этом пути не раз подстерегали Евстафия различные опасности, преодоленные им милостью Божией и молитвами святителя Николая.
И не только корсунскому пресвитеру явился святитель, но и рязанскому князю Феодору, повелев ему достойно принять чудотворный образ и возвестив о грядущей славе мученика Христова. Торжественно встретил Феодор икону и возвел церковь во имя святителя Николая.
Прошли годы, и сбылось предсказание князю о мученическом венце. На Русь вторглись монгольские войска под предводительством Бату — внука Чингис-хана.
Первой их удару подверглась Рязанская земля. Великий князь Юрий, готовясь к обороне, одновременно послал в ставку Бату своего сына Феодора для переговоров. Бату же, наслышанный о красоте жены Феодора, стал по слову летописи, требовать ее к себе, сказав: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». На что Феодор мужественно ответил: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь».
За эти слова князь был немедленно убит по приказу Бату.
Узнав об этом, жена Феодора, Евпраксия, взяла на руки своего маленького сына и бросилась вместе с ним вниз со стен кремля и «заразилась», то есть разбилась насмерть. Она сделала эта ради заповеди целомудрия, чтобы не допустить осквернения честного христианского брака.
После погребения супругов принесенный из Корсуни образ святителя стали именовать Николой Зарайским. Перед ним молился преподобный Сергий Радонежский. Со временем почитание иконы вышло за пределы Рязанщины. Чтобы поклониться ей, народ прибывал со всех уголков необъятной России — причем шли не только простые люди.
Поклониться чудотворному образу приходили Великие князья Московские Иван III, Василий III, цари Иван Грозный и Василий Шуйский, наследник Российского престола — будущий царь Александр II Освободитель со своим учителем Василием Жуковским, Великий князь Сергей Александрович — супруг преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, и многие другие.
К сожалению, подлинник иконы не сохранился, но до нас дошло множество списков с нее, среди которых есть и чудотворные. Один из них пребывал в коломенской церкви Николы Гостиного. Своим красивым названием этот храм обязан купцам — в старину на Руси их называли гостями. Они и воздвигли в Коломне церковь во имя святителя Николая — в честь его Зарайской иконы.
Она была доставлена в Коломну во время нападения кочевников на Зарайск. В 1513 году с чудотворного образа была написана копия, долгое время находившаяся в храме святителя Николая. Ныне же эта икона хранится в Третьяковской галерее
Храмы и святыни