Кто стяжал заповеди, тот внутри себя обретает Бога.
Преподобный Исаак Сирин
Фундамент евангельских заповедей
Год назад на портале была опубликована моя статья «40 заданий на Рождественский пост: из опыта нашей семьи». В ней я рассказывала о нашем семейном опыте: на каждый день поста мы выбирали одно духовно-нравственное задание.
В этом году я задумалась над тем, как немного изменить наши духовные практики. Мне вспомнилась вышедшая Великим постом статья «33 упражнения на исполнение заповедей Великим постом».
Что мне понравилось в этом подходе?
Каждое духовно-нравственное упражнение в версии Владимира Шишкина напрямую связано с той или иной Евангельской заповедью. И это очень важно. Мы помним:
«Духовное здание, возведенное не на фундаменте Евангельских заповедей, неминуемо рухнет»[1].
«Что же будет в результате? Исполнение заповедей изменяет психику (душу) человека, делает человека новым, по образу Божию – точнее, по образу Спасителя Иисуса Христа»[2].
Но для того чтобы исполнять заповеди, их надо как минимум знать. В лингвистике есть понятие пассивного и активного владения языком. С заповедями дело обстоит точно так же. Мало знать заповеди пассивно: «Да, есть такой текст, помню». Нужно знать их активно, то есть уметь применять в реальной жизни.
Ни для кого не секрет, что есть заповеди, которые даже маленький ребенок легко применит к обстоятельствам своей жизни: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12).
Но с другими заповедями все сложнее.
Как на практике исполнить слова: «Блаженны плачущие»? Ведь слезы покаяния – это венец доброделания, а не начало.
Как применить к себе заповедь: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу» (Мф. 5, 25)?
С чего начать уже наконец исполнять: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло» (Мф. 6, 22)?
Наши 40 духовных задач призваны попытаться хотя бы отчасти ответить на эти вопросы.
40 задач Рождественского поста
Если мы возьмем Четвероевангелие и выпишем 40 заповедей, а затем распределим их по 40 дням поста, то у нас получится 40 конкретных, четко сформулированных постных задач.
Ежедневно мы берем одну заповедь Христа и честно, упорно, терпеливо и настойчиво храним ее целый день.
Так вопрос: «Чего хочет от меня сегодня Бог?» превратится из умозрительной абстракции в осязаемую реальность.
Только одну? А остальные?
Все заповеди теснейшим образом связаны между собой, говорили оптинские старцы. Начни соблюдать заповедь о кротости – и ты не согрешишь против любви. Попытайся храниться от осуждения – и ты исполнишь заповедь о мире. Следи за чистотой сердца – и обретешь милосердие.
«Стяжание одной добродетели вводит в душу другую добродетель, сродную и неразлучную с первой», – пишет святитель Игнатий.
Итак, 40 дней – 40 шагов.
Некоторые практические советы
1. Хорошо бы подключить зримое воплощение нашего постного усилия.
Если трудимся в одиночку, то прекрасно было бы ежедневно выписывать от руки выбранный на день текст. Это очень помогает буквально «прочувствовать», впитать слова Христа. Тем легче будет весь день держать их в уме и сердце.
2. Если же постимся и работаем над собой всей семьей, то можно попробовать следующее:
мы берем лист большого формата и рисуем в центре Вифлеемскую восьмиконечную звезду. От нее будет расходиться 40 лучей.
Каждый день мы рисуем по одному лучу и над ним вписываем Евангельский текст, выбранный на день. Текст, скорее всего, не поместится, поэтому будем писать кратко: Мф. 5, 11. Ин. 15, 1.
3. Детям, возможно, будет интересно приклеивать каждый вечер к лучу с текстом стикер-звездочку, как символ того, что за день света в душе и семье стало больше.
От этого занятия можно легко перейти к формированию привычки ежедневного анализа прожитого дня.
А можно и проще поступить: выписываем на специально купленный с этой целью планер евангельский текст дня. Детям будет интересно, если при этом будем назначать дежурного.
Вот, наверное,и все.
И, конечно, будем просить у Господа мудрости, сил и решимости хранить Его слова!
Рождественский пост – это путь навстречу Спасителю.
