Протоиерей Андрей Дудин: «Скоро будем встречать паломников из Великорецкого, готовим 4 тонны чая и 2 тонны супа»

Просмотрено: 30 Отзывы: 0

Протоиерей Андрей Дудин: «Скоро будем встречать паломников из Великорецкого, готовим 4 тонны чая и 2 тонны супа»

3 июня начался знаменитый на всю Россию Великорецкий крестный ход. Мы побеседовали с настоятелем Троицкой церкви села Медяны протоиереем Андреем Дудиным, который уже порядка тридцати лет участвует в этом уникальном событии. Долгие годы отец Андрей принимал участие в молитвенном шествии на реку Великую, а сейчас на приходе в селе Медяны встречает святыню и паломников на пятый день крестного хода.

Встреча Великорецкого образа святителя Николая в Медянах

Встреча Великорецкого образа святителя Николая в Медянах

«Хотелось открыто исповедовать Бога»

– Отец Андрей, предлагаю начать интервью с традиционного вопроса о том, как вы пришли к вере и выбрали путь священнослужения.

– Со школьных лет я увлекался историей, участвовал в различных исследованиях, конференциях, а в тринадцать лет стал членом президиума областного совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Такая общественная деятельность привела меня к знакомству с духовенством. Я стал задумываться о вопросах веры и в шестнадцать лет осознанно принял Крещение. Заметив мой интерес к Церкви, священнослужители предложили мне помогать в храме, и вскоре я стал иподиаконом. Принимал участие в архиерейских богослужениях, из-за чего по субботам пропускал уроки в школе. Это было начало девяностых годов, когда, с одной стороны, интерес в обществе к религии возобновлялся, а с другой – у многих людей всё еще оставалось настороженное и даже негативное отношение к вере, свойственное советскому времени. В итоге в десятом классе меня вызвали к директору, где рекомендовали заняться «более полезным делом». Но я не хотел пропускать богослужения и при совпадении предпочитал их урокам. Состоялся педсовет, и мне предложили выбирать: либо оставить церковную деятельность, либо уйти из школы. Я забрал документы и был принят в другую кировскую школу № 16, где директором был Владимир Николаевич Патрушев, верующий человек, который к моим пропускам уроков по субботам относился с пониманием.

Я стал задумываться о вопросах веры и в шестнадцать лет осознанно принял Крещение

С переходом в 16-ю школу я продолжал участвовать в различных общественно-церковных мероприятиях. Хотелось открыто исповедовать Бога. В храме мне выдали подрясник, и я нередко после богослужения шел в нем по городу домой. В то время стараниями священника Александра Коротаева был открыт историко-краеведческий клуб «Мир», и мы с ребятами и нашими наставниками принимали участие в экспедициях по области и в реставрации сельских храмов. Именно тогда тронули душу беседы о Боге протоиерея Андрея Логвинова, который сейчас служит в Костромской епархии, протоиерея Геннадия Кочурова, вдохновлял нас и отец Александр Коротаев. А когда в 1992 году я окончил 11 классов, для меня было совершенно логичным поступить в Вятское духовное училище. После ВДУ продолжил обучение на очном отделении Московской духовной семинарии. Отучившись, вернулся в Вятку. В 1993 году во время поездки в Троице-Сергиеву лавру познакомился со студенткой педагогического института Натальей, которая потом стала моей супругой.

«Возрождалось трепетное отношение к вере»

– Это было время возрождения Великорецкого хода. Какими были ваши первые паломничества на Великую? Как менялся крестный ход?

– Первоначально после официального разрешения крестный ход совершался следующим образом: из Серафимовской церкви в Вятке на автобусах верующие добирались до села Чудиново, где в храме служилась литургия, и уже оттуда шли десять километров с иконой святителя Николая до Великорецкого. В 1992 году я шел полным маршрутом, хотя он еще не стал официальным, и для меня воспоминания о том времени очень дороги. Тогда в крестном ходе участвовало около ста человек. Это были настоящие паломники, в основном бабушки-молитвенницы, а проводником, знавшим маршрут, являлся Прокоп Иваныч Клепиков – так мы звали этого легендарного человека 1910 года рождения.

Настоятель Троицкого храма села Медяны протоиерей Андрей Дудин

Настоятель Троицкого храма села Медяны протоиерей Андрей Дудин

В Бобино, в Загарье, в другие населенные пункты нельзя было заходить торжественно с церковными песнопениями. За этим следили местные власти. Например, приезжал глава сельсовета, когда крестоходцы отдыхали на привале, и требовал не входить в село организованным шествием. Но местные жители обычно радушно принимали богомольцев на ночлег, просили за них помолиться. Среди простого сельского народа возрождалось трепетное отношение к вере.

