Свой офис я называю «келья» потому, что превратил его в своеобразный музей. В офисе среди экспонатов можно увидеть: копье скифов 11 век, швейную машинку «Singer» 1877 года, деревянную прялку и многое другое. Но основные мои экспонаты – иконы (есть довольно-таки ценные экземпляры), а также фотографии в рамках из паломнических поездок.
В середине июня этого года мой скромный офис-келью посетили мои старые знакомые. Гостьями были монахини, правда, я не помню из какого монастыря – откуда-то из центральной России. Уже как бы по традиции они каждый год заезжают ко мне в гости, пока мы пьём чай, их старый авто ВАЗ 2110 у меня в автомастерской приводят в порядок. В келье на стене повыше дивана висит фотография патриарха Иерусалимского и Палестинского Феофила III, сделанная мною у него на приёме в 2010 году. О нём и зашёл разговор, я вспомнил, как патриарх благословил меня иконкой Богородицы «Иерусалимская». Вот тогда монахиня Анфуса и предложила мне: «А почему бы вам не написать сборник вот таких коротеньких историй, происходящих в ваших паломнических путешествиях?» Мне в голову сразу пришло название будущей книжки – «Записки паломника». Загуглил – море таких названий, поэтому остановился на версии «В ракурсе паломника».
Встречайте, вы будете свидетелями рождения новой книги, возможно, когда-то я издам её бумажную версию… Ну, а пока я начинаю её писать. Итак, история первая «Бог ближе к нам, чем наша рубаха».
Бог ближе к нам, чем наша рубаха
I
Мерзкая промозглая влага поливала с серого осеннего неба, напитывая без того раскисшую грунтовую дорогу, таинственно петляющую под кронами лиственного леса, раскинувшегося в горах Кавказского хребта. Вцепившись в баранку своего внедорожника, я нервно вдавливал педаль тормоза в полик. Мой стальной монстр, судорожно подрагивая, плавно сползал с косогора. Мысли путались в голове, мне срочно необходимо было что-то предпринять. Каждая секунда приближала развязку ситуации не в мою пользу. Но что же можно предпринять в данном случае?
Я возвращался со съёмочной группой из православного реабилитационного центра, расположенного в горах Апшеронского района. Проскочив болотистую впадину, мой «следопыт» немного не дотянул до вершины косогора по причине несоответствия покрышек с бездорожьем. Машина сползала влево вниз, постепенно удаляясь от колеи, направляясь к более глубокому месту грязевой топи. Мгновение, и решение принято – я включаю заднюю передачу и нажимаю педаль акселератора. Машина весом двадцать пять центнеров рванула назад вниз, цепляясь за скользкий косогор – Pathfinder немного выровнялся, но всё же до колеи не дотянул. И вот я на исходной позиции внизу, сзади крутой подъём, и впереди ещё больше с уклоном влево – разгон брать негде. Машина буквально на глазах стала оседать в грязь. Множество вариантов выхода из создавшейся ситуации метались в моём мозгу, взгляд рыскал по сторонам, ища свою спасительную соломинку. На мгновение он остановился на приборной панели «Ниссана», на которой был закреплён каменный иконный триптих: Спасителя, Богородицы и Николая Угодника. Ну, конечно же, Святой Николай – он поможет нам. Всё происходило в считанные секунды, думать было некогда, авто засасывало в тину.
«Немедленно все покиньте машину, возможно, мы опрокинемся на подъёме», – скомандовал я. Двое человек выскочили за борт в грязь, а оператор остался на пассажирском сидении. Взмолившись святому, я включил блокировку колёс и топнул на педаль газа. Очнулся, когда автомобиль уже находился наверху, примерно такое же состояние я испытывал, когда в первый раз прыгнул с парашютом. С того момента, как я шагнул с борта вертолёта в бездну, до открытия шёлкового купола, я, словно пребывал в бессознательном состоянии. Точно так же было и сейчас, немного успокоившись и отдышавшись, я попробовал продолжить свой путь. Через метров пять авто стянуло в канаву между лесом и трактом – японский вездеход плавно прилёг на бочок. Но здесь мы уже находились в горизонтальной плоскости, и машина не проваливалась в жижу, поэтому суеты не было. Спокойно насобирали брёвен и напихали их под 18-е «тапки» - колёса. Соорудили систему рычагов, и каждый стал выполнять поставленную перед ним задачу. Как гласит старая украинская пословица: «Гуртом и батька добро бить». Мне почему-то кажется это шуточная прибаутка, так как отца бить толпой не совсем этично…
Одним словом, мы выбрались на ровную дорогу и уверенно двинулись в сторону дома. Был один неприятный казус – когда выталкивали транспорт из канавы, одному из участников нашей экспедиции грязью из-под колеса залепило глаз. Пострадавший был по профессии доктор, и под его чутким руководством из полторашки я помог промыть ему глаз. В первом же населённом пункте (это был Белореченск) мы нашли аптеку, купили в ней капли, мазь, и врач сам оказал себе медицинскую помощь.
Осенний дождь поливал, как из ведра, наш проводник жил рядом и пригласил к себе домой, сделать привал перед дальней дорогой. Доктору и оператору Николай (наш гид) дал сухую одежду. Помывшись под краном, мы перекочевали под навес за стол, где горячий чай немного вернул всех к жизни.
– Я думал, что вы перевернётесь, – пережёвывая бутерброд с адыгейским сыром, как бы что-то взвешивая, первым завёл беседу хозяин дома. Запив чаем, он продолжил: – Вы, как эквилибрист на канате, нависший над пропастью, на двух колесах выскочили наверх. Покрышки ребром вгрызались в раскисшую глину, оставляя позади борозду, это и не давало машине сползти в болото.
– А в моей памяти этот момент не отложился, я помню только, как включил блокировку и нажал на газ. Следующая картинка – я в машине наверху…
Слава Богу – Отче Святителю Николае, моли Бога о нас!
Владимир Малёванный