Хорошо бы пройти его с молитвой: «Господи, помоги мне, сделай мое сердце Вифлеемской пещерой!»
Пост – это время, когда нужно хотя бы попробовать сделать что-то решительное, выйти из компромиссов, стремиться к вере и верности.
Это и будет для нас путь в Вифлеем.
40 духовных упражнений,
основанных на Евангельских заповедях
(примерный список)
Пояснение: последние три дня посвящены тому, чтобы принести Богомладенцу наши душевные дары: «веру, яко злато, молитву, яко ливан, любовь, яко смирну».
1. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5, 3).
Крайняя нужда в Боге, осознание своей беспомощности без Его благодати – вот что сделаю сегодня корнем и основанием своей деятельности, душевной и телесной.
2. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5, 4).
Постараюсь оплакать свои грехи, чтобы и прежние омыть, и от новых уберечься. Нет слез? Но одно сердечное воздыхание может быть ценнее их (преподобный Паисий Святогорец).
3. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5, 5).
Сегодня я буду ориентироваться во всем своем поведении на 3-ю заповедь блаженства. Буду мягким в слове, спокойным в поступках, невозмутимым в любых обстоятельствах, мирным с собой и другими. Хотя бы через силу, если не от души, буду пребывать кротким.
4. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6).
Весь день буду стремиться поступать угодно Христу, честно, строго и серьезно, не уступая и не поблажая себе.
5. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7).
Сегодня я потружусь над милосердием, буду весь день держать в памяти слова Христа: «Что сделали одному из сих, Мне сделали» – и руководствоваться этим во всех делах моих и словах.Все внимание сегодня обращу на доброту и любовь, помня, что «именно на этой частоте работает Бог» (преподобный Паисий Святогорец).
6. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).
Сегодня я потружусь над исполнением 6-й заповеди блаженства – над приобретением чистоты сердечной. Буду особенно нетерпимо относиться ко всему, что загрязняет душу извне (через глаза и уши) и изнутри (через мысли), причем буду помнить, что не только скверные мысли, но и эгоизм, и злость, и нетерпение, и нерадение также составляют нечистоту души.
7. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9).
Cегодня я всеми силами буду стараться удерживать мир: в сердце, в отношениях с ближними (под этим буду подразумевать сохранение доброжелательности, какие бы противные сему ни встречались обстоятельства) и в отношениях с Богом (при малейшем грехе буду тотчас испрашивать мысленно прощения и так сохранять с Господом живую связь).
8. «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5, 10–11).
Все искушения в этот день буду встречать с уверенностью, что любящим Бога всё содействует ко благу. Следовательно, не буду терять мира сердечного.
9. Сегодня я задумаюсь над тем, что Бог хочет видеть меня счастливым, а путь к счастью – это заповеди блаженства (счастья). Следовательно, я задумаюсь над тем, как я исполняю их. Помню ли их? Повторяю ли ежедневно, встав утром, чтобы они, подобно карте, всегда были перед глазами? Тружусь ли над приобретением смирения, покаяния, стремления к Богу, кротости, мира, чистоты, милосердия, терпения?
10. «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною» (Ин. 21, 22).
Настроюсь сегодня так, чтобы все мои поступки, слова и мысли сегодня были соотнесены с Христом.
«Итак, когда худое на ум нам придет, будем так говорить: я не стану этого делать, потому что Иисус Христос этого не любит. Когда доброе придет на мысль, будем так говорить себе: я сделаю это потому, что Иисус Христос это любит»[3].
11. «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19).
Ни о каком деле, слове или помышлении греховном не позволю себе сегодня подумать: «Это пустяк». Ни в чем не подам дурного примера тем, кто меня окружает.
12. «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу» (Мф. 5, 25).
Этот день посвящу беседе со своим соперником-совестью. Заставлю себя, наконец, услышать то, чего слышать не хочется. Признать неправым то, что так рьяно защищает мое сердце. Я задам себе вопрос: «Каким человеком хочет меня видеть Христос?» Для ответа мне надо будет открыть Евангелие и книгу своей совести.
13. «А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).
