Монета достоинством 5 коп. На аверсе: всадник (без нимба, повернут вправо) поражает копьем змия под копытами коня. Российская Федерация, 2003 г.
В комментариях ко многим публикациям автора на тему профанации священных изображений читатели неоднократно указывали на неприемлемость для православного благочестия практики размещения образов Спасителя, Богородицы, ангелов и святых на монетах и любых других денежных знаках. Несколько лет назад на эту тему уже состоялась оживленная общественная дискуссия, о которой надо сказать особо.
Общественная дискуссия в России
Некоторые священнослужители возвышают свой голос против христианской символики на деньгах, считая такое недопустимым
Некоторые священнослужители возвышают свой голос против христианской символики на деньгах, считая такое недопустимым1. Отдельные публикации в свое время наделали много шума в церковных и светских СМИ.
-
Христианские символы на деньгах – кощунство или честь?
Так, в 2007 году большой отклик в СМИ получило заявление заведующего миссионерским отделом Иркутской епархии Русской Православной Церкви протоиерея Вячеслава Пушкарева, призвавшего Всемирный русский народный собор (ВРНС) «обратиться к парламенту России и администрации Центрального банка РФ с просьбой рассмотреть возможность замены изображений на российской мелкой монете и бумажных банкнотах на изображения более религиозно нейтральные»2.
Речь шла о монетах достоинством до 50 коп., на лицевой стороне которых изображен святой великомученик Георгий Победоносец, а также о тысячерублевой купюре с изображением святого благоверного князя Ярослава Мудрого (в виде памятника). Ответственный секретарь ВРНС Олег Ефимов тогда заявил, что не видит «ничего оскорбительного» в изображениях святых на деньгах, поскольку «это старая русская традиция». Пресс-секретарь Московской патриархии протоиерей Владимир Вигилянский сказал, что письмо иркутского священника не выражает официальной позиции Церкви, и сообщил, что с предложением изменить дизайн монет и купюр обращаться в Центральный банк Церковь «не собирается»3.
Банкнота достоинством 1000 руб. с памятником Ярославу Мудрому
В 2009 году эта тема получила продолжение. Игумен Филипп (Симонов), на тот момент начальник инспекции по контролю за банковской системой, кредитными учреждениями и мониторингу финансовых рынков Счетной палаты Российской Федерации (а также доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ, заведующий кафедрой истории Церкви исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель председателя Миссионерского отдела Московского Патриархата), заявил в интервью, что «рисовать на денежных купюрах купола церквей» большое кощунство.
«Деньги – это то изобретение, которое к Богу отношения никакого не имеет. Оно, как правило, используется для развращения людей, для создания в них склонности к греху. Поэтому никаких религиозных символов на деньгах не должно быть»4.
Имелось в виду изображение Соловецкого монастыря на пятисотрублевой купюре и ярославской Церкви Иоанна Предтечи на тысячной5.
Ныне покойный протоиерей Дмитрий Смирнов (в то время председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями), комментируя заявление игумена Филиппа (Симонова), сказал:
«Есть люди с разной степенью обостренности чувств. Что же касается лично меня, то я не вижу в изображении православных святынь на денежных купюрах никакого кощунства».
На деньгах как на символе государства изображают то, что «драгоценно для национального самосознания»
На деньгах как на символе государства изображают то, что «драгоценно для национального самосознания». Для Украины – это Мазепа, у нас – Соловки. «Если смотреть на денежную купюру как на флаг, то изображение святынь на них вполне естественно, почетно и приемлемо». Однако люди «с обостренным религиозным чувством» «украшают нашу жизнь», напоминают о существовании проблемы. «Главное – не надо переходить грань допустимого»6.
Банкнота достоинством 500 руб. Соловецкий монастырь. Российская Федерация (после 1991 г.)
Протоиерей Вячеслав Пушкарев прокомментировал высказывания игумена Филиппа жестко:
«Изображения святынь на деньгах и прочих общеупотребительных предметах быть не должно. Деньги и вещи не станут менее сильными и менее привлекательными, если на них будут изображены какие-нибудь Енисейские столбы, мыс Бурхан или гора Казбек»7.
Главный художник Санкт-Петербургского монетного двора Александр Бакланов, который работал над изображением Георгия Победоносца на разменных монетах, а также является автором множества памятных монет с изображением различных храмов, считает, что «с помощью изображения на монетах мы рассказываем об архитектурных памятниках, о национальном достоянии России». На мелких монетах, по его словам, изображен не св. Георгий Победоносец, а традиционный старинный образ копьеносца. Что касается других монет, то при их проектировании художники напрямую общаются с представителями Церкви, с настоятелями храмов и монастырей, которые изображены на монетах. Так было, когда создавались монеты с изображением Валаамского и Коневецкого монастырей, с изображением святого Иоанна Кронштадтского. Эскизы монет с Андреем Рублевым согласовывались с игуменом Свято-Данилова монастыря в Москве.
