ОБ ОСУЖДЕНИИ

Просмотрено: 986 Отзывы: 0

ОБ ОСУЖДЕНИИ

Источник http://www.pravoslavie.ru/104698.html

Диакон Владимир Василик

 Среди пороков человеческих Церковью постоянно поминается осуждение как тяжелый грех. У современного человека, однако, возникает вопрос: а почему же нельзя осуждать? Осуждением пронизаны телевидение (была даже передача «Школа злословия»), пресса, социальные сети. Без перемывания костей кому-либо (временами добродушного, а временами и не очень) не может обойтись ни одна компания, ни одна вечеринка. По каким же причинам все же нельзя осуждать?

Первая причина выражается одним значимым высказыванием: «Вы многого не знаете, и всё намного серьезнее, чем вы думаете». Часто видимость принимается за сущность. Как точно подметил Пушкин:

Что слишком часто разговоры
Принять мы рады за дела,
Что глупость ветрена и зла,
Что важным людям важны вздоры
И что посредственность одна
Нам по плечу и не страшна.

Часто мы не только не знаем многого, но не знаем ничего. Вспоминается рассказ одного священника о своем собрате, иерее Андрее. При жизни о нем и владыка, и клирики не сказали ни одного доброго слова: считали горьким пьяницей. И действительно, был за ним этот грех. Казалось, умрет он, и проводить его в последний путь будет некому. Но на похоронах его произошло неожиданное: в далекую деревню средней полосы России съехалось более полутора сотни людей. У храма стояли десятки машин с московскими, украинскими и белорусскими номерами. У многих на глазах были слезы, люди скорбели так, будто провожали родного отца. Оказывается, у отца Андрея был редкостный дар утешения и примирения. Бывало, узнает он, что супруги хотят разводиться, вызывает к себе вначале жену: «Ты что же, раба Божия, разводиться собираешься? Закон Божий попрать хочешь? Что Бог сочетал, человек да не разлучает!» – «Батюшка, да муж меня в пьяном виде костит на чем свет стоит, кулаками замахивается». – «А ты ему в пояс поклонись да и скажи: “Прости меня, грешную”». И действительно, после такого поступка пьяная агрессия куда-то улетучивалась. А потом отец Андрей встречался с мужем и такие слова находил, что человек менялся в лучшую сторону явно и зримо. Так он десятки семей спас от распада. Вот каким человеком на самом деле был иерей Андрей.

Да, кстати, о пьяном виде. Временами видимость не соответствует сути. Вспоминаю, как однажды я торопился с одной работы на другую и поднимался по эскалатору. От усталости я довольно сильно пошатывался. Один молодой человек участливо подхватил меня под локоть и сочувственно, без тени осуждения, спросил: «Что, с дня рождения возвращаетесь?» Я ответил: «Да нет, с работы на работу иду. Ни капли сегодня не принимал». И дыхнул в доказательство. Молодой человек удивился: «А в чем же дело?» Я честно ответил: «Вымотался до невозможности».

Осуждая, мы присваиваем себе функции Высшего Судии – Самого Бога

Однако зачастую подобное несоответствие может привести к последствиям трагическим. Вспоминаю жуткую историю, как восемь лет назад в нашем районе замерз учитель, ветеран войны. Он возвращался домой, по дороге ему стало плохо с сердцем, и он упал. На снегу он пролежал 11 часов, пока соответственные службы не увезли уже его тело. Около 11 часов мимо него проходили люди, и никто не пожелал оказать ему помощь. Возникает вопрос: почему? Не думаю, что всё это были жестокосердные люди, скорее всего они оказались под воздействием известного стереотипа: раз лежит мужчина, значит – пьяный, и ничего-де ему не будет: полежит и проспится; не стоит ним связываться. А откуда взялся этот стереотип? От верхоглядства и осуждения. И жертвой его в данном случае стал весьма достойный человек.

Вторая причина, почему Церковь считает осуждение тяжким грехом: осуждая, мы присваиваем себе функции Высшего Судии, то есть Самого Бога. Как говорится в одном житийном памятнике: «Люди взяли себе суд Мой». Иными словами, осуждающие ставят себя на место Бога. Как называются такие персоны на политическом языке? Правильно, самозванцами. Что полагалось самозванцу в Московской Руси? Верно, смертная казнь. Известно, что мир будет судить Иисус Христос – Сын Божий, Логос, вторая Ипостась Святой Троицы. А как называются люди, которые ставят себя на место Христа? Правильно, антихристами.

Диакон Владимир Василик

 



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на апрель 2024 года

В середине весны верующие начинают готовиться к одному из главных событий для христиан — Воскресению Христову, которое мы привыкли также называть Пасхой....

Выбор редакции

Пяток 5-й седмицы Великого Поста 2024. Об акафисте Пресвятой Богородице

Песнми неусыпными благодарственно Град в бранех бодрую поет предстательницу.«Непрестанными песнями благодарный Город поет скорую Помощницу в...