Матушка Людмила(Иващенко Людмила Игоревна): Нужно увидеть образ через призму своего сердца...

Просмотрено: 750 Отзывы: 0

Матушка Людмила(Иващенко Людмила Игоревна): Нужно увидеть образ через призму своего сердца...

Так как писалась икона до 17 века. Это тот метод использовал Андрей Рублёв. Так сегодня пишет и матушка Людмила (Иващенко) со своими учениками. Такая технология создания иконы весьма трудоёмкая, но результат всегда непревзойдённый.

С недавних пор курс иконописи матушка Людмила преподает в Кубанском государственном аграрном университете на факультете общественных профессий. Но несмотря на небольшой срок обучения, её  ученики уже делают успехи. Совсем недавно студентка 2 курса агрономического факультета Елена Тырса заняла 2 место в номинации "Хранители культуры" в муниципальном этапе краевого фестиваля духовной культуры "Моя вера православная", проходившего под эгидой  управления по делам молодежи администрации МО город Краснодар.

На конкурс Елена весте со своей наставницей, матушкой Людмилой подготовила три работы. Первая икона – икона Архангела Михаила, Воителя Небесного и Защитника Господа. Затем это Царь Константин, первый Православный царь, которому явился Крест на небе, и глас:"Сим победиши". И образа православных Святых, супругов, которые тоже несут любовь, Андриана и Натальи.

О том, какое знание передаёт своим ученикам матушка, мы попросили её рассказать для читателей сайта kubanpravoslavnaya.ru

***

Мастерская, где обучаются иконописи студенты небольшая, но очень уютная и светлая. Вероятно, дело даже не в освещении как таковом. Скорее свет исходит от присутствия большого количество икон, а может красок и минералов, из которых эти краски изготовляют тут же... У окна студентка кропотливо и заботливо наносит краски. Идёт обучающий и созидательный процесс. Но встречают здесь с радостью.

– Вы сегодня пришли как раз в день начала росписи, – рассказала матушка Людмила, показывая на новую работу своей ученицы. Мы с осени учимся и подготавливаем к созданию иконы саму основу. Теперь Елена знает как это делается, и в следующий раз сможет гораздо быстрее это сделать уже сама.

Вообще, весь процесс создания иконы по такому принципу, занимает не меньше месяца. Сначала этап подготовки основы, того куска древесины, на который будет наноситься лик. Если икона изготавливается меньше месяца, то это уже другая технология. Это уже ближе к оформительской живописи.

– В чём заключается секрет технологии написания икон, которым Вы делитесь со своими учениками?

– Большого секрета тут нет. Основную часть знаний мы с супругом приобрели во время обучения на художественно-графическом факультете КубГУ. Там мы получили специальность преподавателя рисования и черчения. После, мой муж стал глубже изучать древнерусскую живопись, истоки которой пришли на Русь из Византии. Изучение иконы – её истории, технологии, минералогии, школ и стилей – это совместный труд с моим супругом. Тут, пожалуй, всё отличие в красках. Кроме особенной подготовки основы, которая как раз и необходима для тех красок, которые рекомендует технология, или традиция, можно сказать. Этот метод родился давно и именно так писали иконы вплоть до 17 века. Это византийская технология   и прп. Андрей Рублёв передал её нам в своих иконописных произведениях.  Здесь краски надо сделать самому. Из минералов, что даёт земля.

– Вы добываете краску из минералов?

– Минералы перетертые на граните, охра (местного кубанского происхождения), малахит, лазурит, киноварь. Киноварь раньше брали с горных разработок в станице Холмской. Сейчас они не действуют. Та, что продается в магазинах тоже хорошая, но она темнее. А наша очень яркая, красивого оттенка. Пока осталось из старых запасов немного, будем использовать. Ещё применяются титановые белила. Раньше были свинцовые, которые мы сами готовили, потом их заменили на титановые. Свинцовые белила "кушают" краски, титан же очень устойчив к внешним изменениям. Есть свои особенности весьма тонкой работы с сусальным золотом и золотой паталью. В иконе используется всё самое лучшее: золото, серебро, минералы...и молитва!

– Как происходит сам процесс нанесения красок? Есть ли какая-то особенная техника?

–Главная особенность нанесения красок заключается в том, что икона идет от темного цвета, от глины (как Господь создавал человека из глины!) к светлым тонам и краскам, к свету, к Воскресению Христову. Это не просто техника, так само выходит, не зависимо от тебя.

