Жизнь, отданная служению Христу. Памяти игуменьи Георгии (Щукиной; 1931–2022)

Просмотрено: 115 Отзывы: 0

Жизнь, отданная служению Христу. Памяти игуменьи Георгии (Щукиной; 1931–2022)

Игуменья Георгия (Щукина). Крестный ход на Неделю ваий (Вербное воскресенье)

Игуменья Георгия (Щукина). Крестный ход на Неделю ваий (Вербное воскресенье)

Сила Моя в немощи совершается
(2 Кор. 12, 9).

Святая Земля навсегда останется дорогим и самым священным местом в мире для всего человечества. А христианство, справедливо считая эту страну своею колыбелью, всегда, до кончины мира, относилось, относится и будет относиться к этой стране с особенной, благоговейной и самой искренней любовью и сердечной преданностью.

Святая Земля полна дорогими для христианина воспоминаниями из истории спасения человечества, как местность, освященная стопами Самого Богочеловека, осчастливленная бесчисленными Его чудесами и знамениями, омытая Его драгоценной кровью, добровольно пролитою за грехи мира. Она напоминает нам о земной жизни Пресвятой Девы Марии, родившей Спасителя мира. Она всегда привлекала к себе внимание всего христианского мира, и паломничество на Святую Землю неизменно составляет одно из самых заветных желаний христианина. Недаром её называют Пятым Евангелием.

Все, кто из русских паломников побывал на Святой Земле, знают Горненский женский православный монастырь, расположенный в районе современного селения Эйн-Карем, в четырех километрах к юго-западу от Иерусалима (Эйн-Карем в переводе с иврита – «источник в винограднике»; по-славянски это место именуется «Горняя» – город Иудин). Сюда, в Нагорную страну, после Благовещения Пресвятой Деве Марии Архангелом Гавриилом о рождении от Нее Богочеловека, Сына Божия, Она пришла из Назарета, чтобы поделиться своей радостью с родственницей, праведной Елисаветой, будущей матерью святого Иоанна Предтечи. Умилительный рассказ святого Евангелиста Луки (ср. Лк. 1, 39–45) повествует нам о встрече двух святых жен, об их высокой родственной любви, о самой чистой и искренней благожелательности, о взаимном уважении. Эта трогательная встреча сделала данное селение священным и дорогим для христиан всего мира на все времена. Пресвятая Дева Мария пробыла в гостях в доме Захарии и Елисаветы три месяца.

Горненский монастырь. Фото: bangkokbook.ru

Горненский монастырь. Фото: bangkokbook.ru

Архимандрит Антонин (Капустин), начальник Русской духовной миссии в Палестине, в 1871-м году купил в этом месте два дома и обширную плантацию оливковых деревьев, а затем, расширив участок покупкой смежных земель, построил приют для русских паломников. Впоследствии здесь стали селиться русские инокини, и приют стал монастырем. По уставу архимандрита Антонина, все монахини, желающие поселиться в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. Поэтому в обители нет корпусов с монашескими келлиями, а вместо них по склону горы разбросаны маленькие домики в окружении лимонных, миндальных и оливковых деревьев, в которых живут насельницы монастыря.

Первый каменный храм обители был построен в начале 1882 года и освящен 30 марта (12 апреля н.ст.) в честь Встречи Божией Матери с праведной Елисаветой. Позднее в Горненском женском монастыре стала особо почитаться Казанская икона Божьей Матери, которая спасла сестер обители в 1916-м году, во время бушевавшей в Палестине холеры, и главный храм стал именоваться в её честь.

Святейший Синод установил для монастыря особое празднество, которое получило название «Целование Мариино»

По ходатайству отца Антонина, Святейший Синод установил для монастыря особое празднество, которое получило название «Целование Мариино», или «Прихождение Божией Матери в Горний Град Иудов».

В 1912-м году на территории монастыря началось строительство большого соборного храма в честь Всех Святых, в земле Русской просиявших, прерванное в связи с началом Первой мировой войны. Перед этой войной в монастыре проживали около 200 насельниц.

***

Валя Щукина до пострига

Валя Щукина до пострига

На монашеском пути более 70 лет подвизалась Георгия (Щукина), из них в течение 26 лет она несла крест игуменского служения, являясь настоятельницей Горненского женского монастыря в Иерусалиме. Её знают во многих уголках мира. Родилась будущая игуменья Георгия 14 ноября 1931 года в Ленинграде. Во время Великой Отечественной войны она пережила блокаду Ленинграда. Так как Валечка была старшей дочерью в семье, то ходила за водой и за хлебом, который выдавали по карточкам.

