
Сегодня на нашем сайте мы начинаем публиковать произведения Елены Олейник
Елена – поэт, прозаик, эссеист, православный журналист, член Союза
журналистов России с 1982 года.
Публиковаться начала с 15 лет. Работала в госкомитете по телевидению и радиовещанию, была
старшим редактором сатирической радиопередачи, затем помощником
председателя госкомитета (Таджикистан). С 90-х годов в
Новосибирске работала корреспондентов 32-полосного еженедельника
"Молодость Сибири", обозревателем регионального еженедельника
"Деловая Сибирь" и пр. Выпустила книгу юмористических миниатюр
"Человек без очереди", участвовала во всесоюзном семинаре
писателей-фантастов в Дубултах, где повесть "Восьмой виток
спирали" отмечена в числе лучших и выпущена московским издательством
"Молодая гвардия". Издан также сборник стихов "Поверьте женщине",
философско-фантастическая повесть "Спаситель".
Воцерковлена с 2009 года. С 2010 года живёт на Кубани, на хуторе Чекон, г-к Анапы,
где написаны сборники стихов "Высокий берег", "Иду в Иерусалим",
"Пою Богородице", готовится диск с новыми песнями, которые Елена сама
пишет и исполняет, есть замыслы и в прозе. Совместно с
мужем, известным прозаиком Николаем Курочкиным, написан
автобиографический роман "Авантюрист" , 1-я часть которого уже
вышла в "Библиотеке дальневосточного казачества".
ПОЧЕМУ ТЫ НЕ ХОДИШЬ В ЦЕРКОВЬ?
- Почему ты не ходишь в церковь?- как-то спросила я свою подругу, искренне считающую себя верующим, православным человеком. Она хорошенько подумала, и назвала мне несколько "важных" причин и возражений, которые нынче часто приходится слышать от самых разных людей, и порой не бывает возможности ответить им, торопящимся по делам суетным или возразить достаточно подробно. Это я и попробую сделать сейчас - с Божьей помощью, отвечая на утверждения, кажущиеся моей подруге неоспоримыми.
- " Лучше молиться дома, своими словами, как чувствуешь…"
- Очень многое теряем мы все, кто редко или вовсе не посещает Храм Божий. Сегодня это единственное место, где мы можем укрыться от непогод жизни и нравственной грязи. Храм - подобие неба на земле, где таинственно и непостижимо пребывает сам Господь, где, как сказано в песнопении, " Невидимо Силы Небесные служат".
Еще в 1913 году предостерегал прихожан протоиерей Григорий Дьяченко: " Помни, что кто, не держась церковного порядка, хочет руководиться в делах духовной жизни только своим разумом или обращается к непризнанным учителям, тот сознательно или бессознательно отчуждается от Церкви Божией; он близок к опасности подвергнуться в обольщение от диавола или людей, совращенных с пути истины и добра. Отсюда расколы и секты, неправые толки и суеверия, противные христианской жизни и чистоте, без которых нельзя наследовать жизни вечной".
Увы, и сект, и "семинаров" всяческих мы имеем нынче в большом количестве. Открываем наугад очень многотиражную газету: реклама о "посвящении в космоэнергетические каналы". Кто будет вас посвящать - новоявленные "профессора" космо- и прочей белибердоэнергетики, придумавшие сей неграмотный бред?
Зато ты прочла, полюбопытствовала - и вот ты уже там, потом - еще где-нибудь. Могут и с моста заставить прыгнуть - как сектанты из "Радостеи". А в церковь - с горечью усмехаются батюшки - на Пасху -куличи посвятить, да на Крещение - святой воды в бутылки набрать. А в остальное время - сами, да вот - с Богом ли?
- Что я там буду делать, среди богомольных старушек неловко себя чувствовать?
- А здесь ты сильно ошибаешься. Сейчас среди прихожан почти всех наших храмов преобладает молодежь и люди среднего возраста. Меня саму поначалу поражало, что на Литургии в храме, который посещаю, более трех четвертей молящихся - молодые, и лишь одна -пожилые. Детишек часто причащают, сами причащаются - до сотни причастников бывает по праздничным и воскресным дням, хотя прийти к этому непросто - нужна трудная духовная подготовка и искренняя исповедь.
Да и служит в храмах сейчас большинство молодых людей, выпускников духовных школ, институтов, семинарий. Пошел народ к Богу - хотя бы за это должны мы быть благодарны властям, которых за многое другое ругаем непрестанно. А ведь еще наше поколение крестили тайно, боясь заработать выговор по партийной линии, а если ты замечен был в храме - на карьере ставили крест.
