18 января 2019 года. Филимонковское. Настоятель храма иконы Божией Матери «Скоропослушница» иерей Вадим Королев освящает воду в купели в крещенскую ночь. Фото: Владимир Смоляков
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение.
(Тропарь Крещения Господня)
Возлюбленные верующие!
Милостью и щедротами Божиими мы и в этом году достигли светозарнейшего праздника Крещения Господня. Этот святой и великий праздник называется также Богоявлением, или Епифанией. Но почему же он называется не Рождеством Господа, Его явлением, а Крещением Господним? Это четко и ясно объясняет божественный отец Иоанн Златоуст, говоря, что Христос стал известным для всех не когда родился, а когда крестился. О том же, что многие не знали Его и не ведали, Кто Он, послушаем Крестителя Иоанна, который говорит: «стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете» (Ин. 1: 26).
Христос стал известным для всех не когда родился, а когда крестился
Да что нам удивляться, что Его не знали другие, когда сам Креститель не знал Его до этого дня? Ибо он говорит: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1: 33).
А коль скоро мы показали, что Крещение Господне называется также и Богоявлением, следует знать, что явлений Господних всего два. Вот что говорит святой Иоанн Златоуст в этом отношении:
«Необходимо показать любви вашей, что явление Господа не одно, есть два явления. Одно – это нынешнее, совершившееся при Крещении, а второе – то, которое приидет и совершится с великой славой при кончине мира».
Сегодня мы слышали великого апостола Павла, говорящего об обоих явлениях Господа в Послании к Титу. О нынешнем явлении он говорит:
«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит. 2: 11–12).
А о грядущем говорит: «ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2: 13).
Об этом и пророк Иоиль сказал, что «Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный» (Иоил. 2: 31).
Сегодня, когда мы празднуем Крещение Господне, следует показать, сколько было крещений, от начала мира прообразовывавших Крещение христианское, и сколько их будет еще. По свидетельству святого Иоанна Дамаскина, всего крещений восемь.
Первым крещением был потоп для пресечения греха (Быт. 7: 17–24).
Вторым крещением стал переход евреев сквозь море и сквозь облако, ибо облако является символом духа, а море – воды (Исх. 13: 22; 1 Кор. 10: 2).
Третьим крещением было крещение ветхозаветное, называемое обрезанием (Быт. 17: 10–14).
Четвертым является крещение Иоанново, именуемое крещением покаяния (Мф. 31–11). Это крещение было вводным и вело крещаемых к покаянию и вере во Христа. Вот что говорит святой Иоанн Креститель: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3: 11; Лк. 3: 16). Таким образом, Иоанн подготавливал и водою предочищал людей в преддверии пришествия Духа Святого.
Христос крестился в Иордане не потому, чтобы нуждался в очищении, а потому, что взял на Себя мое очищение
Этим крещением крестился от Иоанна Сам Спаситель наш Иисус Христос (Мф. 3: 13–17; Мк. 1: 9–11). Христос крестился в Иордане не потому, чтобы нуждался в очищении, а потому, что взял на Себя мое очищение, и чтобы сокрушить главы водных змиев, как говорит псалмопевец (Пс. 73: 14). Затем, чтобы потопить грех, чтобы погребсти в воде ветхого Адама и освятить крестителя. Чтобы исполнить Закон, чтобы открыть тайну Троицы и дать нам образец и пример того, как надо креститься.
Пятым крещением является христианское Крещение водою и Духом Святым, установленное Господом нашим Иисусом Христом в словах, обращенных к Его ученикам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19). Это крещение наибольшее из упомянутых доселе. Оно совершается путем погружения в воду во имя Пресвятой Троицы и является спасительным, потому что прощает все грехи и вносит в сердца наши благодать Святого Духа.
Мы все крещаемся этим совершенным Крещением водою и Духом, без которого спастись никто не может. А что Христос крещает огнем, это сказано потому, что Он излил Духа Святого на апостолов в виде огненных языков (Деян. 2: 1–4), как говорит Сам Господь: «Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1: 5).
