Храм, который космонавт Гречко увидел из космоса

Просмотрено: 114 Отзывы: 0

Храм, который космонавт Гречко увидел из космоса

Почти 40 лет он шел сюда. Георгий Михайлович Гречко – летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, доктор физико-математических наук. В 1975-м году Гречко фотографировал Землю из космоса, но дело не шло – над планетой плотно лежали облака. И вдруг они расступились, а в просвете показался… храм. Это была Казанская церковь села Рожнова, тогда еще Горьковской области.

Церковь Казанской иконы Божией Матери, Рожново. Фото: Андрей и Татьяна Павловы / sobory.ru

Церковь Казанской иконы Божией Матери, Рожново. Фото: Андрей и Татьяна Павловы / sobory.ru

Много веков молитва Божией Матери спасала Русскую землю, избавляла от глада, труса, огня, меча – от множества бед и зол! И Георгий Михайлович с 1975-го хотел побывать в Рожнове, в храме, где пребывает Ее чудотворная икона, где и в советское время крестили, венчали и отпевали… Верующим Георгий Гречко был с детства, с тех пор как в Великую Отечественную оказался в оккупации.

После того памятного полета он, конечно, навел справки и потянулся душой в заволжское село Рожново, но приехать всё не получалось. А в 2011-м году, перед сложной операцией, о нем молились в этой древней церкви. В 2013-м, за 4 года до своей кончины, Георгий Михайлович наконец приехал сюда. Они с супругой посадили возле храма дуб и рябину, которые теперь уже стали крепкими деревьями. И, конечно, помолились перед чудотворным Казанским образом Пресвятой Богородицы.

«Письма весьма древнего…»

Церковное предание, которое передается из уст в уста вот уже несколько веков, гласит, что когда-то в глубине заволжских лесов, на берегу тихой речки Ватомы, среди топкого болота Рожкова, явилась икона Матери Божией. Крестьяне отнесли ее в село Заскочиху, в церковь в честь Николая Чудотворца, но утром ее там не оказалось, образ опять нашли на Рожковом болоте. Три раза носили икону в Заскочиху, и три раза она возвращалась. И тогда в почти безлюдной местности, которая теперь зовется Рожново, построили храм.

Когда и кем был написан этот Казанский образ, неизвестно. Самое раннее сохранившееся его описание есть в описи имущества храма за 1822 год:

«…икона письма весьма древнего, очень красивая, в позолоченной ризе, убрус унизан серебром, камнями белыми, зелеными, бирюзовыми, китайским жемчугом (167 жемчужин), а всего жемчугу 1898 зерен».

Жители села Рожнова и окрестных деревень всегда глубоко почитали святыню. А во второй половине XVIII века ее почитание шагнуло далеко за пределы прихода. В 1771-м году в Нижнем Новгороде и его окрестностях свирепствовала моровая язва. Но крупное село Бор и прилегающие деревни и села, среди которых и Рожново, были избавлены от болезни по молитвам перед чудотворной иконой. В конце XIX века жители Нижнего Новгорода и Семеновского уезда спаслись от холеры по молитвам перед Казанским образом.

Тогда был изготовлен металлический ковчег, чтобы носить святыню крестным ходом. Сделали его из латуни в виде часовни с тремя главками, увенчанными крестами. На лицевой стороне поместили чудотворную икону, с обратной – тоже Казанский образ, по бокам – изображения святителя Николая Чудотворца и мученицы Царицы Александры, и одна из надписей на ковчеге гласит, что он был изготовлен «в память священного коронования их Императорских Величеств Николая Александровича и Александры Федоровны». И сейчас икона пребывает в этом ковчеге.

После того как Пресвятая Богородица спасла рожновцев, борчан и нижегородцев во время вспышки холеры в 1888-м году, со святыни был сделан список, который тоже находится в Казанской церкви и почитается чудотворным.

В честь святого образа

Изначально храм в починке Рожново был построен в 1673-м году по благословению первого Нижегородского святителя митрополита Филарета (Нижегородская епархия была учреждена в 1672-м году). Деревянная церковь в Рожнове простояла недолго, поскольку на рубеже XVII–XVIII веков возвели уже в камне храм в честь Казанского образа Пресвятой Богородицы с приделом в честь Святого пророка Божия Илии. В это же время построили и шатровую колокольню высотой 27 метров. И если храм с тех далеких времен неоднократно поновлялся, несколько изменяя свой внешний облик, то колокольня сохранилась практически в первозданном виде. Ее фасады когда-то украшали знаменитые балахнинские изразцы (некоторые сохранилось до наших дней), а глава была покрыта керамической черепицей.

Недалеко от церкви когда-то стояли две часовни. Одна, деревянная, по преданию, была возведена на том месте, где явилась Казанская икона. Другую возвели в конце XIX века в центре села. Земский начальник, коллежский асессор Владимир Николаевич Листов, предложил построить ее в память о почившем Государе Императоре Александре III и «в назидание потомкам». Владимир Николаевич жил в своем имении недалеко от приходской деревни Ямново и был прихожанином Казанской церкви. Всем миром тогда выстроили просторную каменную пятиглавую часовню. До наших дней святыни не сохранились.

