«Плохие, очень плохие. Но – христиане!» Кяхтинский протоиерей Олег Матвеев о России, ее глубинке и предназначении

Просмотрено: 100 Отзывы: 0

«Плохие, очень плохие. Но – христиане!» Кяхтинский протоиерей Олег Матвеев о России, ее глубинке и предназначении

Протоиерей Олег Матвеев, настоятель Успенского храма в приграничной Кяхте, знакомит читателей с историей своего города, говорит о пользе осмысленных путешествий, призывает к бодрости и трезвению.

Протоиерей Олег Матвеев

Протоиерей Олег Матвеев

Дети священников и дотошные сербы

Отец Олег, что отличает служение в приграничье от служения в глубине России?

– Приграничье: здесь очень сильно чувствуется многовековая связь России с Монголией. Люди знают, понимают и уважают менталитет друг друга, и отношения, по моим наблюдениям, добрые, а часто и родственные. Монголия для нас не чужая, мы знаем и любим эту страну и ее народ. В Кяхте находится могила Александры Викторовны Потаниной (1843–1893), одной из первых женщин-путешественников и исследователей Центральной Азии. Она была родом из священнической семьи, трудилась в нижегородском епархиальном училище. Вместе с супругом Григорием Николаевичем они совершили четыре экспедиции – по северо-западной Монголии, северу Китая, восточному Тибету и центральной Монголии, преодолев тяжести перехода по пустыне Гоби. А познакомилась она с будущим мужем в городке Никольске, сейчас это Вологодская область: там брат Александры Викторовны и Григорий Николаевич были в ссылке. Звучит, может, мрачновато, но не без иронии: путешествие в ссылку помогли им стать учеными и путешественниками, исследователями новых земель.

В Кяхте очень сильно чувствуется многовековая связь России с Монголией

Александра Викторовна – автор нескольких ценных работ по географии, а также научного труда «Буряты», за который была удостоена малой серебряной медали Императорского Русского географического общества. Во время последней своей экспедиции она скончалась по пути в Шанхай, но, согласно ее завещанию, прах ее был предан земле на родине, в российском Троицкосавске, нынешней Кяхте, на Успенском кладбище. Сейчас над могилой поставлен памятник: я убежден, что мы должны знать собственную историю лучше.

Есть и еще интересный памятник, поначалу, быть может, повергающий в недоумение: графу Савве Владиславичу-Рагузинскому – сербу, сподвижнику Петра Первого, одному из выдающихся российских дипломатов, благодаря которому среди прочего был заключен Кяхтинский договор с Китаем, определивший государственную границу империи. Видный, достойнейший дипломат: во многом благодаря ему, по мнению исследователей, была создана внешняя разведка России, определена балканская политика страны, существенно расширились торговые связи. Кроме того, это именно он привез в свое время в Россию мальчика Ибрагима Ганнибала, приобретенного им на невольничьем рынке в Стамбуле – за последствия этого поступка русская литература остается благодарной сербскому дипломату. Этот мальчик стал прадедом Пушкина. Был он и меценатом: Антонио Вивальди в благодарность за помощь посвятил Савве Владиславичу одну из своих опер. В честь Святой Троицы и в честь своего небесного покровителя, святителя Саввы Сербского, граф назвал городок Троицкосавском, а в нашем Успенском храме есть икона этого великого святого. Казалось бы, такой маленький городок Кяхта – а как о многом и многих он может рассказать. В советское время, конечно, старались вымарать любое упоминание о Боге и Его святых из душ и умов, поэтому, во-первых, называли город исключительно Кяхта, а если дело касалось истории, то говорили, что Савва Владиславич назвал город в честь себя, что, конечно же, нонсенс.

Наш город назван в честь Святой Троицы и основателя сербской нации святого Саввы Сербского

Затем, уже в 2013 году, дотошные сербы, среди которых был потомок графа Рагузинского Бранко Вукоманович, приехали сюда и при помощи наших историков расставили все по своим местам: город назван в честь Святой Троицы и основателя сербской нации святого Саввы Сербского. Рассказывают в далекой Сербии, что в Сибири есть такой город – часто сами сербы не верят, но потом начинают гордиться: вот, мол, докуда святость доводит – аж до Сибири. Так что расстояния и всевозможные границы для Христа трудности не представляют: Он спасает всех – лишь бы у людей было желание спастись. Вообще, это очень интересно: место нашего падения – это рай, а место нашего восстания – ад. Представляете, насколько силен тогда Господь, если Он так уважает нашу свободу, что даже в раю позволил нам выбрать падение, а из ада нас вывел!

