Снова сесть за клавиатуру и вернуться к теме, затронутой в моей последней статье «Мастер и Маргарита – читать», меня заставил один комментарий. Не помню, кто его написал, так как я попросил удалить статью с портала по причине – видимо, мне не удалось донести свои мысли читателю. Возможно, поэтому мне написали: «Считает себя православным и призывает читать роман М. Булгакова…»
Почему Церковь не рекомендует чтение романа «Мастер и Маргарита» – об этом был первый блок моей статьи. Затем я пытался рассказать, что, на мой взгляд, не удалось раскрыть создателям спектакля «Евангелие от Воланда», и почему многие критики считают невозможным передать «дух автора» этого произведения ни на сцене, ни на экране. В третьем блоке я делюсь своим мнением с молодым поколением, питающим интерес к роману: «Перед тем, как идти на спектакль, прочтите прежде произведение, если вы ещё этого не сделали, так будет понятней и интересней». Ну, да ладно, оставим это…
Так вот, меня заинтриговало высказывание одного оппонента в комментариях, что книга Ивана Солоневича «Россия в концлагере» перекликается с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита». И тут я задумался – в чём же он заметил родство этих произведений? Для начала купил книгу в электронном виде и начал читать. Проанализировав события, описанные Иваном Лукьяновичем, и, сравнив их с происходящим на страницах булгаковского романа, первое, что мне пришло в голову – Ленин и есть тот Воланд, который писал евангелие от сатаны кровью праведников на протяжении 70-ти лет. А Маргарита – советская власть на балу у сатаны. Этот бал и описывает И. Солоневич в своей книге «Россия в концлагере» со всеми подобающими подробностями. Библейские события с позиции сатаны преподносит нам автор романа «Мастер и Маргарита». Но для чего он переплетает их с происходящим в советской России в XX веке?
Да, Церковь не благословляет к чтению роман, и я согласен с этим заключением. Первое восприятие после его прочтения – интересная захватывающая книжица мистического жанра. Но многие считают произведение Михаила Афанасиевича «шкатулкой с секретом». Этот секрет раскрыть не всем под силу, есть и ложный «шифр» к разгадке – неправильное истолкование прочитанного – остерегайтесь. Роман, как торт «Наполеон» – многослойный – на сцене и в кино возможно созерцать только верхний слой, воспринимая, как обычную мистику, но поправлюсь – интересную. Сейчас много на экранах фильмов мистического жанра и они пользуются колоссальным успехом (например «Гарри Поттер»). Но «Мастер и Маргарита» не стоит ставить в один ряд с этим чтивом. В прошлой статье я сделал акцент – как светское произведение «Мастер и Маргарита» заслуживает внимания, Церковь не призывает наложить табу на театр и кинематограф…
Но в чём сборник «Россия в концлагере» перекликается с Библейскими событиями? Солоневич описывает страшный голод, охвативший Россию в 20-30 годах прошлого века. Порой даже не ясно было, где больше умирало людей – из-за недоедания в лагерях или на воле? В книге описаны сюжеты, об изголодавшихся детях, выпрашивавших у изнеможённых от недоедания заключённых хоть что-нибудь поесть – душераздирающие сцены. Вот тут-то всё наболевшее писатель адресует вождю пролетариата, дескать, довёл страну своими экспериментами до ужаса бытия, а на картине «Ленин и дети» его представляют «добреньким – любящим деток». Солоневич сопоставляет сюжет картины, как мерзкую пародию на Евангельские события: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10: 12).
Святые отцы нас учат – кто копирует Бога с точностью до наоборот – дьявол! Взять крестные ходы с одной стороны – демонстрации с другой. Хоругвям противопоставили кумачовые знамёна. Иконам – портреты членов ЦК КПСС, и в заключение – нетленным мощам святых угодников Божиих – мумию Ленина. Это и подметил И. Солоневич, об этом и написали мне в комментариях.
Конечно же, советская власть – она тоже не случайность – это попущение Божье для нашего вразумления по нашим грехам. Золото, то есть вера, очищается огнём. Перед самой революцией святой праведный Иоанн Кронштадтский призывал русский народ и интеллигенцию покаяться, в противном случае Россия зальётся кровью – так и произошло. Все жертвы красного террора – это мученики, пострадавшие за имя Христово. Можно представить, сколько святых воинов противопоставил своему войску дьявол. Зло и ненависть – оружие, поражающее, прежде всего, своего хранителя. Революция отсеяла плевела от зёрен – кто с достоинством пронёс свою веру в Бога чрез её пламя, тот сел одесную Отца Небесного, а кто смалодушничал, тот пошёл с козлищами…
Русский поэт Сергей Сергеевич Бехтеев писал:
Блажен, кто Родину не предал,
Кто на Царя не восставал,
Кто чашу мук и слез изведал,
Но малодушно не роптал.
Я полагаю, эти строки актуальны и сегодня…
Итак, вернёмся к роману. Я не хочу делать какое-то заключение – лепить свой ярлык на произведение «Мастер и Маргарита», я просто излагаю свои мысли. То, что я посмотрел спектакль «Евангелие от Воланда», не жалею, мне интересно было узнать насколько удастся создателям постановки донести до зрителя ту атмосферу, которая витает на страницах романа. Об этом я и писал в предыдущей статье…
Если мне доведётся посмотреть постановку романа в представлении других театральных трупп, я снова пойду. Мне тоже приходится снимать кино, поэтому театр и кинематограф я люблю. В обращении к И. Сталину М.Горький писал: «Булгаков мне „не брат и не сват“, защищать его я не имею ни малейшей охоты. Но он – талантливый литератор, а таких у нас не очень много». И я присоединяюсь к сказанному.
P.S. Как Православная Церковь относится к «Божественной комедии» Данте? В рубрику «Вопросы к Татарстанскому духовенству» на сайте «Православие в Татарстане» пишет Алексей из Казани, я предлагаю фрагмент ответа редакции: «Бесспорно, Данте Алигьери является одним из величайших писателей. Неповторимый художник пера, он по праву считается основоположником литературного итальянского языка. Однако читать Данте необходимо не только специалистам, занимающимся изучением истории и культуры Италии…». Прошу заметить – никакой шумихи по поводу рекомендации читать произведение, которое противоречит Православному учению. Но Данте Алигьери – мировой классик, так же, как М. Булгаков, и читать – не значит присягать. Пока что я не ушёл в монастырь, и светская жизнь мне не чужда… Да помилует меня Господь.
Владимир Малёванный