«Как-то пришла мамина подруга, – вспоминала игуменья Георгия, – а на комоде лежали хлебные карточки. Подруга их забрала. Осталась на всех членов семьи лишь одна ‟детскаяˮ карточка, на которую выдавали 125 граммов хлеба на день. Это нас подкосило. Отец умер. Мать от слабости даже не могла подняться, и он почти неделю мертвый пролежал в прихожей: в квартире все вымерли, некому было его вынести».

Запомнился Вале и такой случай. Однажды, когда хлеб взвешивали, какой-то мужчина его схватил, у него стали отщипывать по кусочку другие, и так съели весь паек. Валечка вернулась домой в слезах. В их доме один солдат, узнав, что случилось, дал ей несколько кусочков своего хлеба. Девочкой Валечке пришлось стирать белье в проруби на Фонтанке, и с тех пор болезнь рук ее никогда не покидала. Страшное, голодное время блокады запомнилось ей на всю жизнь.

В 1942-м году, когда Вале было 11 лет, она вместе с матерью и двумя сестрами была эвакуирована из блокадного города по «дороге жизни» через Ладожское озеро, и поездом семью повезли в южные районы страны. В пути была высокая смертность. Дело в том, что к поезду с блокадниками подходили люди и, желая помочь, приносили еду, на которую набрасывались изголодавшиеся люди. В результате организм не выдерживал. На каждой остановке к поезду подходили санитары и увозили трупы и умирающих. На станции Орехово-Зуево Валечку и младшую сестренку Ниночку, обмороженных, находившихся в бессознательном состоянии, мать сдала врачам. Их как покойниц отвезли в морг, Ниночка умерла, но Валентина выжила: очнулась она уже в больнице. Господь воскресил девочку, но на правой ноге ей ампутировали отмороженные пальчики. Три месяца пролежала Валя в больнице в Орехово-Зуеве. Однажды вечером дежурная сестра принесла письмо от матери на имя главврача, в котором та справлялась о дочери и указала свой адрес: Краснодарский край, Тихорецкая станица. На следующий день Валю отправили поездом к матери, поручив ее заботам проводницы, но свою станцию она проехала. В Краснодаре ее сдали в детскую комнату, накормили, уложили спать. Утром снова посадили в поезд, поручив проводнице. На Кубани уже стоял май, а на Вале была зимняя одежда, валенки; её мучила жара, болела прооперированная ножка. К ней подходили люди, расспрашивали про блокаду, жалели. Оказалось, что одна женщина едет к сестре в ту же станицу.

«На лошадке добрались до дома сестры моей попутчицы… Мне дали перекусить и постелили на полу. Я легла в полном изнеможении и задремала. Проснулась от шума. Открываю глаза: передо мной мама. Оказалось, маму поселили рядом с той женщиной. Вот как всё было промыслительно! Такая радость, такая встреча! Так мы и воссоединились с мамочкой и сестрой Лидочкой, которая была на 6 лет моложе меня», – вспоминает игуменья Георгия.

В Тихорецкую вошли немцы, от которых девочки прятались в подвале. Бог и на этот раз сохранил Валечке жизнь

Но радость быстро кончилась – в Тихорецкую вошли немцы, от которых девочки прятались в подвале. Бог и на этот раз сохранил Валечке жизнь. Вскоре партизаны освободили станицу от немцев, но пришла новая беда: началась эпидемия сыпного тифа, во время которой мать заболела и скончалась в возрасте 35 лет. Так как у матери было 7 сестер, то Валечку с сестрой Лидой привезли на Валдай к одной из тетушек. Шла война, двух девочек содержать было тяжело, поэтому Валечку и Лиду поместили в детский дом. В 1944-м году они вернулись в Ленинград и стали жить у тетушки Матрены, у которой своих детей не было. Тетя Матрена, как и остальные сестры, была богомольной, у нее было много духовных книг; в религиозном духе воспитывала она и своих племянниц. К тетушке по воскресеньям после литургии приходили на чай её подружки. Они просили Валю: «Почитай нам. Сегодня такой-то праздник», – и она читала «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского. Валя посещала Никольский, Казанский, Владимирский храмы Ленинграда, в которых пела на клиросе. Однажды Валя присутствовала на Рождественской службе, во время которой священник произнес проповедь: «Сегодня такой спасительный праздник. Господь родился, и волхвы принесли Ему дары. А что мы принесем Господу?»

