Стихи, которые воспитывают душу: о трех малоизвестных советских поэтах

Просмотрено: 41 Отзывы: 0

Стихи, которые воспитывают душу: о трех малоизвестных советских поэтах

Детям чаще всего читают сказки и рассказы. Да, в определенные моменты малышей знакомят с произведениями Барто и Михалкова, сказками в стихах Чуковского и Маршака, потом Пушкина. Но вообще детское чтение – преимущественно проза.

Поэзия очень важна. Она развивает слух и речь, учит заглядывать внутрь себя и любоваться миром

Между тем поэзия очень важна. Она развивает слух и речь, учит заглядывать внутрь себя и любоваться миром. Хорошие стихи часто написаны о мелочах. Но в глазах поэта эти незначительные происшествия и явления становятся важными. Такому взгляду на мир стоит научить детей.

Я хочу рассказать о трех малоизвестных детских поэтах. Их стихи вы точно найдете в библиотеках, они нечасто, но переиздаются. При этом мало кто их читает. А зря: это талантливые, глубокие, добрые и очень красивые произведения.

Георгий Ладонщиков – о красоте обыденного труда

    

Георгий Афанасьевич был большим тружеником и большим поэтом. Это заметил Самуил Маршак в тех обстоятельствах, когда люди обычно о поэзии не разговаривают. Самуил Яковлевич пригласил домой чинить телефон мастера. А мастер – деревенский паренек, тринадцатый ребенок в семье, фронтовик-связист – оказался поэтом. Он, правда, смущался, свои стихи даже близко к маршаковским не ставил, но тот уговорил его задуматься о поэзии всерьез. И не ошибся: Ладонщиков стал большим и плодовитым мастером слова.    

    

Он много писал о труде. Заразительно, хоть и спокойно, рассказывал детям, как здорово уметь что-то делать руками. Показывал картинки: мальчишки, которые делают сами себе игрушки, а могут и не игрушки, взрослым просто нужно подтолкнуть, объяснить.

Труд у Ладонщикова – это поэзия. И вот доказательство.

Терпеливо, долго
Вышивает Катя
Разноцветным шелком
Для сестренки платье.

Кажется, что вышивка
Скоро оживет.
На вышивке из рыжика
Синичка воду пьет.

У стихов Григория Афанасьевича словно бы приглушенная интонация. Они негромкие, в них нет сложных заковыристых образов, выкриков, громких заявлений. И говорят они о небольшом, частном, не всегда заметном. Но в этом и кроется суть жизни. Например, в понятии «малая Родина», когда почувствуешь его сердцем.

Холмы, перелески,
Луга и поля –
Родная, зеленая
Наша земля.

Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.

И понял, что это
Раздолье полей –
Частица великой
Отчизны моей.

О войне Ладонщиков писал мало. Как многие фронтовики, носил эту боль в себе, не распространялся о подвигах, потому что видел их цену

А вот о войне Ладонщиков писал мало. Как многие фронтовики, носил эту боль в себе, не распространялся о подвигах, потому что видел их цену и понимал: в первую очередь война – это труд, боль и грязь. Не хотел рассказывать об этом детям.

Но если вы, как и я, в вечных поисках хороших стихов о войне для детей, то вот небольшое, но какое-то очень теплое, иллюстративное и спокойное.

Растаял утренний туман,
Красуется весна…
Сегодня дедушка Иван
Начистил ордена.

Мы вместе в парк идем встречать
Солдат, седых, как он.
Они там будут вспоминать
Свой храбрый батальон.

Там по душам поговорят
О всех делах страны,
О ранах, что еще болят
С далеких дней войны.

Походы вспомнят и бои,
Окопный неуют,
И песни бравые свои,
Наверное, споют.

Споют о мужестве друзей,
Что в землю полегли;
Споют о Родине своей,
Что от врагов спасли.

Спасли народы разных стран
От рабства и огня…
Я рад, что дедушка Иван
Берет с собой меня.

Удивительно, как советские поэты умели походя, завернув в изящную шутку свои слова, учить ребят нравственной жизни. Это серьезные уроки, которые не превращались в дидактику, а оставались поэзией – мелодичной и легкой, веселой и доброй.

Зайчиха, сидя у пенька,
Учила шустрого сынка:

– Будь смел, не хвастай и не ври!
Чужой капусты не бери!

Не жми при встрече волчьих лап!
Не обижай того, кто слаб!