Шестое крещение, которое равномерно христианскому Крещению водою и Духом, – это крещение покаянием и слезами, то есть посредством Святой Исповеди, на которой нам отпускаются все грехи.
Седьмым и самым совершенным является крещение кровью и мученичеством за правую веру, которым Сам Христос крестился на Кресте вместо нас. Оно досточестно и достоблаженно, потому что уже никогда не пятнается скверной греха и одно может заменить собой все остальные.
Восьмое и последнее крещение – это вечный огонь после всеобщего Суда. Это крещение не спасительно, но, с одной стороны, истребляет зло и грех, а с другой, наказывает, не прекращаясь[1].
Возлюбленные верующие! После того, как мы описали восемь видов крещения, хорошо будет подробней поговорить о важности православного Крещения.
Самое совершенное крещение, очищающее наши грехи, – это Крещение христианское, то есть Крещение водою и Духом, которое мы принимаем сразу же после рождения. По учению Господа нашего Иисуса Христа, у кого нет этого Крещения, тот не может войти в Царство Небесное (Ин. 3: 5). Дадим же несколько пояснений касательно Таинства Крещения для всеобщего разумения.
Кто может крещать? Право крещать есть только у епископов и священников (46–50 Апостольские правила). В случае крайней необходимости, чтобы младенец не умер некрещеным, крестить может и диакон, и простой монах, и мирянин – мужчина или женщина, – и даже родители ребенка.
Как же совершается Крещение мирянами, когда ребенок находится в смертельной опасности? Погружением младенца троекратно в чистую воду и произнесением священной формулы Крещения: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имярек) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь» (44–45 правила святого Никифора). Если крещаемый останется жив, священник дополнит службу Крещения по обычному чину, но только после погружения и дальше; то есть помазывает его святым миром, вычитывая последование до конца.
Крещение совершается на паперти или в притворе храма. Каноны воспрещают совершать Крещение как в домах, так и в часовнях при частных домах (31 и 59 правила VI Вселенского собора). Только в очень редких случаях, при крайней нужде, таких как сильный мороз, болезнь, смертельная опасность для ребенка и т.д., разрешается совершить Крещение в доме.
Что же касается времени совершения Крещения, то для младенцев нет установленных дней и часов, лишь бы они не умерли некрещеными. И если младенец умирает некрещеным, то его родители или священник, из-за которого он умер несоединенным со Христом, совершают смертный грех. Для умерших некрещеными Церковь не может сделать ничего, и все возлагается на милость Божию.
Если младенец слаб и есть опасение, что он не выживет, он может быть крещен сразу же после рождения. А если младенец здоров, Крещение обычно совершается на восьмой день после рождения, в любой праздничный день, после окончания святой литургии.
Приходящие или приносимые на Крещение должны иметь крестных родителей. Никто не может быть крещен насильно, если он взрослый, и крестные у всех должны быть православными. Крестные – это взрослые, которые сопровождают младенца на Крещении, отвечая и совершая надлежащее исповедание веры вместо и от имени крещаемого младенца. Они душевные родители младенца, духовно раждающие его для новой жизни в Духе Святом, как отец и мать родили его для жизни телесной.
В то же время крестные являются пред Богом и Церковью поручителями за крещаемое чадо, что оно будет воспитано в христианской вере и станет хорошим верующим. Крестный должен быть православным христианином, благочестивым, любящим храм, хорошо знающим веру, взрослым и того же пола, что и крещающийся младенец. Крестными не могут быть родители ребенка. Хорошо, чтобы у каждого крещаемого был только один крестный.
Крестный обязан заботиться о религиозной и нравственной жизни крестника и в должное время учить его молитвам, Символу веры и основным положениям православной христианской веры, быть его наставником в духовных вопросах и живым примером для него, стараться сделать его достойным членом Церкви, в которую он вошел путем Крещения. А крестник, в свою очередь, должен слушаться крестного и уважать его, как плотских родителей.