Посвящу этот день тому, чтобы простить старые обиды. Сделаю, если это возможно, хотя бы самое малое добро тому, кто враждебен ко мне. Если же это невозможно, то от сердца помолюсь за него.
14. «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло» (Мф. 6, 22).
Обращу сегодня особенное внимание на свой ум, который называют оком души. Я буду тотчас, едва обнаружив их в сердце и уме, отсекать осуждение, злопамятство, равнодушие, черствость, злорадство, эгоизм, обидчивость.
15. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).
Спрошу себя: что для меня значит Царствие Божие? Ищу ли я его внутри себя? И на каком оно для меня стоит месте? Весь день буду ставить на первое место слова Христа, а свои пожелания, расположения, мнения – на второе.
16. «Не суди́те, да не судимы будете, ибо каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 1).
Сенгодня я запрещу себе осуждение в любом его виде, ибо осудить можно и без слов, взглядом или жестом. Буду отсекать и мысленное осуждение.
17. «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7, 12).
«Господи, поступай со мной так, как я поступаю с моими ближними». Весь день я постараюсь прожить так, чтобы вечером я смог (смогла) искренне произнести эту молитву. Для начала я буду упражняться в чуткости и доброте. Буду особенно внимателен (внимательна) к просьбам и словам своих ближних.
18. «Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7, 13).
Сегодня я буду утеснять мое самолюбие, в чем бы оно ни проявлялось, помня, что и маленькое понуждение себя может иметь большую цену, а в духовной жизни мелочей нет.
19. «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узна́ете их» (Мф. 7, 19).
Вот какие плоды – «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.» (Гал. 5, 22) – хотя бы в зачаточном состоянии надлежит мне принести Господу. А затем спрошу себя, что и как мне нужно совершить в оставшуюся часть пути, чтобы принести свои скромные дары Христу. Что я принесу вместо золота, ладана и смирны? Веру, показанную жизнью по Евангелию? Труды по очищению души? Деятельную любовь к ближним? Усердную, теплую молитву? За оставшиеся дни я могу хотя бы положить начало, а Господь поможет довести начатое до конца.
20. «Что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина» (Мф. 8, 26).
Постараюсь сегодня трудиться над верой и надеждой. Восстанут внутренние или внешние волны – обращусь тотчас ко Христу.
21. «Кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф. 10, 42).
С утра попрошу: «Господи, научи, открой мне, чем я сегодня могу послужить моим ближним?»
«Оплету весь день цепью малых дел, не смущаясь их малостью»[4].
22. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12).
Постараюсь сегодня провести весь день в бодром и добром напряжении, не распускаясь ни телесно, ни душевно.
23. «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29).
Потружусь сегодня над тем, чтобы удерживать сердце в расположении кротком и смиренном. Буду помнить слова преподобного Силуана Афонского о том, что в смиренном сердце, как в море, тонет любая скорбь.
24. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36).
Сегодня особенно буду следить за языком, чтобы только добрые слова исходили от меня. Запрещу себе резкость, одергивание, оговаривание, недоброе подшучивание, иначе говоря – всё, что может смутить или огорчить ближнего.
25. «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10, 36, 37).
Сегодня посвящу день милосердию вещественному и душевному, с терпением и радушием послужу тому, кто будет нуждаться во мне.
26. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).
Сегодня я постараюсь особенно усердно помолиться утром. Введя Христа в сердце живой верой и молитвой (праведный Иоанн Кронштадтский), весь день постараюсь хранить это единение, тщательно наблюдая за всеми своими словами, мыслями и делами, храня веру и верность.
27. «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15, 29).
Встану сегодня вниманием у дверей сердца, и едва покажется из него голова змеи-страсти, ударю ее именем Господа. «Господи Иисусе Христе, помилуй меня!»
28. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).
Мирно встречу сегодня все скорби и трудности, поблагодарю Бога за всё, что кажется мне особенно тягостным.
29. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21).
Усиленное внимание сегодня я обращу на пост – телесный и душевный, и сердечную, живую, собранную молитву. Постараюсь как можно чаще обращаться ко Господу с краткой молитвой: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня». Не позволю себе поспешности и небрежности, но реально поставлю себя в присутствие Живого Бога.
30. «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).
