О чём стучат часы

Просмотрено: 217 Отзывы: 0

О чём стучат часы

Давным-давно мне подарили на день рождения часы. Не какие-нибудь маленькие наручные часики, а большие настольные часы из тёмного ореха с золотистыми бронзовыми шариками на колонках по обе стороны циферблата. Как и положено крупным часам, они тикали довольно громко, но я вскоре привыкла к их монотонно журчащей песенке и перестала её замечать.

Но вот однажды, когда во время праздничного застолья, как это нередко бывает, все разговоры вдруг одновременно замолкли и наступила неожиданная тишина, один из гостей сказал:

– Как звонко тикают ваши часы, как будто куда-то зовут или о чём-то напоминают!

Я удивилась: я их просто не слышала!

– Вы привыкли к ним, – улыбнулся гость. – Но я у вас впервые и всё время слушаю, как красиво постукивает механизм. Вы прислушайтесь!

Мы послушно затихли, и я услышала переливчатый перестук часов…

Все закивали, соглашаясь, что часы как будто зовут, как будто напоминают о чём-то… Но никто не понял, о чём

Тут все закивали, соглашаясь, что часы как будто зовут, как будто напоминают о чём-то… Но никто не понял, о чём. И сразу возник другой разговор, кто-то о чём-то заспорил, кто-то принялся что-то рассказывать, и никто больше не слушал призывного стука невидимых колёсиков. И я надолго забыла о том, что часы в моей комнате упорно и неустанно напоминают о чём-то.

И только спустя много лет я поняла, о чём они говорят со мной так настойчиво и неотступно.

Поняла тогда, когда узнала, зачем существует время.

Оно ведь было не всегда. Господь Бог, сотворив, как дивный дворец, для человека весь наш видимый мир, вместе с миром создал и время.

Протопресвитер Михаил Помазанский в «Православном догматическом богословии» отмечал, что «само время получило свое начало от сотворения мира: до того была вечность. И Священное Писание говорит: “чрез Которого (Сыном Своим) и веки сотворил” (Евр. 1: 2): слово “веки” имеет здесь значение “времени”; можно сказать поэтому: мир сотворен одновременно со временем»[1].

Свт. Василий Великий говорит, что «время есть продолжение, спротяженное состоянию мира»[2].

Зачем же Бог сотворил время? Ведь ещё раньше Он создал ангелов – без времени и вне времени. Значит, для творения мира существование времени не было обязательно. И из Откровения мы знаем, что некогда время перестанет существовать.

В час Страшного Суда все жившие на земле предстанут пред Богом (Откр. 20: 11–15). С этого момента мир переступит черту, за которой «времени уже не будет» (Откр. 10: 6). Символический «восьмой день» и вся тварь, включая видимый мир, приобщится к Божественной вечности[3].

А что это значит – приобщиться к вечности?

Автор Ареопагитик отвечает нам, что свойство существования в вечности – нетленность и неизменяемость:

«Временем же называют то, что связано с рождением, тлением, изменением и пребыванием то в том, то в другом состоянии. Почему богословие и говорит, что, ограниченные здесь временем, мы причастимся вечности, когда дойдем до нетленного и неизменного века»[4].

Прп. Иоанн Дамаскин возражает тем, кто думал, что в вечности возможно качественное изменение:

«А вечная жизнь и вечное мучение обозначают нескончаемость будущего века. Ибо время по воскресении уже не будет исчисляться днями и ночами, или лучше – тогда будет один невечерний день; так как Солнце правды ясно будет светить праведным, а для грешных настанет глубокая нескончаемая ночь. Поэтому, каким образом будет исчисляться тысячелетнее время оригеновского восстановления?»[5]

Господь предвидел, что человек падёт, и создал время, чтобы мы с Божьей помощью смогли измениться

Значит, ответ на вопрос: «Зачем Бог сотворил время?» – может быть только один. Господь предвидел, что человек падёт, и создал время для того, чтобы мы с Божьей помощью могли измениться – покаяться и исправиться, чтобы спастись. И Господь использует время, чтобы дать нам эту возможность.

Если мы обратимся к Священному Писанию, то увидим, что оно рассматривает время как нечто данное Богом, подвластное Ему и направляемое Им к определённой цели.

Бог определяет продолжительность жизни:

  • «Если дни ему определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет» (Иов. 14: 5);
  • «В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих» (Пс. 30: 16).

