
Обрезание Младенца Христа было совершено в соответствии с законом, который был установлен для еврейского народа Самим Богом (Быт. 17, 10-14; Лев. 12, 3). По этому закону каждый еврейский мальчик должен был быть обрезан на восьмой день после своего рождения в знак Завета Бога с праведным Авраамом и его потомками.
О самом же Обрезании Господнем упоминается в Евангелии от Луки (Лк. 2, 21).
В церковный календарь праздник вошел в IV веке. Канон ему был написан преподобным Стефаном Савваитом.
Также 14 января Православная Церковь чтит память одного из самых известных святых отцов, входящего в число Великих Каппадокийцев, богослова и проповедника Василия Великого.
Источник: https://foma.ru/pravoslavnyie-prazdnuyut-obrezanie-gospodne.html
Как Василий Великий избежал посвящения в студенты
Дружба между двумя величайшими богословами Церкви – Василием Великим и Григорием Богословом, зародилась при достаточно необычных обстоятельствах.
Их первое знакомство произошло в стенах училища в Кесарии Каппадокийской. Уже здесь святитель Григорий заметил за своим будущим другом «ученость выше возраста и твердость нрава выше учености». Затем пути их на время разошлись: Василий уехал продолжать обучение в Константинополь, а Григорий в тогдашнюю «обитель наук» — Афинскую академию, которая была основана самим Платоном в 390-х годах до Р. Х. Но прибыв в древний город, святитель Григорий стал жертвой странного обряда посвящения, который проходил каждый новичок академии. Он оставил его подробное описание.
Ученик по прибытии в Афины заселялся в комнату к своему другу, родственнику или односельчанину. После этого толпа студентов врывалась к нему и начинала высмеивать и «подкалывать» его, чтобы, как пишет святитель Григорий, «сократить высокоумие поступающего». При этом отбор шуток был определённым образом регламентирован: «Шутки одних бывают дерзки, а других более остроумны; это соображается с грубостью или образованностью новоприбывшего».
Вслед за этим обескураженного новичка выводили на площадь и торжественно вели в местную баню. Подойдя к ней, толпа студентов останавливалась и начинала громко кричать, исступленно плясать, а затем юноши с грохотом выламывали дверь, чем окончательно повергали в ужас несчастного студента и заталкивали его внутрь. После же того, как тот уже омытый выходил из бани, они встречали его как своего, «как человека с ними равного … и это мгновенное освобождение от огорчений и прекращение оных во всем обряде посвящения есть самое приятное».
Когда святитель Григорий узнал о скором прибытии в академию своего старого знакомого (будущего Василия Великого), то уговорил своих товарищей не совершать над ним этой странной церемонии. Так Василий стал чуть ли не единственным студентом в истории академии, которого эта «горькая чаша» посвящения миновала. «И это, – писал святитель Григорий, – было начатком нашей дружбы», которая продлилась всю жизнь.
В пику многим расхожим мифам о патологической безграмотности христиан, можно сказать, что святитель Василий Великий в течение шести лет, проведенных в Академии, добился прекрасных результатов в целом ряде дисциплин: риторика, грамматика, метрика, философия, астрономия, геометрия, арифметика. Он также изучал медицину, несмотря на то, что она не входила в общую образовательную программу. Впоследствии наследие двух друзей-святых – Василия Великого и Григория Богослова, оказало огромное влияние на целый ряд выдающихся богослов и философов.
Тихон Сысоев
Источник: https://foma.ru/kak-vasiliy-velikiy-izbezhal-posvyashheniya-v-studentyi.html