Не смейся над чужой бедой!
С голодным поделись едой!

Обидных кличек не давай!
Осла глупцом не называй!

Еще запомни сын: неловко
Дарить мышонку мышеловку,

Лисе – капкан, ершу – крючок,
А поросенку – пятачок!

Михаил Садовский – о силе доброты и радости в простоте

    

Михаил Рафаилович Садовский – поэт, писатель и драматург, москвич. Он написал множество рассказов, очерков, эссе, пишет и сейчас. Более ста пьес, которые он создал, были поставлены в восьмидесяти советских театрах: представляете, сколько ребятишек с замиранием сердца смотрели на поднимающийся занавес и аплодировали актерам?

Фото: labirint.ru Фото: labirint.ru     

А еще Садовский написал множество стихотворений. Если вы родились в советское время (или даже раннее постсоветское), скорее всего, вы их знаете.

Например, «Лесные бусы» – о том, как сделать маме украшение из ягод и орехов. Здесь поэтичен не только слог, но сама суть рассказа: в ней лирика детства, любви, заботы и лета.

Хочу лесные бусы
Я маме подарить,
Они не продаются,
Их надо смастерить.

Я вдену паутинку
В сосновую иглу,
Иголкой землянику
Душистую проткну,

Потом найду чернику,
Но в рот не положу,
Поближе к землянике
Чернику усажу.

Потом орех прохладный
На тропке подниму,
А следом желудь желтый
Подвинется к нему,

Потом найду рябину
И все начну опять:
Багряный, черный, желтый
Низать, низать, низать.

Я сделаю застежку
Из мягкой бересты,
Такие бусы маме
В лесу найдешь и ты.

Или, например, стихотворение об утре. Каждый – и большой, и маленький – легко может себе представить эту картину: лежишь в нагретой уютной постели, вроде бы спишь, а вроде бы слушаешь звуки дома, ветер за окном и мамины тихие шаги. Знаешь порядок ее действий, легко представляешь себе их с закрытыми глазами. И он этого хорошо и спокойно. Мама рядом – все в порядке.

Когда начинается утро?
Когда просыпается ветер
И сонные листья колышет,
И флюгер скрипучий торопит?

Когда начинается утро?
Когда просветляется небо,
И птицы, качаясь на ветках,
Свои голоса проверяют?

Когда начинается утро?
Когда появляется солнце
Вдали над верхушками елок
И в окна без спроса вбегает?

Нет-нет.
Начинается утро,
Когда просыпается мама,
И ведра гремят у колодца,
И щепки трещат в поддувале…

Потом просыпается ветер
И сор во дворе подметает.
Потом разгорается небо
И лампу ненужную гасит.

Потом появляется солнце
И день начинает.

И герой стихотворения, и читатель понимают: доброта – главное, порядок в доме – уже после нее

Мама в стихотворениях Садовского всегда ласковая, спокойная, молчаливая и несуетливая. И мудрая. Наверное, многие помнят историю про зверей, что словно бы случайно появлялись в доме, и мама всех принимала, и кормила, и при этом еще иронизировала – беззлобно совсем. Так, что и герой стихотворения, и читатель понимают: доброта – главное, порядок – уже после нее.

Я как-то в дом принес щенка,
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу.

– Ну что ж, – сказала мама, – пусть
Он поживет немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдется супа ложка…

Я во дворе нашел потом
Котенка чуть живого,
Его принес я тоже в дом,
Сказала мама снова:

– Ну что ж, – она сказала, – пусть
Он поживет немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдется каши ложка…

Я под гнездом нашел птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.

– Ну что ж, – сказала мама, – пусть
Он поживет немножко,
В глазах его такая грусть!
Найдется хлеба крошка…

Однажды я принес ежа,
Ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.

Сказала мама: «Пусть живут.
В квартире так чудесно,
А если потесниться тут,
и нам найдется место!»

Есть у Михаила Рафаиловича удивительная сказка о слоне. Ему снится Африка, а он живет в зоопарке. Поэт описывает долгий красочный сон, множество тропических животных и фруктов. А потом слон просыпается и снова видит клетку.

Заканчивается сказка удивительным пассажем – очень редким и важным в детской литературе. Автор говорит о том, что можно и нужно пожертвовать удовольствием, если другому оно причиняет боль. Он словно бы не сомневается в своих читателях. А это так важно – хоть иногда не сомневаться в детях.