Что полезно для излечившегося от пьянства

Члены общества трезвения «Неупиваемая Чаша»

Члены общества трезвения «Неупиваемая Чаша»

Вы организатор кяхтинского общества трезвения «Неупиваемая Чаша», которое работает уже больше 15-ти лет.

– И работа эта приносит, слава Богу, добрые плоды: люди не только преодолевают пьянство, но и видят закономерные результаты этого преодоления – восстанавливается семейная жизнь, человек из нищего пропойцы становится уважаемым членом общества, занимается предпринимательством, работает на земле, а то и становится священником. Знаете, в этом есть большой плюс: если человек сам побывал в таком униженном и недостойном положении, из которого, слава Богу, вырвался, он потом тысячу раз подумает, прежде чем осуждать тех бедняг, которые все еще продолжают бороться с этим недугом. Для священника это очень полезно, даже необходимо: не смотреть на другого свысока, несмотря на высоту своего сана, своего призвания. Сан и призвание-то высочайшие, а ты попробуй не осуждай грешника, такого же, кстати, как и ты, – вот задача.

Вообще, это, конечно, беда – пьянство. В страшные 1990-е я, к большому сожалению, был прав, когда утверждал: «Социализм закончится – алкоголизм останется», несмотря на все наши прекраснодушные мечты, что вот-вот наступят светлые времена. Время подтвердило мою правоту, и я вновь утверждаю: закончится СВО – алкоголизм останется. Без постоянной работы над собой мы с этим злом не справимся, я уверен. Никакими законами-постановлениями-проектами-инициативами делу не поможешь, если каждый из нас не будет считать трезвость, трезвение естественным и нужным для себя, как воздух. Статистика страшная, и давайте не будем обманывать себя: если мы хотим выжить как народ и страна, пора прекращать этот ужас. Прошлым летом в одном из сел Кяхтинского района за полтора месяца случилось четыре самоубийства на почве пьянства: кому-то 50 лет, кому-то 20 с небольшим. Каково? Вот и боремся за жизни людей.

Как боретесь?

– По старому доброму правилу: «Молитва и труд все перетрут». Люди приходят, живут у нас на приходе, работают, молятся, размышляют, приходят в себя. У кого-то получается, у кого-то нет: гибнет на поле битвы.

Если грубо сказать, мы переводим Евангелие на язык алкоголиков. Не удивляйтесь, такой перевод необходим: человек может избавиться от беды, только признав, что он действительно в беде. Признает пьяница, что он пьяница, – это уже большой шаг к избавлению от пьянства. Согласен, действительно страшно: если раньше Евангелие переводили с арамейского на греческий, с греческого на латынь, на славянский, русский, то теперь такая ситуация, что мы вынуждены переводить с русского на язык алкоголиков, представляете? Это так – к слову о движении человечества к концу своей истории. Еще каких-то сто лет назад, согласно статистике, 95% русских женщин и 100% бурятских не знали алкоголя вообще. Некоторое время назад у нас было 12 к 1 – на 12 пьющих мужчин приходилась 1 пьющая женщина, а сегодня – 3 к 1. А кое-где в нашей стране, особенно в русских областях, уже и один к одному. Будущее с такими показателями у нас незавидное. Да и настоящее тоже. Скажу так: мой алкоголизм, мой позор – это реакция Бога на мое поведение. Если ты всю жизнь живешь так, что Богу просто негде найти места в твоем сердце, то Ему, Богу, приходится использовать и такие методы, чтобы ты, увидев себя в том ужасе, куда сам себя завел, буквально возопил к Нему. В этом случае бывает полезен и позор, стыд.

Самое время «подправить рожу»

Есть такая пословица: «Без греха веку не изживешь, без стыда рожи не износишь».