«А я стою и думаю: ‟Господи, что же я могу принести Тебе? У меня ничего нет, кроме грехов. Возьми меня, я сама себя Тебе отдаю!ˮ» – вспоминала игуменья Георгия.

В 14 лет Валечка устроилась на работу в столовую у Финляндского вокзала. Эта работа помогала семье выжить, но Вале было там морально тяжело, так как она постоянно сталкивалась с воровством: работники столовой разворовывали продукты, да и ее заставляли урезать порции посетителям, что было противно ее совести. Она ушла из столовой и устроилась реставратором в Центральный исторический архив. Пережитые в детстве страдания и скорби способствовали принятию ею в юности решения идти в монастырь, но тетушка воспротивилась: «Сначала меня похорони, а потом иди куда хочешь». Один из священников посоветовал Валентине ехать к батюшке Серафиму Вырицкому, чтобы узнать Божию волю.

В 1949-м году в возрасте 17 лет Валентина поступила в Свято-Успенский Пюхтицкий монастырь в Эстонии

Народу к отцу Серафиму оказалось много. Он был болен и посетителей не принимал. Все писали записки, в которых излагали свои нужды. Когда к Вале за запиской подошла келейница, девушка сказала: «У меня к батюшке очень серьезный вопрос». Через 5 минут келейница вернулась и отвела ее в домик отца Серафима. Валя опустилась перед батюшкой на колени и от волнения заплакала. Он, узнав о ее решении поступить в монастырь, указал на стену, где висела фотография Пюхтицкого монастыря, и сказал: «Посмотри на твой монастырь. Тебе туда дорога». По молитвам о. Серафима, тетя Матрена изменила свое решение и отпустила племянницу в монастырь.

В 1949-м году в возрасте 17 лет Валентина поступила в Свято-Успенский Пюхтицкий монастырь в Эстонии.

Название монастыря происходит от эстонского слова «пюхтица», что значит «святое место». Когда-то на этом месте эстонским пастухам было явление Богородицы, и на месте Ее явления они обнаружили Успенскую икону Божией Матери. Так здесь начала создаваться Пюхтинская обитель. В этом монастыре Валентина прожила первые 12 лет, исполняя обязанности казначеи и регента хора.

Благословение Святейшего патриарха Алексия II

Благословение Святейшего патриарха Алексия II

Валентина жила в одной келлии с монахиней Аркадией из Кронштадта, духовной дочерью святого праведного Иоанна Кронштадтского. В то трудное послевоенное время ни одного мужчины-рабочего в монастыре не было. Сестрам приходилось выполнять тяжелую физическую работу: пахать, бороновать, сеять, косить, работать на скотном дворе, выпекать хлеб вручную. Монахини всегда помнили наставление святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Сестры! Безропотно несите послушание. Вам три шага до Царства Небесного, только будьте безропотны!» И работали сестры с огромным духовным подъемом, с радостью и молитвой несли послушание. Маленькая и худенькая послушница Валентина пилила сосны, укладывала сено в стога. Благочинным был отец Алексий Ридигер, будущий Патриарх. Именно он спас Пюхтицкий монастырь, который в хрущевские времена хотели закрыть: приглашал в монастырь иностранных религиозных и политических деятелей, которые могли в случае закрытия обители вынести этот вопрос на международный уровень, что советскому правительству грозило бы скандалом.

Игуменья Георгия с игуменьей Варварой (Трофимовой)

Игуменья Георгия с игуменьей Варварой (Трофимовой)

С 1955 по 1968 г. Валентина Щукина была насельницей в Свято-Духовом Виленском монастыре в Литве, но потом снова вернулась в Пюхтицы, где 7 апреля 1968 года состоялся её монашеский постриг с именем Георгия. Здесь она подвизалась до 1989 года, когда Патриарх Алексий II ее и Варвару, игуменью Пюхтицкого монастыря, благословил привести в порядок заброшенный монастырь Святого праведного Иоанна Кронштадтского на речке Карповке в С.-Петербурге, который был закрыт в 1923-м году. За две недели, которые оставались до праздника св. Иоанна Рыльского, небесного покровителя о. Иоанна Кронштадтского, надо было подготовить храм к освящению. Разоренный храм стоял без стекол; здесь жили бомжи, была мерзость запустения: крысы, бутылки, кучи мусора.

