Традиции Рождества: что нужно знать о празднике, чтобы лучше к нему подготовиться

Просмотрено: 242 Отзывы: 0

Традиции Рождества: что нужно знать о празднике, чтобы лучше к нему подготовиться

Вооружаемся знаниями о народных обычаях, связанных с днем, когда родился Христос.

Девочка у вертепа
Фото: Виктор Толочко/РИА Новости, 24.12.2020

Первая неделя нового года – время строгого поста и подготовки к Рождеству. Накануне праздника мы решили собрать для вас наши самые интересные материалы о рождественских традициях. Расскажем о вертепах, колядках, адвент-календаре и истории появления рождественской ели. С наступающим Праздником!

Таинство вертепа:  не просто кукольный театр

Вертепом называют созданную к Рождеству объемную сцену в Вифлеемской пещере – Младенца, Марию, Иосифа, пастухов и волхвов, иногда – стоящих рядом с новорожденным Христом животных. О том, какими бывают вертепы в западной христианской традиции, можно прочесть здесь.

А еще вертеп – это ящик для представления кукольного театра, где каждый год играется история Рождества и последующих событий: убийства злым царем-Иродом невинных младенцев. В материале «Вертеп бывает не только театром, но и жизнью» историю происхождения вертепа излагает театральный художник, теоретик театра кукол Ирина Уварова. В ее рассказе поровну светлого и страшного, а о вертепе Ирина говорит не иначе как о таинстве.

Передвижной вертеп (батлейка) Свято-Елисаветинского монастыря в Каменске-Шахтинском
Передвижной вертеп (батлейка) Свято-Елисаветинского монастыря в Каменске-Шахтинском. Фото: Липунов Г.А./wikipedia

Судите сами: мир вертепа – не просто ящик без передней стенки со шторками и несколькими этажами. В нем небесное, хотя и не соприкасается с земным, но тесно соседствует. Верхний ярус вертепа отведен для изложения евангельской истории: рождество Младенца, поклонение пастухов и волхвов. Интересно, что куклы, представляющие Марию, Иосифа и новорожденного Христа, статичны: они не двигаются, в то время как кукловод, прячась за вертепом, водит волхвов и пастухов, пришедших поклониться чуду.

Куклы в вертепе движутся благодаря прорезям в полу своего «этажа». Примечательно: участники сцены Рождества подходят к Младенцу медленно и плавно, с паузами, часто – в молчании. Так в вертепном действе удается подчеркнуть благоговение. Ирина Уварова рассказывает, что однажды видела уже современный вертеп, в котором Младенца заменили на яркую лампочку, по-своему обыграв тему Света, пришедшего в мир.

Второй ярус вертепа излагает уже историю апокрифическую. В нем действует царь Ирод: он гневается, вынашивает страшные планы и отдает приказ об убийстве Вифлеемских младенцев. Солдат Ирода копьем подцепляет младенца Рахили, вытаскивает из материнских объятий, роняет с копья на пол вертепа. А потом за Иродом приходит Смерть, косой сносит ему голову, а черт утаскивает обезглавленное тело в ад. Здесь все движения иные – резкие и порывистые, драматургия идет в совершенно ином регистре.

Но кроме божественного плана в рассказе Ирины Уваровой есть и земной, и тоже – одновременно и светлый, и страшный. Театральный художник вспоминает первый вертеп, увиденный ею в глухой деревне еще в советские годы. А затем говорит о мальчиках-школьниках, которые в то Рождество ходили с вертепом и славили новорожденного Младенца. «Христос родился – солнце сияет!» – пели мальчики. Их было трое; один со звездой на шесте, другой с колокольчиком, сделанным из консервной банки, и у каждого по мешку, куда люди кидали гостинцы. Их ловили – и тут у автора как будто стирается граница времен – как когда-то ловили тайных христиан Рима. Дети убегали. Один убежал в лес и замерз до смерти. Другого пытал школьный учитель, входивший в бригаду охотников за детьми: скажи, кто сообщники, вы ведь по трое ходите …