В 1993 году «чудиновский» маршрут был отменен, а молитвенное шествие, в котором участвовало уже 3000 человек, стало совершаться более организованно. В Бобино крестоходцам для ночлега предоставляли школу. А вот первая служба на берегу Великой совершилась только в 1997-м. В следующем году после введения в эксплуатацию Нового моста паломники возвращались в Вятку не через Коминтерн, а через Филейку, как и в прежние времена. В крестном ходе стало больше священников: начали ходить отец Геннадий Кочуров, отец Тихон (Меркушев), отец Анатолий Березин. После рукоположения в мае 2000 года я 17 лет участвовал в Великорецком паломничестве как священнослужитель. Это огромный опыт общения с самыми разными людьми и хорошая школа жизни. Крестный ход многому учит, смиряет, порой даже наказывает для пользы души. Приходится решать как организационные, так и различные духовные вопросы, с которыми к священнику в пути обращается большое количество совершенно незнакомых людей.

Мы с ребятами из разных приходов ходили на Великую, полагаясь во всем на помощь Божию. Первые 15 лет я не брал с собой рюкзака

Вообще, Великорецкий ход – сложный, живой и в первую очередь церковный организм. В 1990-е годы, увидев массовость многодневного шествия, в крестный ход стали включаться различные политические организации, старавшиеся использовать его как площадку для пропаганды своих идей. Соответственно, епархии пришлось делать запреты, которые действуют до сегодняшнего дня: например, исключаются различные флаги, листовки, атрибутика тех или иных организаций; не благословляется ношение больших образов, кроме Великорецкого. Исключение составляют хоругви с ликами Спасителя и Богородицы и личные иконы, которые паломники несут на груди.

С середины 1990-х годов местные власти стали оказывать содействие в проведении крестного хода. Появилось сопровождение из врачей и спасателей. Паломников становилось все больше, но в то же время оставался костяк богомольцев, которые являлись бессменными крестоходцами. Среди них – писатель Владимир Николаевич Крупин, запечатлевший это духовное явление в своих произведениях. Нужно вспомнить регента Серафимовского хора Александру, которая была почти слепой, при этом хор под ее руководством пел замечательно. Николай из села Великорецкого многие годы являлся проводником. Маргаритушка, которая у Бога погоду вымаливала. Паломники просили ее помолиться, чтобы в знойный день ветерок подул или чтобы ливень успокоился, и Господь отвечал на ее чистосердечную молитву. А мы с ребятами из разных приходов, когда я еще не был священником, ходили на Великую, полагаясь во всем на помощь Божию. Первые 15 лет не брал с собой рюкзака. Был у меня планшет солдатский, в котором находилась мазь от комаров, вода и накидка от дождя. Мы шли в стихарях, несли хоругви, выполняли иные церковные послушания, питались, чем подадут.

Крестный ход – это труд и молитва

Отец Андрей Дудин встретил Великорецкий образ в Медянах

Отец Андрей Дудин встретил Великорецкий образ в Медянах

– В Великорецком ходе принимают участие не только наши соотечественники, но и многочисленные иностранцы. Чем вы это объясните? Может, их больше интересует не духовный смысл происходящего, а знакомство с «русской экзотикой»?

– Однажды на российском телевидении готовился фильм про наш крестный ход. В Вятку приезжала съемочная группа, но, кажется, не хватило средств на дальнейшую работу, и материал был выкуплен английским каналом «BBC». Примерно тогда же вышел английский журнал, в котором опубликовали статью о Великорецком ходе и фотографии. С тех пор иностранцев, участвующих в паломничестве на Великую, стало значительно больше.

Хотелось бы надеяться, что все крестоходцы, в том числе и иностранцы, отправляются в путь по духовным побуждениям, но вполне вероятно, что люди переживают крестный ход по-разному. Запомнился случай с иностранцами в 1998 году. Тогда на второй день пути мы сбились с маршрута и заблудились. Вышли из деревни Кленовое и не знаем, в какую сторону идти: протоптанной дороги тогда не было. Несколько групп отправились искать верный путь. В итоге мы с отцом Иовом (Муравьевым) нашли выход. Вернулись к паломникам, дожидаемся у костра возвращения остальных. Рядом сидели иностранцы и разговаривали между собой. Один из паломников перевел их беседу. Те размышляли: «Если это задумка организаторов создать атмосферу трудностей, то пора с этим заканчивать. А если мы действительно заблудились, то почему не вызывают эвакуацию? Нужно всех спасать!» Наши паломники по-другому переносили это происшествие: со смирением, с молитвой, с готовностью претерпеть испытание.

Мы услышали от иностранного гостя недоуменный вопрос: «Если 600 лет ходят, почему дорогу не сделали?»