Может, поэтому не так много было верующих среди старшего поколения атеистов.
- " Буду еще я кормить священников, которые трудиться не хотят и поэтому в храм пошли!"
- Тебе, наверняка, известно, что профессия журналиста по праву считается одной из самых тяжелых и вредных для здоровья. Но, когда узнаешь поближе, как трудятся в церкви - "труждаются" - все остальные занятия кажутся просто игрой в работу.
В разных храмах -по-разному, но, в-основном, суточный круг богослужений начинается с 5-6 вечера, затем служат повечерье на сон грядущий, полунощницу-в полночь, утреню и первый час - всенощное бдение, накануне воскресных и праздничных дней. Утром и вечером - ранняя и поздняя Божественная Литургия. Между богослужениями священники совершают церковные требы - молебны, панихиды, освящения домов, машин, исповеди и Причастие болящих, обряды Крещения, венчания, отпевание, беседуют с теми, кто пришел за советом к духовнику. Бывают дни, когда батюшки даже постного поесть не успевают. Удивляешься только, как, после, например, соборования - помазания елеем по семь раз большого количества болящего народа - батюшки еще находят силы служить вечерню - знать, дает Бог!
Даже на свечах непросто в храме работать - кружиться с 6 утра до 8 вечера и долее, как волчок, еле успевая заменить догорающие свечи, обжигая пальцы и одежду, с трудом выковыривая залитый кем-то "для крепости" воск. Ведь даже свечу мы не умеем правильно ставить - а туда же, судить и обличать других беремся, не зная ничего толком об уставе церковной жизни.
- Я сам(а) - частица Бога, он у меня в душе. Как же Он может меня наказывать? А в неприятностях повинны неверные психологические установки, типа: " Я не встречаю здесь, в своем городе хороших людей". Ангел слышит - и выполняет ваше пожелание".
- Это твое заблуждение опасно вседозволенностью, с помощью которой легко можно впасть в грех гордыни. Как я захочу - так и будет. Сделаю "правильную установку" - и буду жить хорошо, себя не обижая. Кто же определяет мерило правильности? Да сама я и определяю. А потом докладываю Ангелу, который все исполняет, словно джинн из бутылки.
Случайно ли получилось такое сравнение? Ведь Господа, как и Ангела-Хранителя своего просят в молитве, при этом отдавая себя в его волю - " да будет на то воля Твоя". Только Он может предвидеть все последствия наших действий, определить их пользу и вред для души нашей. И, как строгий, но ласковый Отец, наказать непомерно расшалившегося ребенка, чтобы не отклонялся в очередной раз от пути истинного. А нынешние "философы" и "целители" придумали Ангела, который безоговорочно исполняет все наши пожелания. Так и хочется вспомнить поговорку о "бесплатном сыре, который бывает только в мышеловке". Не все Ангелы, как известно, Божии…
Поразительно точно сказал об этом святитель Тихон Задонский:" Когда отец оставляет сына без наказания и попускает ему по своей воле жить, то видно, что отринул его от себя. Так, и когда Бог оставляет человека без наказания, то это есть знак отвержения его от Божией милости; и не иное что такому последует, как терпеть на себе вечный гнев Божий."
- " И вообще, наши славянские корни - в язычестве. Надо глубже копать, разбираться…"
- Надо. Дачники, например, знают, какие у хрена корни глубокие - так оплетут, что не дадут на сотках заветных ничему полезному вырасти - если вовремя их не выкорчуешь. Такие же корни и у заблуждений наших, во многом происходящих от недостаточной исторической образованности и самонадеянности. Как заметил по этому поводу настоятель Собора Александра Невского отец Александр Новопашин: "Язычество - это давно истлевший сорняк, потому что в нем нет жизни, нет любви. Язычество - это не прыжки через костер, не сжигание чучел и не пускание венков по течению реки. Язычество - это безумные ритуальные пляски в обнаженном виде и сумасшедшие оргии, язычество - это человеческие жертвоприношения, язычество - это поклонение духам, бесам. Язычество и самопожертвование полностью исключают друг друга. Такое благородное чувство, как милосердие к поверженному врагу, в язычестве исключено. Язычество мертво, оно ничего после себя не оставляет, и, если посмотреть вокруг, то языческие верования остались лишь в небольших, рассеянных по окраинам земли племенах".
Жаль, что в рамках одной статьи не хватает мне места для всех аргументов. Да они и не нужны будут - когда ты действительно придешь в Храм Божий и в общей молитве почувствуешь, как раскрывается Ему навстречу сердце твое.
Елена Олейник
Ирина / 12.02.2020 17:55