Наложение слоя на слой – охра, немного малахита, киноварь... Получается, что как - будто вытягиваешь лик. За один день это не пишется. И только когда все краски нанесены,  и ты увидишь, что лик начинает светиться, понимаешь, что всё, теперь уже получилось! Но сразу такое не получается, и не должно быть так. Надо потрудиться.

 Можно сказать, что во время письма иконы иконописец тоже страдает. Выводить штрих за штрихом Святой лик, это не просто работа, это созидание в поте лица. Есть ещё такое чувство, что соприкасаешься со страданием Святого, которого пишешь. Наверное, в этом и есть особенность написания иконы. Для того, чтобы прийти и заниматься иконой нужно иметь настрой души. Нужно увидеть образ через призму своего сердца.

Образ Божий  живёт в каждом человеке. Нередко этот образ приходит  человеку через какие-то мысли, либо страдания. Позволяет прикоснуться к творчеству, начать созидать.

– Расскажите, пожалуйста, о том, как Вы пришли к иконописи?

 – Сначала мы с мужем, Георгием Иващенко, получили высшее образование по специальности преподаватели  рисования и черчения  в КубГУ.  Далее супруг стал изучать икону. Библию и Евангелие к тому времени он уже читал.

В семье вера никогда не отрицалась. Мой дедушка был протоиереем, был врачом, и как рассказывают о нем, был вообще большим человеком. Мученически погиб. Крестики на теле, конечно мы в детстве не носили, но о том, что Бог есть и Он всё видит, родители говорили всегда.

Возможно в русских людях присутствует генное Православие, гены Христианства. Бывает, что даже человек отворачивается, а всё равно, по каким-то внутренним велениям не отвергает Пасху. Смотрите, на протяжении всех семидесяти лет в СССР люди всё равно праздновали Христово Воскресение, красили яйца, пекли куличи. Тайно или не очень крестили детей. Хоть "бочком", но соприкасались с верой.

Вполне естественно, если не сказать само собой и пришло к тому, что наши умения и навыки стали прикладываться к  написанию икон. Первое было это реставрация икон. Потом супруг стал писать духовные портреты. Сначала я просто была рядом, могла помогать и наблюдать весь процесс. В то время я писала акварелью храмы. Занималась и выжиганием по дереву. Первые мои церковные работы, как раз  были созданы при помощи выжигателя. Спас Нерукотворный, выженный на фанерке и нарисованный нитрокрасками...

Получается, что после того, как я написала первую свою икону, началось моё образование. Через Образ Божий я стала познавать как пишутся иконы, на практике работать с теми материалами, с которыми ранее имела дело лишь в студенческих мастерских, и то не долго.

Затем была не менее интересная роспись пасхальных яиц. Там икона в миниатюре. А после батюшка благословил меня на написание Образа Касперовской Божией Матери уже на деревянной основе, то есть благословил на создание настоящей иконы. Кстати, именно Образ Касперовской ( или Корсунской) Божией Матери когда-то первым я написала на яйце. Потом вот он воплотился в первой иконе. Батюшка тоже много писал эту икону, она стала одной из любимых в нашей семье.

Можно много говорить об этой иконе. Насколько она замечательная и необыкновенная. Меня, как художника, в иконе Касперовской Божией Матери изумляет игра рук. Игра рук просто удивительная! Вообще руки в жизни человека несут некий символизм. Художник держит кисть, от взмаха рук дирижера зависит поток музыки, язык жестов... Руки обнимают, созидают, кормят, говорят.

Удивительной была и работа над иконой Божией Матушки "Спорительница хлебов". Так получилось, что уже позже, отец Георгий (мой супруг), он по благословению Владыки открыл храм, который и по сей день действует в районе  рубероидного завода, имя которому Владыка благословил дать "Спорительница хлебов". Вот так бывает, что Святой Образ входит в нашу жизнь и проявляется в разных её аспектах.

Беседу записала Оксана Рыкова

 



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный церковный календарь на октябрь 2020 года

В октябре отмечается 107 православных церковных праздников. Церковный календарь информирует о христианских праздниках, посвященных знаменательным событиям из жизни Иисуса Христа и его матери Богородицы Девы Марии, постах и днях памяти различных святых.

Главное событие октября...

Выбор редакции

«Это кино о тебе» Беседа с Александром Запорощенко, режиссером фильма «Где ты, Адам?»

Двор Вознесенского храма на Демеевке в Киеве был идеальным местом для разговора с режиссером фильма «Где ты, Адам?» Александром Запорощенко. В калитке нас встретила веселая компания во главе с женихом и невестой, ставшими...