Приходилось слышать от иностранного гостя недоуменный вопрос: «Если 600 лет ходят, почему дорогу не сделали?». Логичные вроде бы мысли, но попутчик ему возразил: «Вся суть в том, что должно потерпеть трудности, иначе это будет не крестный ход». Еще один паломник из-за рубежа увидел, как старушка складывает в рюкзак камни, добавляя тяжесть, чтобы усугубить свои труды. Он не поверил, что это обычные булыжники. Подумал, что ценную руду собирает. Сейчас не только иностранцам, но и некоторым нашим соотечественникам сложно понять подвиг прежних тружеников-крестоходцев. Многие из них практически не брали в дорогу еды; в рюкзаке были только вода и сухарики. Тогда в крестный ход ходили в основном по обету, чтобы помолиться за родных, найти у Господа утешение и помощь в том или ином жизненном обстоятельстве. Крестный ход – это труд и молитва. Сейчас, к сожалению, некоторые отправляются в Великорецкое, чтобы, как говорят, преодолеть дистанцию, проверить свои силы. А важно духовно потрудиться, укрепиться в молитве, получить пользу для души, возвысить ее.

– С какой иконой святителя Николая идет крестный ход?

– С Великорецким образом, обретенным крестьянином Агалаковым в 1383 году, ходили до 30-х годов XX века. В советское время паломничество совершалось без иконы, и, к сожалению, в этот период она была утрачена. Точный список с Великорецкого образа, с которым мы сейчас ходим в паломничество, был написан в XVII веке для Троицкого кафедрального собора как «икона-заместитель»: сам Великорецкий образ часто путешествовал по городам и селам Вятской губернии. Но и этот список прославился чудесами и исцелениями. В 1930-х годах безбожные власти закрыли кафедральный собор и передали часть древних икон в антирелигиозный музей, который устроили в Серафимовской церкви. Когда в 1988 году Вятская епархия стала заниматься возрождением паломничества, образ обнаружили в ризнице и перенесли в храм. Сейчас он находится в Никольской надвратной церкви Трифонова монастыря.

«Сам святитель Николай позаботился о нем!»

– Отец Андрей, вам приходилось быть свидетелем чудес в крестном ходе?

– Чудеса – не фокусы, и Господь творит их не напоказ, а для пользы конкретной души. Если же они становятся достоянием гласности, то это происходит по Божиему Промыслу в назидание для нас. Поэтому, думаю, можно рассказать несколько случаев.

Молебен святителю Николаю перед Великорецким образом в Медянах

Молебен святителю Николаю перед Великорецким образом в Медянах

Однажды в Горохове слабовидящая паломница пошла окунуться в Казанском источнике. Сняла очки, помолилась об исцелении и вошла в воду… Собиралась поспешно, потому что крестный ход уже выходил из села, и забыла очки. По дороге поняла, что видит прекрасно! Прошла весь путь целиком и по возвращении в Вятку обратилась к врачу. Ей установили 100-процентное восстановление зрения! Она на радостях приносила нам свою медицинскую карту.

Другой случай, связанный с Великорецким образом, произошел в Мурашах, куда икона была привезена после крестного хода. Одна верующая женщина молилась святителю Николаю за своего тяжело болящего отца, который был безбожником. Пока она стояла в очереди к иконе, рядом с папой оставалась сиделка. Возвращается женщина домой и не верит своим глазам: на тумбочке у кровати отца стоит маленькая иконка святителя Николая и горит свечка. Сиделка рассказала, что приходил какой-то человек, назвал отца по имени, передал образок со свечкой и сказал, что это больному очень нужно.

Чудеса – не фокусы, и Господь творит их не напоказ, а для пользы конкретной души

Дочь боялась, что отец, как только проснется, будет гневаться, а он, напротив, попросил позвать батюшку, исповедовался и, примирившись с Богом, через четыре часа скончался. Кто был тот человек, принесший свечу и икону? Не святитель ли Николай?