Рождественская ель: красивые легенды и историческая правда

Рождественская елка Уинслоу Гомера, 1858 г.
Рождественская елка Уинслоу Гомера, 1858 г. Изображение с сайта en.wikipedia.org

Рождественская ель – еще один символ и традиция праздника. Без нее как будто не может быть самого Рождества, хвойные деревья мы видим и в храме, и в домах верующих христиан. Но почему елка? Ведь в Вифлееме не было, да и не могло быть этих деревьев. О происхождении обычая украшать дома пахучим лапником и срубленными елями в материале «Когда и почему ель стала символом Рождества?» рассказывает Анна Кобяшова.

Народное предание гласит: когда Христос родился, все деревья понесли Ему свои подарки, яблоня – яблоки, вишня – вишни. И только елка не приближалась, стояла в стороне и тихо плакала, боясь уколоть Младенца. Но Он пожалел ее и украсил игрушками и сластями, оттого и сегодня ель украшают к Рождеству.

Другая легенда рассказывает об апостоле Германии – святом Бонифации. В VI веке апостол, рассказывая язычникам о Рождестве Христовом, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Святой Бонифаций хотел лишь показать бессилие языческих идолов. Но дуб, падая, повалил все деревья вокруг, кроме ели. С тех пор ель и стала главным рождественским деревом у германских племен Центральной Европы.

Традиция ставить на Рождество ели действительно происходит из Германии, но считается, что она началась гораздо позже, в эпоху Реформации, и связана с Мартином Лютером. До него немцы ставили в своих домах деревянное сооружение в виде пирамиды, под которую клались подарки.

Из Германии елка постепенно проникла в другие европейские страны, затем с переселенцами перебралась в Америку. В Россию елочную традицию привез Петр I, но с первой попытки она не прижилась, а затем вновь проникла с одной из немецкий принцесс, супругой императора Николая I. Интересно, что в Болгарии и странах бывшей Югославии ель на Рождество не ставили вплоть до Первой мировой войны. А в других государствах, где климат не позволяет украшать ель, в ее роли выступают самые разные деревья. В Мексике – пальмы, в Новой Зеландии – похутукаву, которое распускает красные цветы в канун католического Рождества. Понять, что наступило Рождество в Израиле, можно по нарядному кипарису. А в Африке праздничным деревом и вовсе стал баобаб.

Адвент-календарь: считаем дни до праздника и проводим их с духовной пользой

Игрушка на елке
Фото: Mateusz Feliksik/pexels

Традиция адвент-календаря прижилась в России недавно, но популярность приобрела широкую. Адвент-календарь придумали в Германии в XIX веке. Изначально это был кусок плотного двойного картона, в котором прорезали 24 окошка. Его открывали один раз в день, в окошке лежало маленькое печенье или конфета. Ребенок считал, сколько окошек уже открыто, сколько закрыто и, таким образом, представлял себе, когда наступит долгожданный праздник.

О том, как адаптировать эту историю для своей семьи, в материале «Адвент-календарь: хорошее настроение должно быть каждый день» рассказывает Мария Миронова.

Начнем с того, что в западной традиции адвент четко рассчитан на 24 дня – с 1 декабря и до Рождества. В российских реалиях делать так совсем не обязательно, и тем более не стоит готовить календарь на все 40 дней поста.

Также совершенно не обязательно сводить смысл адвент-календаря к поеданию печенья и шоколада. За каждым окошком, могут быть задания и полезное чтение. Например, трывки из детской Библии, рассказывающие о событиях, предшествовавших празднику, начиная с Рождества и Введения во храм Пресвятой Богородицы. Для более старших детей – интересные и малоизвестные факты, например предание, сохранившееся о путешествии Святого семейства по Египту. Во время Рождественского поста можно также вспомнить тех святых, дни памяти которых совпадают с подготовкой к рождеству – апостол Андрей Первозванный, святитель Николай, святые великомученицы Екатерина и Варвара, святая Анастасия Узорешительница, святитель Спиридон Тримифунтский.