– Примерно так и получается. Только давно уже настало время рожу-то подправить. И это касается не только пьянства, но и вообще отношения к себе и Богу. Уже откровенно наскучили унылые вздохи-охи насчет того, что «мы-де родились в атеистической стране, там нам ни про какого Бога не рассказывали, поэтому, да, все плохо, но к нам со своей верой не лезьте, но водичку, будьте любезны, освятите». Ну, господа-товарищи, перестаньте! Евангелие на каждом шагу можно взять, храмы стоят открытые – иди и становись святым, в конце-то концов. А если ты будешь дальше жевать эту жвачку про «нам не привили истинные ценности», сам при этом ни малейших усилий не употребляя для их приобретения на протяжении вот уже полувека, – ну, успехов тебе, труп ходячий: убитое здоровье, брошенные дети, пропитые таланты, глупая смерть…

…По моему глубокому убеждению, пьянство начинается с первой увиденной рюмки в руках родителей. «Я культурно пью, а мои дети почему-то пьяницы!» – да ты им сам дал повод, показал пример, дорогу к этой бездне. Недавно у меня была одна бабушка, с горечью говорила: «Батюшка, как же так: я всю жизнь работала, мой портрет на доске почета всегда висел, выпивала только по праздникам, а все пять детей у меня пьют». Спрашиваю, как с духовной жизнью в семье обстояло. «А никак, не до духовной жизни было – работать ведь надо». Ну вот и получили: забыли о Боге, висели на доске почета, ели-пили, женились, выходили замуж, но пришел потоп и погубил всех (Мф. 24: 38–39). Если забываешь о Боге, то никакие доски почета не помогут.

Плохие, очень плохие. Но – христиане!

Картина мрачная. Отсюда вопрос: можно ли назвать Россию все еще христианской страной, с таким-то грузом бед?

В нас все еще есть тоска по Небу, поиск Христа

– Конечно, можно. Даже несмотря на все наши грехи. Понимаете, мы все еще осознаем себя недостойными милости Христа, мы все еще чувствуем, воспринимаем себя грешниками, у которых если что-то хорошее и есть, то уж никак не по нашим заслугам, а исключительно по милости Божией. Во-вторых, в нас все еще есть тоска по Небу, поиск Христа. Да, с отступлениями и преступлениями, да, с позором и падениями, но все-таки есть он, этот поиск. Что не дает нам ни малейшего права на превозношение: мол, смотрите, какие мы духовные! Слава Богу, что мы еще окончательно не рухнули в пропасть и пусть дряблыми, трясущимися руками, но Крест несем.

Помню, как в 1990-е годы до истерики хохотали мои бывшие коллеги, когда узнали, что, оставляя работу в суде, я становлюсь священником. Считали, что я с ума сошел, байки всякие рассказывали. Сейчас те же самые люди с совершенно другими лицами и настроением приходят в храм. Не могу сказать, что все из них верующие, но, по крайней мере, понимающие важность веры – это точно. Так что не все потеряно. Только благодушествовать мы не имеем никакого права: если мы не будем трудиться над своей душой, своим богоподобным естеством, нас просто смоет, Божий проект «Россия» можно закрывать. Разумеется, Бог «произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17: 26), поэтому все земное преходяще, давайте помнить о наших собственных временах и пределах, но давайте также помнить, для чего нам даны наши времена и пределы нашего обитания. Читаем следующий стих: «Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас». Вот в чем дело, оказывается: земное отечество – а в нашем случае это Россия – нам дано для поиска и ощущения Бога. Как стыдно будет, если мы откажемся от выполнения этого замысла. Желаю нам твердости и трезвения в этом спасительном поиске.

Источник: https://pravoslavie.ru/158695.html



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на май 2024 года

В 2024 году в православном календаре на май приходится одно из самых значимых событий для христиан - Светлое Христово Воскресение. Этому празднику предшествует...

Выбор редакции

«Я пастырь и от народа не уйду. Я должен идти на жертву». История камышловских мучеников. Часть 1

История 37-ми камышловских мучеников за веру до боли похожа на истории тысяч новомучеников, репрессированных в годы безбожия и гонений на Церковь во...