Подобная история произошла с предпринимателем из Казани, с которым я познакомился в крестном ходе. Прежде он жил счастливой и успешной жизнью: жена-красавица, двое детей, бизнес… Однако вдруг в одночасье всё рухнуло: любимая супруга с ребятами погибли в автокатастрофе. Мужчина не смог справиться с горем, запил, бизнес развалился. Однажды знакомый, верующий вятчанин, посоветовал ему, чтобы воспрянуть душой, сходить в Великорецкий крестный ход. «Хуже не будет», – подумал мужчина и отправился в Вятку. Однако должным образом к крестному ходу не подготовился, не взял ни плаща, ни палатки, ни резиновых сапог. Уже к вечеру первого дня он вымок до нитки, стер ноги до крови, но возвращаться не хотел – не для того он приехал из Казани. Стоит он посреди Бобино и не знает, где ему на ночлег прибиться. Вдруг видит, идет к нему старичок и говорит: «Следуй за мной». Довел его до ворот какого-то дома, переполненного паломниками, где все-таки нашлось еще одно местечко на веранде. Хозяйская дочь оказалась врачом и отговаривала мужчину идти дальше, так как его ноги были сильно стерты. Но тот хотел во что бы то ни стало дойти до Великой. Девушка решила его как нуждающегося в медицинской помощи сопровождать. В Великорецкое они вошли вместе. Самое интересное случилось, когда мужчина, зайдя в храм, увидел на иконе того старичка, который проводил его в Бобино до дома. Сам святитель Николай позаботился о нем! А та девушка впоследствии стала его супругой, родила двоих детей. Бизнес тоже наладился. Этот человек в благодарность за попечение святителя Николая заказал для одного из казанских храмов список Великорецкого образа.

Приход Троицкой церкви в Медянах

Паломники у Троицкой церкви в Медянах

Паломники у Троицкой церкви в Медянах

– Отец Андрей, вы являетесь настоятелем Троицкой церкви в Медянах, которую паломники посещают в пятый день, уже на обратном пути из Великорецкого в Киров. Расскажите о жизни прихода.

– В 2013 году владыка Марк назначил меня настоятелем медянского храма. Уже более десяти лет вместе с приходом мы стремимся к возрождению духовной жизни в селе. Много времени уделяется восстановительным работам. Сначала отремонтировали молельный дом. Полуразрушенную Троицкую церковь начали возрождать в 2015 году. На колокольне установлена главка с крестом.

Работы по восстановлению центрального свода и строительству алтаря, инженерные работы уже проведены. Ожидаем подведение газового отопления в этом году. Готов проект по созданию теплых полов. В планах еще много работы. Начинаем проекты по строительству колокольни, а также куполов храма. В настоящий момент ведется работа по штукатурке храма, надеемся в этом году ее благополучно завершить. Сантехнические работы начнутся сразу после штукатурной отделки. Кроме штукатурных работ будут проведены шпаклевочные работы и далее – лепнина.

Хочется выразить благодарность всем, кто принимает участие в деле восстановления Троицкой церкви: прихожанам, благотворителям, крестоходцам, участникам труднических экспедиций, которые нас регулярно посещают.

– Чем замечателен медянский приход?

– Своей историей, подвижниками веры, которые служили в нашем храме. В молельном доме, где сейчас совершаются богослужения, до революции проживали Агафонниковы. Глава семьи диакон Владимир служил в Троицкой церкви, а три его сына – священномученики Василий, Николай и Александр – в 1937 году за веру во Христа были расстреляны в Подмосковье на Бутовском полигоне. Мы на приходе чтим их память, совершаем им службы, а напротив входа в молельный дом установили мемориальную доску, посвященную подвигу новомучеников.

Угощение для паломников Великорецкого крестного хода на приходе Троицкого храма села Медяны

Угощение для паломников Великорецкого крестного хода на приходе Троицкого храма села Медяны

– Какие традиции сложились на приходе Троицкой церкви?

– Проводим в Медянах традиционный пасхальный фестиваль. Учащиеся школы и детишки помладше разучивают пасхальные песенки, а потом все вместе мы отправляемся по селу славить Христово Воскресение. Жители нас радушно встречают. Мы дарим им пасхальные яички в красивом конвертике. Затем в приходской трапезной проходит пасхальный концерт и чаепитие. В Рождество Христово ходим с колядками.

Наш приход часто посещают интересные гости. Например, ко Дню Победы из поселка Свеча приезжали протоиерей Владимир Неганов с ребятами из поискового отряда. Приглашаем на встречи с прихожанами деятелей культуры, например, художницу Татьяну Дедову. Были у нас и другие примечательные гости, например, правнук священномученика Михаила Тихоницкого протодиакон Иоанн Дробот из Франции.

Сельская жизнь связана с трудом на земле. Вот и сейчас с прихожанами работаем на картофельном поле. Уже скоро будем встречать паломников из Великорецкого. Нужно будет приготовить четыре тонны чая и две тонны супа, чтобы крестоходцы подкрепили свои силы на обратном пути в Вятку.

Источник: https://pravoslavie.ru/160554.html



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на июнь 2024 года

Июнь - месяц, насыщенный духовными событиями для православных верующих. В этот период выпадает целых 110 церковных праздников, каждый из которых несет в себе...

Выбор редакции

Символ веры: краткий разбор смысла по строкам

Символ веры, включенный в утреннее правило и в литургию, не является молитвой: в нем мы не обращаемся к Богу с просьбой, благодарностью и т. д. Это...