О смерти и жизни – о вере и любви. Записки провинциального священника

Просмотрено: 150 Отзывы: 0

О смерти и жизни – о вере и любви. Записки провинциального священника

А.А. Иванов. Воскресение Христово. Праведники парят над пустыми гробами. 1845 г. (ГТГ)

А.А. Иванов. Воскресение Христово. Праведники парят над пустыми гробами. 1845 г. (ГТГ)

Меня позвали в реанимацию к умирающему младенцу. Первым, кого я увидел, войдя в палату, был врач. Уже немолодой мужчина, высокий, худощавого телосложения, в очках. Он обреченно сидел на подоконнике реанимационного окна и задумчиво смотрел куда-то вдаль. В тот момент, когда я вошел, он обернулся и небрежно бросил: «Все бесполезно. Он умирает». Отвернулся и продолжил смотреть в окно. Все в нем: поза, взгляд, обреченно повисшие руки – все говорило о его колоссальной усталости от продолжительной борьбы за жизнь этого маленького человека. Я совершил Таинство…

Задумавшись на пару секунд, я ответил, что для меня крещение – это смерть

Помню, как однажды меня позвали в телестудию для участия в эфире утренней программы, в рамках которой я, как православный священник, должен был рассказать о предстоящем празднике Крещения Господня. Минуты эфира пролетели очень быстро. Камера выключилась, пошла какая-то запись, до следующего включения камеры было каких-то пару минут. Пока я снимал микрофон, ко мне подошел ведущий программы и спросил, уже вне эфира: «А что такое Крещение лично для вас?» Не то, чтобы я не знал, что такое Крещение, или никогда не задумывался на эту тему, но именно в тот момент я со всей ясностью вспомнил слова апостола Павла:

«Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся; Спогребохомся убо Ему крещением в смерть, да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем» (Рим. 6: 3–4).

Задумавшись на пару секунд, я ответил, что для меня крещение – это смерть. Смерть «ветхого» человека, живущего по закону «похоти плоти», и рождение «нового» в Жизнь Вечную.

Вот что об этом пишет протоиерей Александр Шмеман в своей книге «Водою и Духом»:

«Ранняя Церковь знала, что в крещении мы истинно умираем и истинно воскресаем со Христом, потому что она испытывала это каждый раз, совершая это таинство… Ибо в христианском понимании смерть есть, прежде всего, духовная реальность, к которой можно быть причастным и будучи живым и от которой можно быть свободным даже лежа в могиле. Смерть – это отделенность человека от жизни, т. е. от Бога, Который есть единственный податель Жизни, Который Сам есть Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию – ибо как человек не создал себя сам, так он не имеет власти и уничтожить себя, вернуться в то ничто, из которого он был вызван к существованию Богом, и в этом смысле он бессмертен, – а истинной Жизни, которая была “свет человеков” (Ин. 1: 4). Вот от этой истинной жизни человек волен отказаться и, таким образом, умереть, так что самое его “бессмертие” станет вечной смертью… Таким образом, полная смерть представляет собой не биологический феномен, а духовную реальность… Он не уничтожает и не разрушает физическую смерть, поскольку Он не уничтожает этот мир, частью которого она является и в котором выступает принципом жизни и даже роста. Но Он делает несравненно больше. Отняв жало греха у смерти, уничтожив смерть как духовную реальность, наполнив ее Собою, Своей любовью и жизнью, Он превращает ее, бывшую самой реальностью отчуждения и извращения жизни, в сияющий и радостный “переход” – Пасху – в более насыщенную жизнь, в более крепкое единение, в более сильную любовь… Именно вера внутри нас желает крещения. Именно вера знает, что оно есть истинное умирание и истинное воскресение со Христом».

Полная смерть представляет собой не биологический феномен, а духовную реальность

Смерть – как часто нас пугает не только это слово, но и все, что с ним связано. Даже некоторые церковные таинства мы боимся совершать потому, что у нас есть устоявшееся десятилетиями мнение, что они совершаются над умирающим человеком (соборование, исповедь и Причастие в больничной палате – это «к смерти»). А все потому, что для нас смерть имеет чисто биологическое значение, а, следовательно, и сама жизнь тоже.

Смерть, проблемы и трудности жизни – все это нам видится как какое-то огромное черное пятно на светлой картине нашей жизни. Сложно смотреть на огромное полотно гениального художника размером 20х10 метров, стоя в 20 сантиметрах от этого полотна и наблюдая при этом огромное темное пятно. Кажется, что вся картина – одна сплошная тьма. И только отойдя на метр-два от этого шедевра, мы сможем понять всю глубину и красоту искусного творения. Но, чтобы отойти, нужны силы для очень важных нескольких шагов.

«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя… что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6: 2–3, 7–10).

Мы ослабели, и жизни этой не хочется, и будущей тоже – «делая добро, да не унываем». «Носить бремена друг друга» под силу каждому. Для этого не обязательно обладать какими-то материальными богатствами. А в этом обретается и смысл жизни, и силы для совершения «нужных шагов».

«…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мк. 12: 30–31).

Только через Любовь мы можем вновь соединиться с Богом, Который есть «единственный податель Жизни, Который Сам есть Жизнь».

Когда уходил, дал врачу свою визитку. Может быть, это не последняя наша встреча…



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на декабрь 2024 года

В декабре православные верующие отмечают несколько важных церковных праздников. Также на этот месяц приходится множество памятных дней. ...

Выбор редакции

О «Велесовой ночи». Разбираемся с импортозамещенным Хэллоуином

Максим Кузнецов Одни не принимают этот праздник, другие от него без ума, кто-то считает забавным, а кто-то – открыто сатанинским; для иных – это...