Слово «христиане» в наше время носит довольно-таки размытое определение. Множество всевозможных течений, общин, сект, католики, православные и т. д. - все считают себя христианами. Святыни, о которых я берусь говорить, относятся к раннехристианскому периоду. В то время последователи Иисуса Христа ещё не делили себя на католиков и православных, а были едины в своём учении. Сказать, что речь пойдёт о православных святынях, было бы неправильно. Поэтому я начну всё по порядку.
Не будет длинных вступлений, сразу перейду к событиям. Я и моя супруга Ольга решили отдохнуть в Турции. Прежде нам не доводилось там бывать. Обычно я предпочитаю совмещать приятное с полезным – другими словами, уделять немного времени для паломничества по христианским местам. Из предложенных нам вариантов выбор пал на город Кушадасы, расположенный на юго-западе Турции. Интернет поведал, что там поблизости есть древний город Эфес, в окрестностях которого расположен храм Иоанна Богослова и его место погребения, а так же пещера семи эфесских отроков и темница апостола Павла. По прибытии в Кушадасы мы заселились в отель и ознакомились с предлагаемыми нам турами на русском языке. Признаюсь, сразу же пришлось разочароваться: в списке экскурсий не было ни одного объекта мною вышеперечисленных. Как быть? Что делать? К сожалению, мы не знаем ни турецкий, ни английский языки. Купив за сто долларов билеты на экскурсию в Эфес, решили, что на обратном пути разузнаем у гида, где находится могила Иоанна Богослова и как к ней добраться, а в отель вернемся на общественном транспорте. Так и сделали.
И вот мы на развалинах евангельского Эфеса.
Наш экскурсовод турок прекрасно владеет русским языком и профессией. И всё же чувствовалась, предвзятость в его подаче информации, он вёл нас по руслу истории, не всегда совпадающему с мировыми источниками.
В основном путешествие в прошлое было интересное, если не учитывать акцентирования гида на то, что все древние надписи в Эфесе сделаны на латыни. Не нужно быть лингвистом, чтобы увидеть вокруг себя так же плиты, сплошь исписанные греческими буквами, и изображения византийских крестов, о существовании которых вообще умалчивалось. На выходе из Эфеса нам показали театр под открытым небом вместимостью 20 тысяч человек. Здесь проповедовал апостол Павел. Его так и назвали – театр святого Павла. В нем полным ходом шли «реставрационные» работы. Оказывается, недавно популярный британский музыкант Стинг попытался дать в этом театре концерт, но ему это не удалось осуществить. От мощного звука акустических систем со всех сторон посыпались камни – концерт отменили. Теперь с помощью бетона укрепляют всё строение, на сцене укладывают большие мраморные плиты, чтобы в дальнейшем не было проблем при выступлении рок-звезд.
И вот мы движемся к следующему объекту нашей экскурсии – это дом Девы Марии. Рассказ о нем мы выслушали с особой осторожностью. Оказывается у девочки-стигматика (по-моему, из Германии) были видения и, согласно её описаниям, это строение является ничем иным, как последним жилищем Пречистой. Сторонники этой версии так же утверждают, что вероятнее всего здесь, а не в Иерусалиме, закончила свой земной путь Богородица. «Все западные церкви, и вместе с ними константинопольская в лице Варфоломея I, дали свое «благословение» на посещение этого дома, – так заверил нас гид – РПЦ пока что не присоединилась к ним», – продолжал наш путеводитель.
И вот мы подъехали. У входа вышеупомянутого объекта – небольшой рынок. Все вещи предлагаемые туристам – хозяйственные сумки, открывалки, брелоки и т.д. – имеют копию изображения Богородицы с иконы, которая находится в «её доме». Ещё были вымпелы с ликом Богородицы, внизу к ним прикреплены кресты, а к ним гирлянды оберегов, в виде множества глаз, изготовленных из синей керамики.