«Ведь именно в монетах и медалях мы можем сохранить изображение самых выдающихся событий, людей и памятников архитектуры. Можно сказать, что таким образом сохраняется российская духовность», – считает художник8.
В защиту христианских символов на денежных знаках выступили и некоторые православные издания, публикуя исторические обзоры о древней традиции размещения святых образов на монетах в Византии и в Европе. Так, сразу же после громкого заявления протоиерея Вячеслава Пушкарева (в августе 2007 г.) в осеннем номере журнала «Лампада» была опубликована статья архидиакона Стефана (Пучкова) с оправданием древней практики размещения христианских символов на монетах9. Причем стимулом к написанию данной статьи для автора послужила публикация в другом православном журнале отрицательного ответа «приглашенного в качестве эксперта священника, доктора искусствоведения и члена соответствующей комиссии Русской Православной Церкви» на вопрос о допустимости «изображать святых на деньгах».
В 2011 году западноевропейское миссионерское издание «Свет Православия» (Чехия) на русском языке опубликовало редакционную статью, в которой также благосклонно констатируется многовековое использование святых образов на византийских монетах10.
Как видим, мнения и православных мирян, и духовенства относительно размещения христианских священных изображений на денежных знаках разнятся до полной противоположности.
-
Аргументы сторон
Обобщая мнения сторон, участвующих в дискуссии, можно сказать следующее.
Противники размещения священных изображений на денежных знаках считают это богохульством по нескольким причинам.
Во-первых, на денежных знаках «кесарево» (профанная вещь – платежное средство, деньги, «дьявольское золото», тот самый «презренный металл», за который гибнут люди) и «Богово» (Его святой образ, которому должно служить и поклоняться, как это делают в отношении иконы) не разделяются по слову Христа (Мф. 22: 21), а намеренно соединяются в одном предмете, в результате чего священное оскверняется мирским (сакральное – профанным).
Во-вторых, в процессе употребления святые образы на монетах (деньгах) истираются друг о друга, о различные предметы (кошелек, кассу магазина и т.п.), а также руками своих многочисленных, часто меняющихся владельцев, роняются на землю, в том числе в пыль, сор и грязь (и нередко там и остаются по незнанию или небрежению) и тем самым подвергаются непреднамеренному поруганию.
В-третьих, святые образы на денежных знаках могут быть подвергнуты сознательному кощунству со стороны любого человека, в чьи руки они попали (их можно бросить в нечистое место, попирать ногами или глумиться любым другим способом).
Возражения тех, кто не считает кощунством размещение святых образов на денежных знаках, можно свести к нескольким аргументам.
За всю свою историю Церковь никогда официально не выступала против чеканки монет с христианской символикой
Первый и, пожалуй, самый веский аргумент: за всю свою двухтысячелетнюю историю Церковь никогда официально не выступала против чеканки монет и выпуска других платежных средств с христианской символикой. Об этом не говорится ни в догмате иконопочитания, ни в Деяниях Седьмого Вселенского Собора, на котором обсуждались вопросы иконопочитания, ни в церковных канонах и правилах, ни в творениях святых отцов-защитников иконопочитания (по крайней мере нам это найти не удалось). Контраргумент, что, мол, Церковь не может заставить государство изменить внешний вид своих платежных средств, отклоняется тем, что Церковь провозглашает свои догматы и принимает каноны и правила независимо от того, как к ним относится государство или ее противники, а часто и вопреки им (многие ереси в истории Церкви имели государственную поддержку, включая ересь иконоборчества).
Второй не менее весомый аргумент – исторический: чеканка христианских образов и символов на монетах – это древняя мировая практика, начавшаяся с христианизацией Римской империи в IV веке и получившая продолжение в Византии, в средневековых государствах Европы и в России вплоть до революции 1917 года.
Третий часто встречающийся аргумент заключается в том, что сама по себе чеканка монет со святыми ликами и обычное обращение с такими монетами или другими денежными знаками не является грехом, каковым будет лишь недостойное или кощунственное отношение к ним. Дополнительным доводом нередко звучит утверждение, что образ (и, соответственно, икона или монета с образом) становится святыней только в результате церковного чина освящения (включая окропление святой водой), однако последнее утверждение является лишь широко распространенным заблуждением, о котором подробно говорилось в предыдущей статье11.
Четвертый аргумент сводится к тому, что сознательному кощунству и поруганию может быть подвержена любая святыня Церкви (иконы, честные мощи святых, сам храм и даже Святые Дары).
«Но Бог-Слово, воплотившись в мире, добровольно сделался уязвим не только для мелких жизненных неприятностей, но для мирового зла, – пишет один из защитников монет со святыми ликами. – Это и есть урок всем нам: пусть Христос приходит в каждый дом хоть и на монете, даже перед лицом опасности, что с Ним обойдутся неуважительно – это более соответствует Его святой воле».