И если б узнали ребята,
Что слон
Увидел такой
Замечательный сон,

Сказали бы:
«Мы проживем без слона!
Ведь так ему Африка эта
Нужна!»

Юрий Кушак – о том, как увидеть волшебство в обыденном

    

Юрий Наумович Кушак по образованию был педагогом, по призванию – поэтом, переводчиком, а еще моряком. Его судьба сложилась так, что он служил на эсминце «Иосиф Сталин», а потом долгое время – в Североморской флотской газете. И детям в своих стихах рассказывал о море. Но не только. Говорил о жизни, сочинял сказочные истории, смеялся и шутил. А за всей этой легкостью и хохотом стояли важные вещи. Вот что, например, говорил Юрий Наумович в интервью:

«Я считаю, что ребенок, открывая для себя мир, должен узнавать о добре, милосердии, сочувствии, отваге».

А еще:

И кто только первый придумал, что с детьми надо говорить на особом, простеньком языке? Я совершенно не согласен

«И кто только первый придумал, что с детьми надо говорить на особом, простеньком языке? Я совершенно не согласен. С детьми можно и нужно говорить на нормальном языке. Только язык этот должен быть чистым и образным. И еще – говорить можно обо всем, даже о смерти».

У Юрия Наумовича особенная поэтическая интонация: легкая, словно бы с усмешкой. Он загадывает читателям загадки, шутит с ними шутки и совсем незаметно учит их быть хорошими людьми. А еще учит замечать красоту мира – даже если играет.

Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,
Тот и рад наклониться,
А имя дала мне
Родная землица.

Есть важная черта, которая отличает хороших детских поэтов – они чувствуют и понимают детей. Но при этом словно бы замечают только лучшее в них. И пишут о том, как видит мир еще не взрослый человек, минуя или с мягкой иронией отстраняясь от всего порочного. И это не уход от правды в мечту, нет – это демонстрация лучшего, что может быть в ребенке – и в жизни. Поэзия акцентирует внимание на доброте и радости, и это правильно.

Мы снежную бабу
Слепили вчера,
И шляпа у бабы
Была из ведра,

А нос – из морковки,
А руки – из палки,
Метла – из метлы,
А коса – из мочалки.

Но только домой
Разошлась детвора –
Чихнула она
И сказала: «Пора!»

Ах, как она мчалась
С горы ледяной,
Консервную банку
Гоняла метлой,

Ловила снежинки,
Как бабочек, шляпой,
Коса развевалась
За снежною бабой!

Мы снежную бабу
Искали с утра.
Нашли мы ведро
Посредине двора.

Нашли мы метлу
Возле старой беседки,
Морковку в снегу,
А мочалку на ветке.

Одни удивились:
– Вот это дела!
Другие сказали,
Что вьюга была.

И вскоре про случай печальный
Забыли
И новую снежную бабу
Слепили.

И только мальчишка один
Не лепил:
Он прежнюю
Снежную бабу любил.

    

Еще у Юрия Наумовича есть чудесная «Почтовая история». В ней рассказывается о том, как белые полярные и бурые лесные медведи посылали друг другу письма и посылки и очень жалели далеких собратьев, считая их несчастными. Когда читаешь эту сказку малышам, радостно удивляешься: как просто, здорово, задорно и увлекательно здесь говорится о том, насколько мы все разные, и как важно уважать и любить в ближнем его отличие от других.

***

Эти стихи помогают воспитывать добрых, чутких, отзывчивых людей, которые замечают красоту вокруг и умеют радоваться тому, что дает им Бог

Выбор детских книг сегодня огромен. Среди них много хороших, талантливых. Много увлекательны и ярких. На их фоне иногда теряются негромкие стихи не самых известных советских детских поэтов. Но вы не теряйте их: они помогают воспитывать добрых, чутких, отзывчивых людей, которые замечают красоту вокруг и умеют радоваться тому, что дает им Бог.



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на июль 2024 года

В июле в церковном календаре нет ни одного праздника, посвящённого жизни Христа. Но это не значит, что для православных этот месяц менее значим, чем другие. В...

Выбор редакции

Святая Великая княжна Ольга Николаевна Романова (1895–1918)

3/16 ноября 1895 года у Императора Николая II и его супруги Александры Федоровны родилась дочь – Великая княжна Ольга Николаевна. Венценосные родители...