«Кощунство» – это ещё мягко сказано. Идём далее: у входа в дом – очередь. Выстаиваем её. В прихожей большая фотография Анны – девочки-стигматика, которая в бессознательном состоянии не известно по чьей воле указала это место. Далее, ближе к выходу с левой стороны на стене висит икона Богородицы. Перекрестившись, выходим из помещения. Но это ещё не всё. Следующие очереди туристов стоят к «святым» источникам. Их четыре – здоровья, богатства, любви, а четвёртый подарит вам все блага мира сразу. Гид, шутя, назвал его коктейлем. Ну и далее: стена у источников вся заплетена записочками с просьбами к Деве Марии. Что здесь происходит? Может быть, вся близлежащая местность находится под невидимым влиянием языческой богини Артемиды, так как развалины её храма находятся здесь же неподалёку. Но и они не включены в туристические маршруты. Почему?
Честно отработав свое время, экскурсовод препровождает нас к автобусу, и мы движемся в обратном направлении. В городке Сельчук мы с Ольгой вышли из автобуса. Гид указал нам направление, в котором нужно идти. Далее путешествие продолжили пешком. Метров через двести повернув за угол, мы увидели останки храма Артемиды. Высокая арка с гнёздами аистов – захватывающее зрелище. Поодаль от арки небольшие раскопки – с десяток колонн.
И это всё, что осталось от величественного чуда света. Но нас руины капища не интересовали, не для того мы сюда ехали. Пройдя вверх метров сто, нашему взору предстал вход в церковь Иоанна Богослова. «Объект находится под охраной ЮНЕСКО» – написано на табличке. Отдав 16 турецких лир за двоих, проходим через контроль, точно такой же, как в аэропорту, турникет и всё прочее. Попав на территорию древнего объекта, мы осознаём масштабы и грандиозность строения христианской святыни. Не по этому ли не показывают одно из семи чудес света храм Артемиды, ведь тогда придётся внести в туристический маршрут, расположенный по соседству храм апостола евангелиста Иоанна Богослова – любимого ученика Иисуса Христа.
Во всех православных храмах у распятия Спасителя – изображение Богородицы и Иоанна Богослова. Напомню, что это один из учеников Иисуса Христа, не принявший мученической кончины. Господь во время своих крестных страданий поручил ему заботу о своей Матери. Всем нам так же известно откровение Иоанна Богослова – Апокалипсис. Можно ещё много говорить и говорить о святом муже, ведь он очень значимая фигура в Православии.
Сняв защитный колпачок с объектива своего фотоаппарата, я увлечённо принимаюсь запечатлевать всё и вся. И вот, наконец-то в моем ракурсе эти долгожданные четыре колонны – место погребения апостола. Я передаю фотокамеру в руки супруге, а сам припадаю к могильной плите, молитвенно обращаясь к святому. Осмотрев захоронение и не найдя на нём ни малейшего крестика, я начинаю чувствовать себя тайным христианином. Поднявшись, продолжаю осматривать античное строение. Откуда ни возьмись, ко мне подходит бродяга и приглашает в коридорчик, полукругом опоясывающий алтарь. Там он ладонью смёл мусор с пола и указал на сохранившуюся мозаику. Очевидно, мне было предложено сколоть несколько фрагментов на память, но это не входило в мои планы. Тогда он достал из внутреннего кармана салфетку, в которую были завёрнуты две медные монеты. Одну из них подал мне. Изображение чем-то напомнило мне Кесаря, но я не нумизмат и утверждать не буду. Судя по жестам, мне предлагалось её купить. Вернув антиквариат хозяину, я пояснил, что мне не нужны проблемы и покинул его компанию. Позже, бродяга издали показывал мне небольшой, круглый кусочек мрамора и причитал: – «ноу проблем». Я отвернулся и занялся фотографированием интересующих меня объектов. Что же это было – провокация? Платный вход на территорию через турникет и бродяга – нестыковка получается…
Сердце кровью обливается! Почему нам не показывают, не побоюсь назвать «православные святыни»? По-моему, другим до них просто дела нет.
Для сравнения мне припомнился Бахчисарайский дворец в Крыму – огромное количество туристов разных вероисповеданий, интересные экскурсии. Я православный человек побывал в нем и выслушал захватывающий рассказ гида. После посещения дворца мы сидели напротив в кафе и пили кофе. Хозяин заведения – татарин - сообщил нам, что В. В. Путин выделил средства на реставрацию мусульманской святыни – вот это по-нашему.
Мне кажется, сейчас на фоне укрепления торгово-экономических отношений между Россией и Турцией, было бы уместно проявить обоюдную толерантность к нашим религиям…
Владимир Малёванный