22 мая (4 июня н.ст.) 1880 года в Российской Империи скончалась Царица, которую еще при жизни называли праведной. В ее роду были святые предки, она близко общалась со святыми современниками и личным подвигом своей жизни вдохновляла потомков идти за Христом. Узнаем немного о духовной жизни Императрицы Марии Александровны Романовой.
Мария Александровна. Художник: Франца Винтерхальтера, 1857 г.
Урожденная Гессен-Дармштадтская принцесса Мария появилась на свет в 1824-м году. Девочка рано потеряла мать и росла вдали от отца, что наложило отпечаток на ее тонкую ранимую душу.
С раннего детства она вдохновлялась примером католической святой из Гессенского рода, Елизаветы Тюрингской. Елизавета Тюрингская, или Венгерская, жившая в XIII веке, посвятила свою недолгую жизнь милосердию, скрывая помощь бедным и больным от жестокого мужа. Подвигами этой святой руководствовались в своей благотворительной деятельности и другие ее потомки: Императрица Александра Федоровна и Великая княгиня Елизавета Федоровна, которую и назвали в честь этой святой.
В 16 лет принцесса Мария по взаимной любви вышла замуж за наследника Российского престола, будущего Императора Александра II. Вот что писала о ней сестра Цесаревича Ольга Николаевна:
«Мари завоевала сердца всех тех русских, которые могли познакомиться с ней. Саша с каждым днем привязывался к ней все больше, чувствуя, что его выбор пал на Богом данную. Их взаимное доверие росло по мере того, как они узнавали друг друга. Папа [Николай I] всегда начинал свои письма к ней словами: ‟Благословенно твое имя, Мария”».
Обращаясь в Православие, она словно возвращалась домой
По обычаю, все иноверные принцессы перед Венчанием совершали переход в Православие. Принцессе Мари этот шаг дался легко: обращаясь в Православие, она словно возвращалась домой. Будучи серьезной, глубоко вдумчивой личностью, к этому дню она тщательно готовилась, стараясь перенять не только внешнюю форму своей новой веры, но вникнуть в самую ее суть. В Православии принцессу нарекли Великой княжной Марией Александровной. Ее восприемницей стала игуменья Спасо-Бородинского монастыря Мария (Тучкова), вдова героя Отечественной войны 1812 года, почитаемая как святая уже при жизни. Таинство Миропомазания над невестой Наследника совершил Митрополит Филарет (Дроздов), будущий Московский святитель. Приняв Причастие, Мария Александровна вся светилась радостью.
После принятия Православия Великая княгиня не пропускала ни одного богослужения в Дворцовой церкви, с исключительной внимательностью читала Священное Писание, общалась с православными подвижниками, позже прославленными в лике святых: Парфением Киевским, Филаретом Московским, Василием Павлово-Посадским. Фрейлина Цесаревны, дочь поэта Анна Тютчева писала о ней так: «Душа Великой княгини была из тех, которые принадлежат монастырю». Говорили, что это отделяло ее от мужа, который любил в Православии лишь легкие и радостные моменты. В ее личном дневнике была молитва, составленная игуменьей Марией. «Высокой боголюбицей и смиренной христианкой» называл её архимандрит Антонин (Капустин). Архиепископ Ярославский Леонид (Краснопевков) отмечал: «…Вообще, эта Императрица более благочестива и церковна, нежели все прочие Императрицы». А святитель Филарет просто сказал: «Слава Богу, это истинно православная Царица».
«Слава Богу, это истинно православная Царица»
Когда в семилетнем возрасте умерла от болезни старшая дочь Марии Александровны и Александра Николаевича, скорбящая мать излила свое горе в письме владыке Филарету (Дроздову). В ответ он составил для нее молитву, которую все мы сегодня знаем:
«Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя, Ты Один все ведаешь, что мне потребно…».
Императрица с семьей часто совершала паломничества. Была она в Великом Новгороде, Савво-Сторожевском монастыре, Ростове Великом, где поклонялась мощам особенно почитаемого ею святителя Димитрия Ростовского. Царская семья неоднократно бывала в Троице-Сергиевой лавре. Особенно значимым стало для них паломничество к преподобному Сергию Радонежскому после коронации. Мария Александровна была в положении, и первого порфирородного ребенка назвали по обету – Сергием. Это был один из младших сыновей Царской четы и самый набожный из детей благочестивой Царицы – Великий князь Сергей Александрович.
Коронация Марии Александровны. Художник: Михаил Зичи, 1856 г.
