Наш дом, расположенный в подмосковных Мытищах, на улице Коминтерна, – особенный. Здесь вместе встречают Новый год, прямо во дворе, причем по-настоящему – с курантами на большом экране и песнями, здесь теплыми летними вечерами дети смотрят на большом экране мультфильмы, а взрослые «болеют» во время трансляции спортивного матча. Да вообще много случается всего общего, когда «всем двором». Я о таком раньше только в кино смотрела и в книжках читала. Вдохновитель всего этого – председатель нашего ЖСК Иван Серов, который предлагает и откликается на любые творческие идеи, задает очень важный, объединяющий настрой.
В доме много многодетных семей, много врачей, много педагогов, много художников, причем состоявшихся, общероссийского уровня. Так сложилось почему-то. Мимо этого просто нельзя было пройти, и мне пришла в голову идея – а почему бы не сделать... общую выставку. Художники ее поддержали, поддержал и председатель, подготовил помещение… В первой выставке участвовали только жители дома, но наша галерея решила расширяться и пригласила к участию в следующей выставке художников, живущих в Мытищах, Королеве, Москве. Так сказать, по-соседски.
Над темой второй выставки долго не думалось – «О самом главном». О главном для нашего мира, нашей цивилизации, нашей страны – и каждого человека, христианина. О Самом Главном.
Причем выставка показывает, что о самом главном можно говорить на разных языках изобразительного искусства. Потому центральные по смыслу работы экспозиции – графические листы Народного художника России С.М. Харламова, бережно хранящиеся в нашей семье. Это светские произведения, которые уводят зрителя к иконным образам, очевидно, показывая ту реальность, которая тесно связана с нашим миром, которая угадывается в его реалиях, намекая, что есть и иной Мир.
Икона Божией Матери Одигитрия, написанная Верой Стриевской
О реальности Горнего мира, говорит, конечно же, икона – например, красивая, одухотворенная икона Божией Матери Одигитрия, написанная Верой Стриевской – настоящий молитвенный образ, близкий к древнему образцу, созданный современным художником.
Художники, работающие для Церкви, не всегда могут показать свои работы на выставке, что называется, в материале, если речь о монументальных произведениях, таких как роспись, мозаика. Но благодаря качественной печати мы все-таки имеем возможность увидеть их, например, прекрасный мозаичный образ «Не рыдай Мене, Мати», созданный художниками Верой Афонской и Андреем Мясоедовым, который находится в храме Святителя Спиридона в Коптеве, – точнее, репродукцию работы на пенокартоне.
«Не рыдай Мене, Мати». Мозаика для храма святителя Спиридона в Коптеве. Художники Вера Афонская и Андрей Мясоедов
И здесь же работы Андрея Мясоедова в материале – не иконы, но религиозные мозаичные произведения – одухотворенные работы верующего художника, понимающего богословскую суть византийского искусства. В работе «Рождество» художник показал только фрагмент лика Богородицы – проработаны смальтой и камнем Ее глаза, элементы головного убора и звезда на нем. Мы помним, что на мафории Богородицы обычно изображаются три звезды, чтобы трижды подчеркнуть Ее Приснодевство. Здесь же эта звезда считывается и как Вифлиемская, и так, очень лаконично, художник показывает, что приняла на Себя Дева Мария, сказав: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38), и намекает на чудо Боговоплощения…
«...не буду больше проклинать землю за человеки». Картина Альберта Солтанова
Альберт Солтанов тоже представил репродукцию на пенокартоне мозаики, которая украшает апсиду Покровского храма в подмосковном селе Жестылево, а также свою светскую работу «…не буду больше проклинать землю за человека», где живописно осмыслена библейская тема. Работа вроде бы спокойная и умиротворяющая. Потоп в прошлом, жизнь идёт, ковчег за ненадобностью с годами (веками) разрушается. Подтверждением этому кажется и цветной колорит работы, и само название – «...не буду больше проклинать землю за человека», цитата из Книги Бытия. (Быт. 8, 21). Но у меня, когда смотрю на картину, возникают какие-то очень тревожные чувства. Господь всегда держит Свое слово, но люди, с дарованной им свободной волей, сами прекрасно умеют уничтожать и землю, и друг друга.