Крещение делает нас гражданином неба, поэтому оно называется дверью Таинств
Кто со вниманием участвует в совершении Крещения, те должны знать, что перед Крещением совершается последование оглашения, то есть проводится подготовка собирающегося креститься. Это последование совершается на паперти, перед церковными дверями, потому что некрещеный, будучи еще не омыт от прародительского греха, не является ни членом Церкви, ни гражданином неба, двери которого нам открывает только Таинство Крещения. Поэтому Крещение называется дверью Таинств.
В последовании оглашения есть три части: экзорцизмы (изгнания бесов), отречения и соединение со Христом.
Экзорцизмы – это три молитвы, в которых священник просит Бога изгнать из оглашенного всю злую силу диавола.
Отречения и соединение со Христом состоят из троекратного отречения оглашенного – или крестного от имени оглашенного – от «сатаны и всех дел его», за которым следует троекратное заверение оглашенного или крестного, что он сочетался Христу. Во время отречений оглашенный стоит лицом на запад, трижды дует и плюет туда, потому что запад являет собой место, откуда исходит тьма, и место лукавого, сатаны, который называется также «правителем тьмы» (Еф. 6: 12), следуя таким образом словам святого апостола Павла, призывающего нас «отвергнуть дела тьмы и облечься в оружия света» (Рим. 13: 12).
Оглашенный плюет на диавола в знак того, что всецело отрекся от него и от всех дел его, то есть от греха. А когда оглашенный вместе с крестным исповедует, что сочетался со Христом, он делает это, повернувшись лицом на восток, ведь там был насажден рай (Быт. 2: 8), из которого изгнаны были первые люди вследствие греха. Сочетание Христу совершается верой. А доказательством ее служит исповедание христианской веры путем троекратного чтения Символа веры оглашенным, если он большой, или крестным от имени младенца, а не кем-нибудь другим.
Если при Крещении совершаются экзорцизмы и отречения, то это не значит, что Церковь считает человека, пришедшего креститься, по-настоящему одержимым диаволом, как бесноватые и терзаемые злыми духами. Она хочет только сказать, что кто еще не имеет Христа, тот пребывает в рабстве греха, а значит, находится во власти диавола, господствующего над теми, кто порабощен грехом и пребывает вне благодати (Еф. 2: 1–3). Из этого рабства Церковь освобождает оглашенного с помощью изгнаний и отречений, переводя его под власть Христа, нашего истинного и благого Владыки.
А вот самые важные части Крещения. Первая часть – это освящение воды для крещения.
Вторая часть – это помазание елеем радости (Пс. 44: 8) чела, груди, спины, ушей, рук и ног. Этот елей заранее благословляется священником особыми молитвами и часть его вливается в крещальную купель трижды, крестообразно.
Это помазание имеет в духовном смысле несколько значений. Поскольку елей является плодом маслины, то помазание им служит знаком милости и благостынь Божиих, которыми оглашенный избавлен был из пучины грехов. Этот освященный елей напоминает нам о помазании, которым в Ветхом Завете помазывали архиереев, царей и пророков и которым был помазан Сам Спаситель, именуемый «Помазанником Божиим» (1 Цар. 10: 1–6; Ис. 61: 1; Лк. 4: 18). Причастными этого помазания Он сделал и нас, ведь само имя «христианин» происходит от греческого слова «Христос», что означает «Помазанник». Крещальное помазание олицетворяет также ароматы, которыми было помазано тело Господа перед погребением, ведь крещение будет олицетворять спогребение со Христом путем погружения в воду и совоскресение с Ним.
Третья часть Крещения – это само совершение Таинства, то есть троекратное погружение младенца в освященную воду во имя Пресвятой Троицы. Сейчас священник берет младенца на руки и, держа его в вертикальном положении, смотрит на восток и троекратно погружает в воду, говоря при первом погружении: «Крещается раб Божий (или раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь», – при втором погружении: «и Сына, аминь», – и при третьем погружении: «и Святаго Духа, аминь».