Именно с Марии Александровны началось в Царской семье почитание не прославленного в ту пору Серафима Саровского. После прихода во дворец Анны Тютчевой, в семье которой почитался преподобный Серафим, будущая Государыня узнала о житии Саровского подвижника, а затем стала хранительницей его полумантии. В дневнике Анны Тютчевой записано:
«1856 год… Я послала Императрице маленький образ Серафима… Я очень верю в молитву этого святого и уверена, что он оказывает ей особое покровительство, ибо он предсказал о ней еще прежде, чем она прибыла в Россию, что она будет ‟благодатной” и матерью для России и для Православной Церкви».
Мария Александровна учредила в России Красный Крест, который быстро превратился в самую крупную общественно-государственную структуру, оперировавшую огромными суммами, переводимыми благотворителями со всей страны. Императрица являлась не только высочайшей покровительницей Красного Креста, но также патронировала 5 больниц, 12 богаделен, 36 приютов, 2 института, 38 гимназий, 156 низших училищ и 5 частных благотворительных обществ. Она положила начало новому периоду женского образования в России учреждением открытых всесословных женских учебных заведений.
Она положила начало новому периоду женского образования в России учреждением всесословных женских учебных заведений
Императрица сыграла не последнюю роль в деле освобождения крестьян. Она тратила огромные суммы на благотворительность. Во время войны отказалась даже шить себе новые платья, и все эти средства отдавала в пользу вдов, сирот, раненых и больных. Своей фрейлине и доверенному лицу Анне Тютчевой Цесаревна, а позже – Государыня Всероссийская Мария Александровна с усталой улыбкой признавалась не один раз, что большую часть своей жизни жила как «волонтер».
Императрица Мария Александровна благословляет сестёр милосердия, отправляющихся на войну в 1877 г.
Воздействие Государыни на окружающих всегда было благотворно: по воспоминаниям Константина Победоносцева, она будила в людях совесть, потребность быть чище, добрее и правдивее.
«С понятием о призвании женщин к служению страждущему человечеству Императрица Мария Александровна соединяла понятие о женственности, нравственной устойчивости, милосердии и христианской любви во имя Того, Кто явил пример самой высшей Божественной любви», – писал о ней доктор Красного Креста И.В. Бертенсон.
Самым важным и существенным влияние этой жены и матери было на ее царственного мужа и детей.
«Россия никогда не узнает, чем она была обязана своей Императрице вследствие того огромного, благотворного, сердечного и нравственного влияния, которое она всегда имела на Государя!» – восклицала одна из ее современниц.
***
Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,
Душою чистой иль греховной
Ты вдруг почувствуешь живей,
Что есть мир лучший, мир духовный.
Такой духовный портрет Марии Александровны оставил поэт Федор Иванович Тютчев.
Военный министр Д. А. Милютин писал об Императрице:
«…[она] внушила мне чувство благоговейного почтения. Это была святая женщина в нравственном отношении, и вместе с тем высокого ума и образования».
Король Баварии Людвиг II, у которого Императрица Мария Александровна гостила в 1868-м г., заметил, что она «осенена ореолом святой».
Мария Александровна любила читать житие блаженной Моники и письма ее сына, Блаженного Августина. Брак самой Императрицы, долгие годы бывший счастливым, постепенно угасал. Несомненно, в жизни этой святой жены она находила необходимый для себя пример и утешение.
Муж блаженной Моники Патриций был язычником с необузданным нравом, человеком «чрезвычайной доброты и неистовой гневливости», как называл своего отца Блаженный Августин. Патриций не раз открыто изменял супруге. Моника, невзирая на трудную жизнь, поддерживала мужа, помогая ему во всех его добрых начинаниях. Она создала в доме атмосферу любви, не противоречила ему ни делом, ни даже словом, продолжая вести себя по отношению к неверному мужу спокойно. Она лишь горячо молилась Господу, чтобы Он обратил Патриция к Себе, и старалась собственной жизнью являть мужу истинность Христова учения. Под конец жизни Патриций искренне уверовал во Христа и принял Святое Крещение. Он покаялся в прежних грехах, совершенно оставил блуд и старался умерять свой вспыльчивый нрав; вскоре после своего обращения Патриций заболел и скончался. Моника продолжала молиться за своего покойного супруга, не помышляя о повторном браке и живя памятью о нем.