Он может продлить жизнь людей сверх предусмотренного срока и продлевает её для покаяния человека:

  • «и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего» (4 Цар. 20: 6);
  • «пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет» (Ис. 38: 5).

По Своей воле Бог определяет во времени события в жизни народов и отдельных людей, и всё с той же целью – «дабы они искали Бога»:

  • «в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт. 15: 16);
  • «И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет» (Иер. 25: 11);
  • «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога (Деян. 17: 26–27).

А в конце времён вместе с существованием времени окончится и возможность изменения, возможность покаяния, перемены ума и жизни. И все мы должны будем дать отчёт о том, как использовали этот Божий дар – жизни во времени. Тот, кто не зря потратил его, войдёт в вечную радость. Тот, кто пренебрёг и этим даром, увидит, что сам обездолил себя навеки. Иными словами, кончится время, данное нам на покаяние, и настанет вечность воздаяния.

Так время обретает свой смысл как время Божией милости, предназначенное для принятия спасения и подготовки к тому, чтобы выдержать испытание в день Божьего Суда…

Но не только об этом говорят нам часы, отсчитывая время, оставшееся нам на покаяние. Они говорят, что надо, надо нам торопиться, потому что время убыстряет свой бег, послушное велению Божию.

Священное Писание говорит о конце времён:

«…ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24: 21–22).

Преподобный Нил Мироточивый пророчествует о том, как именно сократятся дни:

«День будет вращаться как час, неделя как день, месяц как неделя и год как месяц. Ибо лукавство человеческое сделало то, что и стихии стали напряженными, начали еще более спешить и напрягаться, чтобы поскорее окончилось прореченное Богом число для восьмого числа веков»[6].

И это уже происходит на наших глазах. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) заметил по этому поводу:

«Мы, очень многие, помним, как существовали лет шестьдесят тому назад границы во времени: было утро, полдень, день, вечер. Всему было свое время, будто кто-то медленно, тихо, благоговейно вращал стрелку времени по циферблату часов. Где это всё ныне? Теперь этого нет! Встаем чуть свет, отходим в полночь ко сну – и всегда должниками в том, что мы не исполнили и малой части того, что нам надлежало исполнить. Кто в этом виноват, кому предъявить счёт? Себе? Но мы трудимся не покладая рук. Часам? Но и их стрелки никто видимо не подводит. Но почему они бегут? А не надо ли нам сегодня, дорогие мои, вспомнить об обещанной к концу времен скоротечности времени, когда ради избранных будут сокращены дни земного странствования живущих. И год тогда будет как месяц, месяц – как неделя, неделя – как день, день – как час и час – как минута»[7].

Время – это Божий дар, данный нам для спасения. Но оно сокращается неудержимо

Время – это Божий дар, данный нам для спасения, но оно сокращается неудержимо. Журчащим стремительным ручейком убегают бесценные минуты, незаметно складываясь в года. Драгоценный дар так легко потерять, не заметив его.

Вот о чём говорят мне теперь, когда я их наконец поняла, мои часы. Они стали мне другом, который каждый миг, когда я обращаюсь к нему, просит меня: «Помни. Помни. Помни. Успей. Успей!»

Да, такой друг есть у каждого, но не каждый понимает его язык. А мне повезло: ко мне однажды пришёл чуткий гость и попросил: «Вы прислушайтесь!»

И я повторяю следом за ним.

Вот, теперь и вы знаете то, о чём стучат часы. Прислушайтесь…

***

[1] Помазанский Михаил, протопресвитер. Православное догматическое богословие.

[2] Василий Великий, святитель. Беседы на Шестоднев.

[3] Ареопагитский корпус. О Божественных именах, 10, 3; Максим Исповедник, преподобный. Схолия 8: О Божественных именах, 10, 3. – Цит. по: Зайцев Андрей. Историческое развитие христианского учения о вечности.

[4] Ареопагитский корпус. О Божественных именах.

[5] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры.

[6] Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского.

[7] Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Слово в день интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – Из кн.: Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Слово из вечности: Пути спасения человека в современном мире. Симферополь, 2013.

Источник: https://pravoslavie.ru/157860.html



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на декабрь 2024 года

В декабре православные верующие отмечают несколько важных церковных праздников. Также на этот месяц приходится множество памятных дней. ...

Выбор редакции

Дивеевские зарисовки

Сергей Серюбин Дивеево. Наши дни. Фото: diveevo-palomnik.ru Летом то ли 2011 года, то ли 2012-го приехал я в Дивеево на праздник преподобного...