В конце XVII века в самом селе Рожнове было всего 29 домов, в которых жили 66 крестьян мужского пола и 79 женского. Но Пречистенский приход (так его называли) был очень большим, поскольку вокруг Рожнова находилось множество деревень. Известно, что в конце XVIII века на престольный праздник – осеннюю Казанскую – в селе проходила ярмарка.

Рожновская волость считалась «культурной». В 1898-м году в селе открыли библиотеку- читальню. И, конечно, при храме была церковно-приходская школа. Первую организовал настоятель Казанской церкви протоиерей Иоанн Садов. 40 лет он обучал крестьянских ребятишек в своем собственном доме. В конце XIX века школа начала работать в отдельном здании, построенном на пожертвования церковного старосты – крестьянина из деревни Ваганьково Ивана Григорьевича Климычева. Этот род много радел о Казанской церкви, и его представители до сих пор являются ее прихожанами.

Церковь Казанской иконы Божией Матери, 1910 г. Фото: sobory.ru

Церковь Казанской иконы Божией Матери, 1910 г. Фото: sobory.ru

В начале XX века в Рожновской волости было 5 школ для крестьянских детей, 3 из них – на приходе Казанского храма. Учились здесь и дети старообрядцев, которых в округе тоже было немало. Недалеко от Рожнова находился Елесинский скит – один из центров заволжского старообрядчества. Старообрядцы приходили и на службы в Казанский храм.

Издавна с рожновской чудотворной иконой совершались крестные ходы.

Издавна с рожновской чудотворной иконой совершались крестные ходы. Крестный ход шел по окрестным деревням, образ заносили в дома, служили молебны с водосвятием

В престольные праздники, 17 июля и 9 октября (по старому стилю), ее торжественно переносили в село Бор, что напротив Нижнего Новгорода, на левом берегу Волги. Крестный ход шел по окрестным деревням, образ заносили в дома, служили молебны с водосвятием.

После революции в последний раз крестный ход состоялся в 1929-м году. Традиция возобновилась только в 1998-м. Правда, крестоходцы в приходские деревни, как в былые времена, не заходят. Накануне престольных праздников чудотворный образ прибывает в райцентр – город Бор, и из Успенского храма отправляется многолюдный крестный ход. Остановки делают лишь в селах на трассе.

В горниле испытаний

В 1917-м году в Рожнове начал свое служение священник Николай Иванович Золотов, который составил летописание, дошедшее до наших дней. Здесь отражены многие события из жизни рожновского прихода. Протоиерей Николай почил в 1924-м году, в третий день Светлой Пасхальной седмицы. Здоровье подорвала клевета, обрушившаяся на него с началом гонений. Множество других пастырей, служивших в Рожнове, тоже приняли на себя всю мощь машины репрессий.

5 лет, невзирая на гонения, прихожане активно добивались открытия храма, что и случилось в 1944-м году

В 1922-м в храме изымали ценности. Забрали тогда и чудотворный образ в драгоценной ризе. По счастью, вскоре приходу удалось выкупить его вместе с другими святынями. Правда, вернули икону уже без ризы. В 1939-м храм закрыли, но ключи староста не отдал, они были спрятаны в надежном месте, и знали об этом всего несколько человек. 5 лет церковь стояла закрытой, но не оскверненной. Председатель местного колхоза был из верующей семьи, и он распорядился насыпать на паперть зерно, чтоб создать видимость использования под склад. Все 5 лет, невзирая на гонения, прихожане активно добивались открытия храма, что и случилось в 1944-м году.

С тех пор церковь не закрывалась. В советское время здесь служило много священников, среди которых – почитаемый на Нижегородской земле старец, духовник Горьковской епархии, протоиерей Григорий Долбунов.

Батюшка

Космонавт Георгий Гречко и протоиерей Димитрий Гурьянов. Фото: kp.ru

Космонавт Георгий Гречко и протоиерей Димитрий Гурьянов. Фото: kp.ru

Больше сорока лет назад, в 1982-м году, в Рожново приехал теперешний его священник – сейчас уже митрофорный протоиерей Димитрий Гурьянов.

Студент консерватории, он мечтал стать регентом церковного хора, как и его отец. Пришел со своей просьбой к владыке, тогда еще архиепископу Николаю (Кутепову), а тот и говорит:

– Давай-ка рукополагаться.

Удивился, даже растерялся будущий батюшка. Но за послушание принял сан. И вот уж сколько лет служит на приходе... Сначала его прислали сюда в командировку, а потом староста – замечательная женщина Мария Ефстафьевна Иванова – к владыке наведалась:

– Владыченька, уж больно по душе нам батюшка-то, как бы нам его насовсем…

Тот благословил. Стал отец Димитрий трудиться на приходе. И начал с поступка, по тем временам, неординарного. Храм требовал ремонта, а территория вокруг – благоустройства. И молодой священник пришел на собрание директоров борских предприятий.

