Образ Николы Зарайского

Просмотрено: 1212 Отзывы: 0

Образ Николы Зарайского

Город Зарайск, некогда вы­росший на благословенной Рязанской земле, в старо­давние времена именовался Красным — красивым.

     Примерно в 1223 году князь Феодор Юрьевич получил от отца в удел Зарайское княже­ство. Его красавица-супруга Евпраксия, по преданию, про­исходила из византийской императорской династии — в летописи она названа «гре­ческой царевной».

     Но перенесемся мысленно из покрытых лесом и изрезанных большими да малыми реками просторов рязанщины в ковыль­ные причерноморские степи, где в 1224 году началась миссио­нерская деятельность корсунского пресвитера Евстафия.

     Итак, история наша берет свое начало в древнем Херсонесе, в XIII веке носившем уже другое имя — Корсунь.

     Со школьной скамьи мы знаем: взятие этого города войска­ми «кагана русов» Владимира предварило и его Крещение, и об­ращение в Христианство всей Руси, а впоследствии правитель - язычник преобразился в равноапостольного князя.

     И вот в Корсуни пресвитеру храма во имя апостола Иакова, Евстафию, во сне явился святитель Николай и повелел: «Возьми чудотворный образ мой и отправляйся в Рязанскую землю, ибо там я хочу быть, чтобы прославить ту землю чудесами Божиими».

     Не сразу отправился пресвитер в путь. Всё медлил. Да это и понятно — путешествия в те далекие времена были делом опасным. Дважды являлся Евстафию святитель с прежним по­велением, пока, наконец, тот не собрался в дорогу, причем в об­ходную.

     А иначе никак — кратчайший путь в Рязанское княжество ле­жал через половецкие степи и был слишком рискованным: ко­чевники могли и ограбить и, что хуже — убить.

     Пришлось пресвитеру добираться через Венгрию и Польшу. Однако и на этом пути не раз подстерегали Евстафия различ­ные опасности, преодоленные им милостью Божией и молитва­ми святителя Николая.

     И не только корсунскому пресвитеру явился святитель, но и рязанскому князю Феодору, повелев ему достойно принять чудотворный образ и возвестив о грядущей славе мучени­ка Христова. Торжественно встретил Феодор икону и возвел церковь во имя святителя Николая.

     Прошли годы, и сбы­лось предсказание князю о мученическом венце. На Русь вторглись монголь­ские войска под предво­дительством Бату — вну­ка Чингис-хана.

     Первой их удару под­верглась Рязанская зем­ля. Великий князь Юрий, готовясь к обороне, одно­временно послал в ставку Бату своего сына Феодо­ра для переговоров. Бату же, наслышанный о кра­соте жены Феодора, стал по слову летописи, требовать ее к себе, сказав: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». На что Феодор мужественно от­ветил: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь».

     За эти слова князь был немедленно убит по приказу Бату.

     Узнав об этом, жена Феодора, Евпраксия, взяла на руки своего маленького сына и бросилась вместе с ним вниз со стен кремля и «заразилась», то есть разбилась насмерть. Она сделала эта ради заповеди целомудрия, чтобы не допустить осквернения честного христианского брака.

     После погребения супругов принесенный из Корсуни образ святителя стали именовать Николой Зарайским. Перед ним мо­лился преподобный Сергий Радонежский. Со временем почита­ние иконы вышло за пределы Рязанщины. Чтобы поклониться ей, народ прибывал со всех уголков необъятной России — при­чем шли не только простые люди.

     Поклониться чудотворному образу приходили Великие кня­зья Московские Иван III, Василий III, цари Иван Грозный и Ва­силий Шуйский, наследник Российского престола — будущий царь Александр II Освободитель со своим учителем Василием Жуковским, Великий князь Сергей Александрович — супруг преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, и многие другие.

     К сожалению, подлинник иконы не сохранился, но до нас дошло множество списков с нее, среди которых есть и чудо­творные. Один из них пребывал в коломенской церкви Николы Гостиного. Своим красивым названием этот храм обязан куп­цам — в старину на Руси их называли гостями. Они и воздвигли в Коломне церковь во имя святителя Николая — в честь его За­райской иконы.

     Она была доставлена в Коломну во время нападения кочев­ников на Зарайск. В 1513 году с чудотворного образа была на­писана копия, долгое время находившаяся в храме святителя Николая. Ныне же эта икона хранится в Третьяковской галерее

Храмы и святыни



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на апрель 2024 года

В середине весны верующие начинают готовиться к одному из главных событий для христиан — Воскресению Христову, которое мы привыкли также называть Пасхой....

Выбор редакции

Пяток 5-й седмицы Великого Поста 2024. Об акафисте Пресвятой Богородице

Песнми неусыпными благодарственно Град в бранех бодрую поет предстательницу.«Непрестанными песнями благодарный Город поет скорую Помощницу в...