Форма календаря тоже может быть любой – оконца, кармашки, или вовсе пронумерованные мешочки. Можно склеить из бумаги паровоз с вагончиками или даже целую заснеженную деревню, где в каждом домике будет прятаться задание и небольшой сюрприз. Для родителей подобный календарь тоже важен. Он дает возможность спокойно распределить огромное количество важных предпраздничных дел, ничего не забыть – успеть сделать всем бабушкам по открытке, испечь имбирные печенья, раскрасить шарики и, главное, вспомнить с детьми Священную историю. Так что за оставшиеся до Рождества дни можно потренироваться, а в следующем году задумать большой адвент-проект.

Колядки: выбираем быть христославами, а не ряжеными

Колядовщики со звездой
Фотография Павла Смертина

С вечера Сочельника и потом на Святках колядуют. Об этом обычае многие знают в основном из произведений Николая Васильевича Гоголя, но как колядовать, что петь и главное – зачем все это нужно, представляют себе с трудом. В материале «Порвали бубен» Анна Виноградова рассказывает о современных исполнителях колядок. Героиней текста стала Татьяна Смирнова – педагог, фольклорист, руководитель Центра традиционной культуры «Дом» в Сергиевом Посаде и фольклорного ансамбля «Скоморошья слобода».

Татьяна объясняет, что колядки, по сути, бывают двух видов. Были Святые дни – от Рождества до дня Святого Василия, когда ходили со звездой и славили Христа. А потом наступали Страшные вечера, время ряженых. И если христославы – персонажи положительные, то ряженые, напротив – могли и нахулиганить, и даже чего-нибудь украсть. Переодеваясь в вывернутые наизнанку шубы и маски они представляли из себя нечистую силу. В дом их не пускали, и даже угощение старались подать через окно. А тех, кто славил рожденного Младенца, наоборот, привечали: люди верили, что в их образе в дом могут заглянуть ангелы.

Ансамбль «Скоморошья слобода» пробовал и рядиться, и христославить, но в конце концов остановился лишь на добрых колядках. «Последние годы мы не рядимся, ходим со звездой славить Христа. Уже много лет я не то что понимаю, а ощущаю смысл праздника. Какое-то дивное чувство причастности к радости. Христос родился, и мы несем эту весть, хотя понятно, что все знают, но одно дело знать, и другое – нести эту весть и получить ее» – рассказывает Смирнова.

В статье множество самых разных историй – и про то, как Татьяна с подругой впервые колядовали вместе со случайно встреченным Дедом Морозом, и про то, как случайно порвали бубен, и даже про то, как устроили с другими колядовщиками баттл у стен Троице-Сергиевой лавры. Прочтите, если интересно, а мы пока поделимся рецептом для начинающих.

Итак, с чего же начать, если вы решили в этом году поколядовать? Помните, что впереди всегда идет «звездоноша» – несет звезду Рождества на высоком шесте. Ее можно сделать самим из фольги, блесток, мишуры. В центре должна быть икона Рождества. Сначала продумайте сценарий, кто за кем и что будет говорить и петь. Главное, не нарушать традиционный порядок. Сначала – славим Христа, можно спеть рождественский тропарь, христославия. Потом что-то попроще – какую-нибудь колядку. И в конце желаем хозяевам всяческих благ, поем щедровки и требуем не скупиться на угощение. Не забываем взять с собой большой мешок!

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/tradiczii-rozhdestva-chto-nuzhno-znat-o-prazdnike-chtoby-luchshe-k-nemu-podgotovitsya/



Добавить отзыв
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на май 2025 года

Май — один из самых красивых весенних месяцев, наполненный светом, теплом и важными духовными датами. Расскажем, какие отмечаются церковные православные...

Выбор редакции

Священный Синод Русской Православной Церкви принял ряд кадровых решений 2025 год

Москва, 15 мая 2025 г.      Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда рассказал о...