У места захоронения святого праведного Иоанна Кронштадтского в монастыре на Карповке в Санкт-Петербурге

У места захоронения святого праведного Иоанна Кронштадтского в монастыре на Карповке в Санкт-Петербурге

Разоренный храм стоял без стекол; здесь жили бомжи, была мерзость запустения: крысы, бутылки, кучи мусора

Восстанавливать храм помогали монастырские сестры из Пюхтиц, многочисленные родственники монахини Георгии, ее знакомые, семинаристы, батюшки – день и ночь трудился весь православный Петербург. С Божьей помощью в кратчайший срок многое удалось восстановить: вывезли горы мусора, за две недели был написан временный иконостас. А позже, когда разрушили перегородки от туалетов на нижнем этаже, то нашли могилу о. Иоанна Кронштадтского. Монастырь был восстановлен, как Пюхтицкое подворье. В 1990-м году монахиня Георгия присутствовала на торжестве по случаю прославления о. Иоанна Кронштадтского.

***

С именем монахини Георгии связано возрождение Горненской обители в Иерусалиме. В 1991-м году она была назначена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II настоятельницей Горненского женского монастыря в Иерусалиме. Вспоминает игуменья Георгия:

«Я стала возражать: ‟Святейший, я же языков не знаю, как я буду?ˮ На это Патриарх ответил: ‟За святое послушание, матушка, Господь поможет! Восстановите монастырь, будете принимать паломниковˮ».

Игуменья Георгия с отцом Николаем Гурьяновым в домике батюшки

Игуменья Георгия с отцом Николаем Гурьяновым в домике батюшки

И 24 марта 1991 года монахиня Георгия была возведена в сан игуменьи. Перед отъездом в Иерусалим она решила проститься со своим духовным отцом старцем Николаем Гурьяновым, к которому до этого часто ездила за духовной помощью и советом. На острове Залит, что на Псковском озере, мудрый старец о. Николай в течение 40 лет был настоятелем местного храма. Игуменья Георгия прилетела на остров на вертолете вместе с тогдашним наместником Псково-Печерского монастыря отцом Павлом. Когда она в разговоре со старцем стала сомневаться, что справится с восстановлением Горненского монастыря, что едва ли сможет прожить там 3–4 года, отец Николай на это сказал: «Не волнуйся, Господь поможет, Матерь Божия тебя избрала. А я хочу, чтобы ты там и померла». И до этого он же предсказал ей игуменство.

«Не волнуйся, Господь поможет, Матерь Божия тебя избрала»

27 марта 1991 года вместе с делегацией Святейшего Патриарха она прибыла на место нового послушания – в Горненское. Грустная картина предстала перед новой настоятельницей: большинство монастырских зданий было разрушено, Казанский храм и монастырские домики требовали капитального ремонта: крыши протекали, полы ходили ходуном. Не было ни воды, ни электричества, ни канализации, ни телефона, ни общей трапезной, ни одной гостиницы. Послушницы ходили за водой вниз, к источнику, из которого, по преданию, брала воду Пресвятая Богородица. К счастью, в те дни шли обильные дожди, и сестры наполняли дождевой водой имевшиеся на территории старые каменные цистерны. Так как паломников не было, то каждой сестре воды хватало. А позже, когда начались активные восстановительные работы, подключили городское водоснабжение. Ограды вокруг монастыря не было, и охраны тоже, а потому сестры жили в постоянном страхе: в начале 1980-х годов в обители были убиты две монахини – мать и дочь.

Величественный собор в честь Всех Святых, в земле Русской просиявших, оставался недостроенным, и подняться к нему было невозможно: ни дорожки, ни тропинки – сплошной лес. У храма не было крыши – почти 90 лет простояли одни стены, и внутри выросли огромные деревья. Всё нужно было вырубить и расчистить. Сначала трудились рабочие-арабы, а затем 20 семинаристов из Московской духовной академии, которых в 1992-м году прислал в помощь Святейших Патриарх Алексий. Семинаристы стали благоустраивать территорию монастыря: вырубили лес, расчистили территорию, восстановили старое двухэтажное здание при входе в монастырь, в котором раньше была богадельня. Это здание стало первой гостиницей. Всего у монастыря до революции было 4 богадельни, которые были переоборудованы в гостиницы.

В Казанском храме читали только часы и пели акафисты. Литургии не служили, так как не было священника. Через несколько лет в монастырь прибыли 20 новых послушниц.