– Говорю: «Помогите церкви. Ваши предки туда ходили, ваши дети будут туда ходить». Они от неожиданности и согласились, – улыбается батюшка. – Директор местного совхоза помог расширить прихрамовую территорию, руководитель силикатного завода выделил кирпич – мы собрались крестильню строить. Помню, сразу всю партию выписали, ночь не спали, нашли одного командировочного водителя, он на Бор за кирпичом приехал, но вечером. А ночью что ему делать? Его и попросили помочь, он перевез. Какая работа тут закипела! И бригада трудилась, и прихожане помогали. Когда начали строить, к нам проездом главный борский партийный начальник завернул. Через 3 месяца еще приехал. А у нас уже здание готово! Двухэтажное, большое. Очень он тогда удивился! Говорит, вот бы у нас так строили, как в церкви строят.

Духовенство и прихожане Казанского храма

Духовенство и прихожане Казанского храма

В 1990-е годы именно Рожново стало первым подворьем возрожденного Дивеевского монастыря (по Промыслу Божию, решение Священного Синода о его возобновлении было объявлено в 1991-м году на летнюю Казанскую – 21 июля по новому стилю). Ферму тут построили, сестры приезжали потрудиться, игуменья Сергия не раз бывала. Но далековато добираться, поэтому, когда поближе к Дивееву подворья появились, храм опять стал приходским.

Все годы отец Димитрий хранит и благоукрашает древнюю Казанскую церковь. Теперь она отреставрирована, прекрасно расписана, вместо печей – современное отопление. А вот освещается храм во время службы по-прежнему... свечами! И так это душу греет.

На месте разрушенной часовни, там, где, по преданию, явилась чудотворная икона, новую возвели. Часовенка украшена мозаичными иконами – для сельского храма это, прямо скажем, в диковинку. Здесь тихо и благодатно.

– Рожново – место особое, – говорит супруга Марина, во всем отцу Димитрию верная помощница. – Мы здесь живем под Покровом Божией Матери, и все здесь радостно. Конечно, и скорби случаются, но всегда чувствуем помощь. Даже вот такой случай. Ребенок заболел, воспаление легких, врачи диагноз поставили. «Царица Небесная, помоги, исцели!» И буквально на следующий день он здоров! И таких чудес много.

Дети отца Димитрия и Марины тоже служат Богу и людям. Сын и зять – архиерейские (как у нас говорят) протодиаконы, обе дочери – жены иереев и регенты.

На приходе не одно поколение выросло. Те, кто начинал когда-то здесь воцерковляться в конце 1980-х – в 1990-х, уже внуков в Рожновский храм приводят. А кто-то уже и правнуков здесь крестил.

Совсем юной пришла Наталья в этот храм. Болела сильно, врачи руками разводили. Мама ее стала молиться. И поправилась Наташа!

Приезжают целыми семьями с окрестных деревень, из райцентра и даже из Нижнего. Одна из таких семей – Королевы. Живут они на Бору (именно так у нас говорят, не «в Боре»). Совсем юной пришла Наталья в этот храм. Болела сильно, врачи руками разводили. Мама ее стала молиться, другой надежды не было. И поправилась Наташа! Отец Димитрий и детей, и внуков ее крестил.

– В городе есть храмы, но этот – наш, – говорит Наталья Королева. – Потому что силу Божию, заступничество Божией Матери мы поняли именно здесь. Когда в первый раз шли крестным ходом на Казанскую (а это был самый первый крестный ход, возрожденный, 1998-го года), я прямо ощущала эту силу, Ее заступничество. Так было благодатно! Будто между небом и землей мы находились. И поняли, что без Бога-то мы никуда. И что если мать просит за ребенка, Господь и Богородица помогут.

С тех пор они с мужем стараются не пропускать ни одного крестного хода в Рожново. А те, кто сейчас на летнюю и зимнюю Казанскую идет сюда с иконой Пречистой, так же как жители этого заволжского края когда-то, молятся в церкви на всенощной, утром – на литургии, и непременно заходят в часовню в честь Казанского образа на территории храма, рядом с которой растут дуб и береза, посаженные супругами Гречко.

…Аргумент атеистов советского периода: «Гагарин в космос летал – а Бога не видал». Господь же раба Божия Георгия увидел в космосе. Его взгляд – блистающие купола Казанского храма.

Р.S. Автор благодарит за помощь в подготовке материала церковного историка Ольгу Владимировну Дегтеву.



Добавить отзыв
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на май 2025 года

Май — один из самых красивых весенних месяцев, наполненный светом, теплом и важными духовными датами. Расскажем, какие отмечаются церковные православные...

Выбор редакции

Священный Синод Русской Православной Церкви принял ряд кадровых решений 2025 год

Москва, 15 мая 2025 г.      Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда рассказал о...