Наконец, пятый аргумент – чеканка монет со священными христианскими изображениями – это современная практика многих стран, включая теократическое государство Ватикан. Следование этой практике в современной России суть возрождение исторических, культурных и религиозных традиций.
***
Автору действительно не удалось найти письменных свидетельств об официальной позиции Церкви относительно священных изображений на монетах и денежных знаках (будем признательны читателям за любую информацию об этом). Таким образом, официальная позиция Православной Церкви (в виде каких-либо канонических документов или правил, постановлений архиерейских соборов и т.п.) не сформулирована. По крайней мере ни одна из сторон в этом споре на таковую не ссылается. По факту Церковь «громогласно» не одобряет, но и не осуждает указанную практику.
Несмотря на то, что упомянутая дискуссия осталась в прошлом, тема оживает каждый раз, когда речь заходит о профанации священных изображений в современном обиходе (тиражирование репродукций икон на упаковке товаров, в газетах, календарях, на обложках книг и т.п.).
Для того, чтобы разобраться в сложившейся ситуации, необходимо обратиться к истории. В первую очередь, конечно, надо всмотреться в практику Восточной римской империи (Византии), как наиболее показательную для нашего случая. Именно Римская империя стала первым крупным христианским государством и во многом послужила образцом для других христианских государств, включая Россию и страны Европы.
Продолжение следует...
1 Святые на монетах [Электронный ресурс] // Азбука веры. Форум. Вопросы священнику. 2 апреля 2009. URL: https://azbyka.ru/duhovnikforum/threads/svjatye-na-monetax.2062/ (дата обращения: 17.10.2019).
2 Пушкарев Вячеслав, прот. Образ, который не для печати [Электронный ресурс] // Русская линия. 31 июля. 2007. URL: https://rusk.ru/st.php?idar=171412 (дата обращения: 02.08.2022). В августе 2007 г. это же заявление прозвучало в интервью газете «Комсомольская правда – Иркутск», а на сайте Иркутской епархии было опубликовано письмо протоиерея Вячеслава Пушкарева. См.: Иркутская епархия призвала бойкотировать производителей продуктов… [Электронный ресурс] // Newsru.com. 14 августа 2007. URL: https://www.newsru.com/religy/14aug2007/boikot.html (дата обращения: 17.10.2019).
3 Воронов А., Коробов П., Ментюкова С. РПЦ гонит святое с этикеток и купюр // Газета «Коммерсантъ». – 2007. – 17 августа. – №147. – С. 5. Также см.: Яковлева Е. Иркутский священник призывает убрать религиозную символику с денежных купюр // Российская газета. – 2007. – 17 августа. Федеральный выпуск № 0(4443). URL: https://rg.ru/2007/08/17/religiya.html (дата обращения: 02.08.2022).
4 Гамов А. «Сколько кадилом ни маши, рубль крепче не станет. Работать надо!» // Комсомольская правда. – 2009. – 26 августа. URL: https://www.kp.ru/daily/24349/537986/ (дата обращения: 02.08.2022).
5 Эксперт Счетной палаты: уберите церкви с денег [Электронный ресурс] // Вести. 27 августа 2009. URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=312405&cid=7 (дата обращения: 02.08.2022).
6 Смирнов Димитрий, прот. «Главное – не надо переходить грань допустимого» [Электронный ресурс] // Русская линия. 27 августа 2009. URL: https://rusk.ru/newsdata.php?idar=184585 (дата обращения: 02.08.2022).
7 Пушкарев Вячеслав, прот. Богохульство должно быть искоренено! [Электронный ресурс] // Русская линия. 01 сентября 2009. URL: https://rusk.ru/st.php?idar=114480 (дата обращения: 02.08.2022).
8 Балуева Т. Мы сохраняем духовность [Электронный ресурс] // Золотой червонец (электронный журнал). 21 октября 2010. URL: https://gold10.ru/article/15851/ (дата обращения: 02.08.2022). Курсив наш. – В.Н.
9 Стефан (Пучков), архидиак. История. Священные изображения на монетах // Лампада. – 2007. – №5 (56) сентябрь-октябрь. Электронный вариант статьи см. на сайте: Religare. 20 сентября 2007. URL: http://www.religare.ru/2_45430.html (дата обращения: 02.08.2022).
10 Изображения Иисуса Христа на монетах // Свет Православия: Миссионерское издание. – 2011. – №3. URL: http://pravoslaviecz.cz/izobrazheniya-iisusa-xrista-na-monetax-32011/ (дата обращения: 02.08.2022).
11 Немыченков В.И. Свята ли икона, не освященная по чину Требника: историко-богословский анализ церковной дискуссии. Часть 1. Истоки и историческая полемика о чине освящения икон // Православие.ру. 10 августа 2022. URL: https://pravoslavie.ru/147643.html ; Часть 2. Богословие иконы и современная церковная дискуссия // Православие.ру. 11.08.2022. URL: https://pravoslavie.ru/147662.html
Источник: https://pravoslavie.ru/155187.html