В конце 2003 года в монастыре возобновились строительные работы по восстановлению собора в честь Святых, в земле Русской просиявших. К 160-летнему юбилею Русской духовной миссии строительство собора было завершено, и 28 октября 2007 года тогдашним митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, был совершен чин Малого освящения собора, а в ноябре 2012 года он же уже в патриаршем сане совершил Великое освящение собора. «Так, милостью Божией, это святое место удалось восстановить из праха забвения и разрухи», – сказала игуменья Георгия, и только одному Богу известно, скольких сил, слез и молитв потребовало от нее это восстановление.

Игуменье Георгии посчастливилось уже в первый год ее пребывания в Иерусалиме присутствовать в храме Воскресения Господа при нисхождении Благодатного огня – Святого Света, как его здесь называют. Её провел в Кувуклию отец Пантелеимон, дежурный у Гроба Господня.

«И вот, я со страхом вхожу в Гроб и вижу, что вся плита влажная, стоит благоухание. Я, счастливица, видела это чудо своими глазами, мне это очень много сил тогда придало… Я помню, как раньше в храме Воскресения повсюду сверкали белые и розовые вспышки. Сейчас уже гораздо меньше этих сполохов».

В Казанском храме монастыря находятся несколько святынь. Кроме вышеупомянутой чудотворной иконы Казанской Божией Матери, у входа в храм лежит камень, на котором, по преданию, стоял святой Иоанн Предтеча, произнося проповеди. Есть ковчег с частицами мощей многих святых. На территории Горненского монастыря в Иерусалиме находится также пещерный храм в честь Святого Иоанна Крестителя, освященный в 1987-м году.

У чудотворной Казанской иконы Божией Матери — Заступницы Горненской обители

У чудотворной Казанской иконы Божией Матери — Заступницы Горненской обители

Жизнь в монастыре размеренная, но насыщенная. Каждый день утром и вечером в монастыре совершается служба: здесь постоянно живут два священника. У всех горненских сестер есть свои послушания. Сестры, несущие послушание в храме, следят за свечками, которые ставят люди, помогают в алтаре. Монахини убирают территорию, собирают маслины, из которых здесь же изготавливается оливковое масло. Они ухаживают за больными сестрами; трудятся в канцелярии, в просфорной, в трапезной, на воротах в качестве привратниц. Но главная их миссия – принимать многочисленных паломников, которые приезжают помолиться в святых местах. Сестры сопровождают паломников как гиды и помогают в домиках-гостиницах.

Ежегодно в монастыре торжественно празднуют Встречу Пресвятой Девы Марии со святой праведной Елисаветой. Праздник по-другому называется «Целование Мариино». В этот день, по традиции, икону Благовещения Богородицы из Троицкого собора Русской духовной миссии перевозят к источнику Божией Матери в селении Эйн-Карем, где ее уже с букетами цветов ждут сестры обители. После молебна под звон колоколов начинается крестный ход в монастырь по дорожке, устланной травой и цветами.

Икону устанавливают в церкви, и возле нее ставится игуменский жезл, так как в эти три месяца Игуменьей в обители является Сама Матерь Божия

Икону устанавливают в церкви, и возле нее ставится игуменский жезл, так как в эти три месяца Игуменьей в обители является Сама Матерь Божия. Икона Благовещения остается в Горней до 7 июля, дня Рождества святого Иоанна Предтечи, а затем она возвращается в Троицкий собор Миссии. А еще в обители есть свой, особенный образ Богоматери – «Шествие Пресвятой Богородицы в Горняя».

Монастырь посещает много паломников из разных уголков России и других стран. Дух любви ощущается всеми, кто переступает порог Горненской обители. Некоторые паломники специально приезжали в обитель, чтобы испросить благословения игуменьи Георгии. «Матушка Георгия – наш земной ангел», – говорили о ней насельницы монастыря. В свои почтенные годы игуменья Георгия оставалась неутомимой труженицей и усердной молитвенницей, а главное, чему у нее можно было поучиться, – это смирение.

Приведем некоторые высказывания игуменьи Георгии, сказанные ею во время многочисленных интервью.

  • «Миром правит Промысл Божий».
  • «Матерь Божия никогда не оставит Россию».
  • «Смирение – самая большая духовная радость».
  • «Здесь – всё временное: и радости, и скорби, и болезни, – они пройдут. Там же – всё вечное: что заработаем, то получим».
  • «Некоторые идут в монастырь, чтобы жить, а другие – чтобы спастись. Монахи должны приходить сюда не жить, а подвизаться».
  • «Цель монахов – спасать свою душу, ради любви к Богу, ради Царствия Небесного».
  • «Самое главное в жизни – любовь к Богу».
  • «Монах без Иисусовой молитвы – как черная головешка. Всегда надо творить Иисусову молитву».
  • «Жива Святая Русь!»

