Осеннее паломничество в Охрид – Балканский Иерусалим (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Просмотрено: 193 Отзывы: 0

Осеннее паломничество в Охрид – Балканский Иерусалим (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Сегодняшний Охрид – город небольшого балканского государства Северная Македония, расположенный на восточном берегу живописного, обрамленного горами Охридского озера. Несмотря на превратности исторической судьбы, принадлежность в разное время то к одному, то к другому государству, познавший несколько веков османского рабства и десятилетия атеистического строя, Охрид сохранил множество памятников древности. Балканским Иерусалимом город называют ввиду огромного значения его духовного, исторического и культурного наследия, особенно ценного для православных славян.

В 886 г. в Великой Моравии начались гонения на славянскую литургию и письменность, и ученики святых братьев нашли убежище в Болгарии

Согласно дошедшим до нас житиям, в Великой Моравии после смерти архиепископа Мефодия в 886 году начались открытые гонения на славянскую литургию и письменность. Бежавшие от преследования ученики святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла – Климент, Наум и другие ‒ нашли убежище в Болгарии (в пределах которой тогда находился Охрид), где были с радостью приняты князем Борисом, предоставившим им необходимые условия для святого дела просвещения славянских народов. Так Промыслом Божиим была спасена и продолжена великая миссия по христианизации и воцерковлению славян, по созданию православной славянской христианской культуры.

В последней четверти IX – 1-й трети X века в Болгарии сложились два славянских книжно-просветительских центра, или школы, – Преславская и Охридская. Охридская основана равноапостольным Климентом. Кроме переводов, составления и написания собственных славянских произведений духовного содержания, святой Климент готовил священство, обучал грамоте детей и взрослых. Он же стал первым епископом, который служил и проповедовал на славянском языке.

Храм святых Пантелеимона и Климента, мощи святого Климента

Центром Охридской школы стал построенный святым Климентом на холме Плаошник монастырь во имя великомученика Пантелеимона. Во времена османского ига монастырь был разрушен, на его месте построили мечеть, а мощи святого Климента из храма великомученика Пантелеимона перенесли в охридский храм Богородицы Перивлепты. Мечеть со временем также была разрушена, а в 2002 году на этом месте построен новый храм святых Пантелеимона и Климента – точная копия старого храма IX века. Мощи равноапостольного Климента теперь покоятся здесь, справа от алтаря, в мраморной раке.

Церковь Пресвятой Богородицы Перивлепты (XIII век)

Церковь Богородицы Перивлепты (Преславной ‒ в переводе с греческого) была освящена в 1295 году. Ее ктитором был Прогон Сгур, родственник византийского императора Андроника II Палеолога. Роспись храма связывают с именами мастеров Михаила Астрапы и Евтихия, выполнена она в стиле Палеологовского возрождения, который в этот период совмещал старинные византийские традиции и новые художественные поиски. Новое выражалось в стремлении художника передать события, действие, слово, душевные движения в отличие от «иконных» изображений, имеющих непосредственный духовный контакт с молящимися. Фрески охридской церкви Богородицы Перивлепты ‒ памятник церковного искусства XIII века. Изображение Иисуса Христа Ангелом Великого Совета – греч. Μεγάλης βουλῆς ἄγγελος (Ис. 9: 6) на фреске центрального свода нартекса ‒ первое в монументальной живописи. Церковь в настоящее время является действующим храмом и музеем с собранием прекрасных средневековых икон.

Церковь святой Софии (XI век)

Храмы, посвященные святой Софии ‒ Премудрости Божией, возводились во всех крупных центрах Православия – в Константинополе, Салониках, Софии, Охриде, Киеве. Постройку церкви святой Софии в Охриде ученые относят концу IX ‒ началу XI века, ее фрески – к XI–XIV векам. Во второй половине XV века церковь превратили в мечеть, тогда были внесены значительные изменения, снесен купол, фрески покрыты известью, удалена старая мраморная алтарная преграда, над северо-западными башнями были воздвигнуты минареты. В настоящее время церковь восстановлена, фрески отреставрированы, большинство из них дошли до нас в хорошем состоянии. В конхе апсиды представлен редкий иконографический тип, восходящий к древним традициям: восседающая на троне Богородица держит перед собой овальный медальон с изображением благословляющего Спаса Иммануила. Под фигурой Богоматери расположен фриз с двухчастной композицией Причащения. Свод вимы заполняет многофигурная сцена ‒ Вознесение Господне. Всю западную стену заполняет монументальная композиция Успения. Ниже этой фрески представлены два архангела, а выше ‒ два пророка.

Монастырь святого Наума Охридского

Монастырь находится в 30 километрах от города Охрид, возле границы с Албанией, на скале южного берега Охридского озера. В конце IX века его построил младший ученик святых Мефодия и Кирилла Наум и посвятил святому Архангелу Михаилу. После преставления Наума и его прославления монастырь получил его имя, здесь же почивают мощи святого.

Во времена османского ига монастырь был разрушен, от первоначальной монастырской церкви сохранились и дошли до нас только колонны трибелона. Археологические исследования показали, что нынешняя церковь построена на фундаменте первоначальной в период между XVI и XVII веком, она несколько раз подвергалась реконструкции, а также была значительно расширена. Резной иконостас относится к 1711 году, роспись храма – к XVIII веку. Большие труды по возрождению и благоукрашению монастыря в последние годы положил его игумен архимандрит Нектарий.

Кроме просветительской деятельности в Преславской и Охридской средневековых школах святой Наум Охридский известен чудесами, происходившими и происходящими до сих пор по его молитвам, и особой молитвенной помощью душевно больным людям. Известно, что святитель Иоанн Шанхайский почитал этого святого и посещал душевно больных с иконой святого Наума Охридского, освященной на его мощах.

Современный Охрид

В небольшом и очень уютном Охриде кроме множества православных храмов можно увидеть часть античного амфитеатра (конца III – начала II в. до Р.Х.), крепость царя Самуила (Охрид был столицей Первого Болгарского царства с 992 по 1018 г.). Город и люди приветливы, а озеро красиво даже при не слишком приветливой погоде. Осенние краски не такие яркие, но именно осенью, вне туристического и курортного сезона, атмосфера этого удивительного, благодатного и намоленного места ощущается особенно хорошо.



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на апрель 2024 года

В середине весны верующие начинают готовиться к одному из главных событий для христиан — Воскресению Христову, которое мы привыкли также называть Пасхой....

Выбор редакции

Пяток 5-й седмицы Великого Поста 2024. Об акафисте Пресвятой Богородице

Песнми неусыпными благодарственно Град в бранех бодрую поет предстательницу.«Непрестанными песнями благодарный Город поет скорую Помощницу в...