Погружение в воду знаменует нашу смерть для прежней жизни в грехах, а исхождение из воды – воскресение для новой жизни
Это троекратное погружение, с одной стороны, указывает на то, что основанием нашей веры является Святая Троица, а с другой стороны – олицетворяет три дня, проведенные Господом в гробу (Мф. 12: 40). Погружением в воду в то же время олицетворяется наша смерть для прежней жизни в грехах и наше погребение со Христом. А исхождение из воды знаменует наше воскресение вместе со Христом для новой жизни в Нем. Таким образом, посредством Крещения мы смываем с себя грехи и становимся причастными смерти и воскресению Христа, делаемся членами Церкви и вступаем в новую жизнь.
Сразу после Крещения крещеный принимает еще два святых Таинства. То есть Миропомазание, когда младенец помазуется по всем частям тела с произнесением священником слов: «Печать дара Духа Святаго», и затем Святое Причастие. Через помазание новокрещный получает печать дара Духа Святого, становится членом Церкви, а Святым Причастием соединяется с Телом и Кровью Христовой.
Таким образом, мы мертвы для греха и живем для Бога (Рим. 6: 3–11). Крещальная купель и крещальная вода являются для нас могилой и матерью духовной, рождающей нас для Христа, как из пречистого чрева Девы родился Господь[2].
Возлюбленные верующие! Я сказал вам несколько слов о Крещении Христовом и Таинстве Святого Крещения, в котором мы становимся чадами Церкви и сынами Божиими по благодати.
Воистину велик нынешний праздник. Ведь сегодня на Иордане нам впервые являются три Лица Пресвятой Троицы. То есть Сын, смиряясь, крещается во Иордане от Иоанна; Отец глаголет с небес, говоря: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», – а Дух Святой сходит, как голубь, на Иисуса Христа (Мф. 3: 16–17). Таким образом, сегодня нам яснее открылась тайна Пресвятой Троицы.
Сегодня отверзлись небеса на Иордане и Дух Божий опочил на Сыне.
Сегодня Владыка смиряется и просит крещения от слуги.
Сегодня Безгрешный принимает крещение покаяния от Иоанна, чтобы научить нас таинству покаяния, исповеди и омовения грехов покаянием и слезами.
Сегодня освящается вода Иордана и все воды и источники земные.
Сегодня освящается великая агиасма знамением Креста и сошествием благодати Святого Духа. Возблагодарим же Бога за то, что с радостью достигли этого великого праздника Богоявления, и благоговейно понесем великую агиасму в свои дома. Ею освящаемся все мы, освящаются наши дома и колодцы и изгоняются злые духи силою Духа Святого.
Сегодня Христос, Спаситель наш, выходит на публичную проповедь в возрасте 30 лет. Является миру, готовится благовествовать на земле Евангелие спасения и приходит взыскать и спасти наши души. Сойдем же и мы сегодня на Иордан, то есть придем в храм. Храм – это дом Божий. Здесь Иордан и живая вода, которая омывает, напояет, оживляет и обновляет мир. Здесь Отец, и Сын, и Дух Святой вместе со всеми святыми. Выйдем же навстречу Христу.
Сегодня Христос, Спаситель наш, выходит на публичную проповедь в возрасте 30 лет
Но для этого надо покаяться в соделанных грехах, омыться в водах Иордана, то есть омыть свои грехи исповедью и слезами раскаяния. Затем примириться друг с другом, ведь любовь покрывает множество грехов. Послушаем же глас Отца, обращенный к нам с небес; устрашимся смирения Сына, крещающегося от Иоанна на Иордане, и дадим приют в сердцах и домах наших голубю Духа Святого.
Итак, с верою и благоговением поклонившись Пресвятой Троице, воспоем вместе с Церковью это священное песнопение:
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.
Аминь.
[1] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 4, гл. IX (82). О вере и Крещении.
[2] Симеон Фессалоникийский, свт. Разговор о святых священнодействиях и Таинствах церковных. Гл. 32–34; Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 3, гл. XVII (61); Кн. 4, гл. IX (82).
Источник: https://pravoslavie.ru/158250.html