11 марта 2020 года игуменья Георгия Священным Синодом по состоянию здоровья была освобождена от настоятельства с выражением благодарности за многолетние усердные труды по созиданию монашеской жизни и назначена почетной настоятельницей Горненского женского монастыря. 14 ноября 2021 года ей исполнилось 90 лет. Игуменья Георгия преставилась ко Господу на Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, 6 февраля 2022 года.

***

А теперь несколько слов о моем, к сожалению, почти мимолетном знакомстве с игуменьей Георгией.

В конце сентября 1996 года в моей жизни произошло знаменательное событие: я посетила Святую Землю. Целую неделю жила в Горненском монастыре, виделась с игуменьей Георгией. Меня присоединили к группе паломников из Архангельской епархии, в которую входили священники, их игуменья и еще несколько сотрудников епархии, поэтому отношение к группе было особенно внимательным. Когда автобус доставил нашу группу из аэропорта в Горнюю, то встречать нас вышли все 60 насельниц во главе с игуменьей Георгией. Для поездок по святым местам паломникам предоставлялся комфортабельный автобус с кондиционером и затемненными стеклами окон.

В один из дней нашего пребывания в Горненском игуменья Георгия водила нас по монастырю, рассказывая его историю. Не было видно никаких следов запустения: величественный храм в честь иконы Казанской Божией Матери приветливо распахнул свои двери перед паломниками; на склонах горы стояли домики-келлии монахинь, окруженные плодовыми деревьями и цветниками. Только совсем не видно было собора в честь Всех Святых, в земле Российской просиявших. На следующий день игуменья Георгия пригласила нас в свои покои, отличавшиеся простотой и скромностью. На стенах ее келлии было много икон, одна из них – бумажная, вставленная в рамку. На ней изображен Иисус Христос, взирающий с высоты Елеонской горы на Иерусалим. Я приобрела в церковной лавке такую же репродукцию. Игуменья немного рассказала о блокадном Ленинграде, о планах дальнейшего благоустройства монастыря. Водила и по своему садику, где росло много экзотических цветов. Чувствовалось, что она любит свой цветник. Сокрушалась, что один из цветков погибает. Я, как внучка садовника, кое-что понимала в садоводстве и осмелилась дать ей совет, как можно его спасти. Это был единственный раз, когда я вела с ней коротенький разговор: другого случая уже не представилось.

В поездках по святым местам она нас не сопровождала: этим занималась монахиня Феодосия, в прошлом – юрист, калужанка. Мы побывали в Иерусалиме, Назарете, Вифлееме, Иерихоне, Кане Галилейской, на Горе искушений и Горе Фавор, в Сионской горнице, на Елеонской горе, в Магдале, Вифании и Яффе, погружались в воды Иордана. Та благословенная поездка заслуживает отдельного рассказа.

Все наши великолепные паломнические поездки и питание в трапезной были осуществлены благодаря четко налаженной работе дружной семьи монахинь под руководством главы этой семьи. Игуменья Георгия запомнилась мне как очень хрупкое и худенькое создание с тихим голосом и ангельским взором, из которого исходили доброта и свет. Весь ее облик излучал кротость, смирение и доброжелательность. Это был воистину ангел во плоти. Диву даешься, как эта слабенькая на вид инокиня смогла из руин возродить прекрасную обитель. Я благодарна Богу, что на моем жизненном пути я встретила такого светлого человека, сердце которого было наполнено любовью к Богу и к людям. Среди ее подопечных инокинь и многочисленных паломников она прославилась святостью своей жизни, ибо ее жизнь – это светлая дорога в Горний Иерусалим.

Источник: https://pravoslavie.ru/158534.html



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на апрель 2024 года

В середине весны верующие начинают готовиться к одному из главных событий для христиан — Воскресению Христову, которое мы привыкли также называть Пасхой....

Выбор редакции

Пяток 5-й седмицы Великого Поста 2024. Об акафисте Пресвятой Богородице

Песнми неусыпными благодарственно Град в бранех бодрую поет предстательницу.«Непрестанными песнями благодарный Город поет скорую Помощницу в...