Знание о бывших катастрофах человечества и предчувствие грядущих – и в изображении ворона, и в том, что остов ковчега, почти разрушенный, подчёркнуто вынесен на передний план. Люди ничему не учатся, и новый ковчег вряд ли построят...
Изображение церквей – это рассказ о мироустройстве, о том, на чем зиждется, чем укрепляется наша земля
На выставке – очень много пейзажей, в которых храмовая архитектура воспринимается как часть окружающего мира, но очень важная, значимая часть. Изображение церквей – не важно, в контексте городского или природной пейзажа – это больше, чем просто фиксирования тех или иных архитектурных черт, это рассказ о мироустройстве, о том, на чем зиждется, чем укрепляется наша земля.
Трепетный «Зимний вечер» Алексея Волошина, величественный «Ночной Исаакиевский собор» Олеси Осиповой, такой узнаваемо красивый вид с Блинной горы на Троице-Сергиеву лавру в работе Сергея Чертова «Осеннее утро. Лавра», уютная «Покровская церковь на Высоком. Г. Боровск» Марины Любимовой… Декоративные, яркие, пастозно написанные пейзажи Алексея Миронова захватили лишь фрагменты храмов, и в этих фрагментах художник смог уместить и передать красоту церковной архитектуры…
Говорить на тему христианства можно и через натюрморт, как это делает Ольга Ковальчук: в ее работе «От Вербного до Пасхи» – через предметы (икона, ваза с вербой, крест) – рассказ о Крестном пути Спасителя, а потом – о Воскресении, о котором говорит нам праздничный, пасхальный красный фон.
Зимний вечер. Алексей Волошин
Ольга Даутова умеет чувствовать напряжение Вечности, она часто изображает не современность, не прошлое, а некую надвременную реальность. Реальность, актуальную для каждого живущего и жившего на земле – это видно, например, в работах «Базилика в Бари. Николай Чудотворец», «Тысячелетняя Россия. Юрьев-Польский».
«Тысячелетняя Россия. Юрьев-Польский». Ольга Даутова
Тысячелетняя Россия. Юрьев-Польский. Ольга Даутова
Иллюстрации Ольги Ионайтис к книге «Библия для детей. Земная жизнь Иисуса Христа» издательства Эксмо (имеет гриф Издательского Совета Русской Православной Церкви) – это совсем другой художественный язык. Причем видно, как художник перерабатывает, переосмысляет, переводит на язык детской иллюстрации, создавая новые уникальные произведения, элементы восточнохристианской иконографии или примеры решений западноевропейского классического искусства, как, например, в иллюстрациях к Воскрешению Лазаря, Лепте вдовы, Притче о добром самаритянине. Художник говорит с детьми доступным им визуальным языком, но серьезно, как того требует тема.
Ольга Ионайтис. Иллюстрация к книге «Библия для детей. Земная жизнь Иисуса Христа»
Ольга Ионайтис. Иллюстрация к книге «Библия для детей. Земная жизнь Иисуса Христа»
Ольга Ионайтис. Иллюстрация к книге «Библия для детей. Земная жизнь Иисуса Христа»
Ольга Ионайтис. Иллюстрация к книге «Библия для детей. Земная жизнь Иисуса Христа»
Цель выставки и проекта в целом – объединить художников, живущих в одном доме, в одном городе, в конце концов – в одной стране, объединить тех, кому важно искусство. Каждый шаг, стремящийся к объединению, важен, но без Бога, без веры объединение проблематично, тем более – сложно без Бога «побеждать страх ненавистной розни мира сего». Потому очень неслучайно афиша выставки – линогравюра С.М. Харламова, на которой изображены преподобные Сергий Радонежский и Андрей Рублев, между ними – Троице-Сергиева лавра, а в верхней части работы – изображение Пресвятой Троицы.
Работа С.М. Харламова
Источник: https://pravoslavie.ru/163818.html