Постараюсь сегодня, особенно когда молюсь, отбросить свою сложность и двойственность и обратиться к Богу с искренностью и простотой малого ребенка.
31. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7).
Осмотрюсь внимательно – не исходит ли от меня какое-либо искушение для ближнего? Не подаю ли дурного примера в крупном или малом? Не заражаю ли ближних, в первую очередь своих близких, равнодушием, холодом, нечуткостью, равнодушием, осуждением, эгоизмом?
32. «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18, 35).
Может быть, с Прощеного воскресенья на моем сердце уже вновь появилась накипь обиды, гнева, злопамятства. Самое время снять ее, и этому я посвящу сегодняшний день.
33. «Войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду» (Мф. 22, 11).
Выделю сегодня время на то, чтобы тщательно осмотреть свою брачную одежду; в ней всего через 7 дней мне предстоит идти на брачный пир Рождества Христова.
Крупные и мелкие пятна на ней завелись? Очищу покаянием. Насела пыль недобрых мыслей? Очищу покаянием и трезвением. Посерела и поблекла она от моей холодности сердечной? Очищу покаянием и теплой молитвой:
«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, но не имею одежды, чтобы войти мне в него. Просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси меня!»
34 «Доныне вы ничего не просили во имя Мое; проси́те, и полу́чите, чтобы радость ваша была совершенна» (Ин. 16, 24).
Если у меня нет ни чистоты сердечной, ни истинного покаяния, то есть хотя бы язык и уста. Ими и буду приносить Ему молитву
Сегодня я постараюсь как можно чаще обращаться ко Господу с краткой молитвой: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня». Если у меня нет ни чистоты сердечной, ни истинного покаяния, то есть хотя бы язык и уста. Ими и буду приносить Ему молитву.
35 «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). Сегодня я особенно усердно буду размышлять о Святом Причастии. Господь стал Младенцем в том числе и для того, чтобы дать мне Свои Плоть и Кровь. Стало быть, Рождество отверзает мне врата литургии. Христос в каждом Причастии доверчиво вручает Себя мне, как отдал Себя в руки Симеона Богоприимца. От этой мысли я почерпну благодарность Спасителю и остерегусь осквернять себя грехами. Напротив, попытаюсь определить, какой из грехов наиболее сильно отделяет меня от Бога и крадет Его у меня, когда я сподобляюсь Святого Причастия. Я постараюсь довести свое размышление до той точки, чтобы появилось отвращение к этому греху. Это станет отправной точкой для освобождения от него с помощью Божией.
36. «и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 11).
Сегодня я подумаю над тем, что я могу принести Христу вместо ладана. «Песнопение, яко ладан», – поется в стихире перед Рождеством. Стало быть, постараюсь, чтобы моя молитва в эти дни была исполнена благодарения, сердечного к Богу устремления и теплой любви.
37. «и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 11).
Сегодня я подумаю, что могу принести Христу вместо золота. «Веру яко злато». Но веру живую и животворящую, веру, выражаемую жизнью по слову Того, в Кого верую. Хотя бы начатки принесу такой веры – «Верую, Господи, помоги моему неверию!»
38. «и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2, 11).
Сегодня я подумаю над тем, что могу принести вместо смирны. «Любовь яко смирну». Христос так нас возлюбил, что принес Себя нам в жертву, а путь этот начинается с Вифлеемской пещеры. Следовательно, и я принесу Ему благодарение за Его любовь ко мне устами, сердцем и делами благими.
Принесу Ему благодарение за Его любовь ко мне устами, сердцем и делами благими
39. Сегодняшний день я сделаю днем активного милосердия. Я накормлю Христа голодного и одену Его, а пошлю Ему еду и одежду через тех, кто нуждается в них. Я придумаю, для кого я могу сделать приближающийся праздник ярче, а кому и создать его.
40. Встречу Христа в храме, поклонюсь Ему и приму Его в себя, а затем попрошу, чтобы мое сердце навсегда стало Его домом.
[1] Святитель Игнатий Брянчанинов
[2] Игумен Никон Воробьев
[3] Протоиерей Родион Путятин.
[4] Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Источник: https://pravoslavie.ru/164993.html