Император Александр II и Мария Александровна
По человеческим меркам, Марии Александровне «повезло» меньше. Счастливый брак, в котором родилось 8 детей, стал все чаще омрачаться изменами супруга. Тяжелым ударом для царственной матери стала смерть старшего сына и Наследника престола Николая Александровича, с которым у нее была особенная духовная связь. После этой утраты Императрица, не отличавшаяся крепким здоровьем, стала угасать. А Император нашел себе иное «утешение» и стал жить на две семьи, в итоге поселив фаворитку с незаконнорожденными детьми над покоями законной супруги.
Дети Императорской четы, среди которых были будущий Император Александр III и Великий князь Сергей Александрович, с трепетом относились к матери и были возмущены поведением отца. Она же никогда ни одним словом не упрекнула супруга и никому, даже детям, не позволяла осуждать Императора.
В браке с ним она прожила почти 40 лет, 14 из которых были омрачены предательством и унижениями. Но не только это подрывало силы и хрупкое здоровье Императрицы. Она пережила 6 покушений на жизнь мужа, и каждый раз только чудо (или ее молитвы?) спасало ему жизнь. Первое покушение было совершено в 1866-м году – именно тогда, когда он начал свою двойную жизнь.
«Светлый облик Императрицы тем более величествен, что она прошла свой путь как бы в безмолвии. Призванная прощать изо дня в день в течение многих лет, она ни разу не проронила ни жалобы, ни обвинения», – писала об Императрице ее фрейлина Александра Толстая. – Вообще, душа Государыни, казалось, вырастала в то время, как физические силы угасали. Земное отступало, оставляя место Божественному, проникавшему в нее все более и более [...] Мы считали ее опорой России, ее семьи и всех нас. Зная положение дел, мы видели в ее смерти всеобщую беду и крах».
«Мы считали ее опорой России, ее семьи и всех нас»
22 мая (4 июня н.ст.) 1880 года Императрица Мария Александровна, долго и мучительно страдавшая от туберкулеза, тихо и мирно скончалась во сне. «Святыня дома рухнула вместе с ней», – записала в дневнике Александра Толстая. После ее кончины нашли письмо, адресованное супругу, в котором она благодарила его за все годы, проведенные вместе, и за подаренную ей так давно, 28 апреля 1841 года (дата Браковенчания царственной четы), – «vita nuova» – новую жизнь.
В печати ее назвали «истинно Русскою Царицей, глубоко смиренною перед Богом… всецело посвящавшею себя делам христианского милосердия»; «благосердной Печальницей русского народа, поставившей задачею своего земного существования облегчение участи несчастных», и обещали вечно хранить в «осиротелой России» «кроткий, идеальный образ Царственной женщины-христианки, окружённой светлым ореолом народной любви и признательности».
Последнее, смертельное для Императора покушение состоялось меньше чем через год после смерти Императрицы, когда уже не было на земле той, которая могла отвратить от него небесную кару. Своими молитвами она словно выпросила ему мученическую кончину, омывающую человеческие грехи и неправды. При этом кончина его не была внезапной. Перед уходом в вечность Император успел, как и просила у Бога Мария Александровна, причаститься Святых Христовых Таин. Как отмечал в своих воспоминаниях граф С. Д. Шереметев,
«Царь Александр II в последний раз был перед нами в венце своем новом, в венце мученичества, ниспосланного ему как искупление. Императрица Мария Александровна своей жизнью словно служила ему щитом».
Мария Александровна (1860-е)
Уже в следующем, 1882-м году Император Александр III в память о матери учредил Императорское Православное Палестинское Общество, первым председателем которого стал Великий князь Сергей Александрович, а после его гибели – Великая княгиня Елизавета Федоровна. Мария Александровна в силу слабого здоровья так и не побывала на Святой Земле, о чем всегда мечтала, но всю жизнь оказывала поддержку православным на Востоке. Она заботилась о паломниках и о женском образовании для православных палестинцев, на ее средства в Святой Земле была выстроена больница, именно она вступилась за Русскую духовную миссию в Палестине, когда ее хотели закрыть.
В 1885-м году Император вместе с младшими братьями Сергеем и Павлом заложил в Гефсиманском саду Иерусалима храм Равноапостольной Марии Магдалины – небесной покровительницы Марии Александровны. Позже в этом храме упокоились мощи святой преподобномученицы Елисаветы, которой, как и царственной страстотерпице Александре, Мария Александровна приходилась двоюродной бабушкой.
Императрицу еще при жизни многие называли святой. А после ее кончины уверенность в этом выразил Наследник, будущий Император Александр III:
«Если бы зашла речь о канонизации моей матери, я был бы счастлив, потому что знаю, что она была святая».
Источник: https://pravoslavie.ru/153878.html