Благовест: «Лучший звонарь России» Владимир Петровский из Архангельска настраивал и выбирал колокола для храма в Гладковской

Просмотрено: 365 Отзывы: 0

Благовест: «Лучший звонарь России» Владимир Петровский из Архангельска настраивал и выбирал колокола для храма в Гладковской

В станице Гладковской 1 августа отметили престольный праздник храма преподобного Серафима Саровского. Накануне колокольня церкви обрела свои настоящие колокола. Выбирал их для храма, настраивал и обучал местного звонаря известный на всю Россию мастер Владимир Петровский из Архангельска. Корреспонденту нашей газеты посчастливилось услышать первый благовест, которым Владимир Марьянович огласил округу перед праздником.

«Раз, два, три, четыре», – стоя на колокольне, Владимир Петровский отсчитывает ритм, чтобы звонарь храма преподобного Серафима Саровского Алексей взял нужный темп. У Алексея уже хорошо получается звонить в колокола, хотя до водружения настоящих на колокольне храма он бил молоточками по пустым газовым баллонам.
– Звук был в принципе неплохой, – говорит Владимир Марьянович о самодельных колоколах, – мне встречались специально отлитые колокола с худшим звучанием. Но благовест, конечно, на баллонах трудно звонить.
Как рассказал Владимир Марьянович, в станице Гладковской теперь благовестить будут колокола самого лучшего производителя России.
– Качество колоколов сегодня может быть всяким. Вот здесь, в храме станицы Гладковской, колокола каменск-уральские, изготовлены под Екатеринбургом. Можно сказать, что это лучшие колокола в России сегодня. Есть хороший завод в Воронеже, там, где Валерий Анисимов занимается производством колоколов. Есть Шуваловы под Ярославлем, тоже неплохо делают. Но все колокола надо слушать, ведь колокол – это удивительное явление. Он полифоничен, в нём несколько звуков, и эти звуки должны при ударе четко распределяться в определённом порядке: октава, квинта, терция… Чтобы перейти в тон гудения, звуки должны совершить все движения, обертоны верхние и нижние, только тогда колокол не будет визжать, создавать ненужные звуки, а будет правильно звучать.
Сейчас на колокольне храма преподобного Серафима Саровского семь колоколов различного веса: 156 килограммов весит самый большой, на нём отображены два образа – Богородицы и покровителя храма преподобного Серафима Саровского, затем идут колокола поменьше – 86 кг, 40 кг, 36 кг и три зазвонных колокола по 15 кг. По словам Владимира Петровского, семь – это наиболее оптимальное, на его взгляд, количество колоколов на колокольне.
– Количество колоколов может быть разным, от одного до двадцати четырёх. Традиционного набора не существовало. Зависит от многих аспектов: от особенностей архитектуры колокольни (деревянная или каменная) до финансовых возможностей. Я обычно предлагаю семь колоколов – тут есть зазвонные малые колокола, есть средние и бас. Из этого складывается благовест.

Музыкант и ударник
Сам Владимир Петровский занимается колоколами с 1985 года. Увлечение началось, когда Владимир Марьянович заканчивал курсы при Архангельском бюро путешествий и экскурсий и взял на разработку тему «Деревянное зодчество Севера». В это время он и познакомился с чудом под названием колокольный звон.
– У нас в Архангельске есть прекрасный этнографический музей. Сам музей образован в 1974 году, а в 1978-1979 годах была экспедиция по сбору колоколов для трёх старинных колоколен. Колокола были собраны тоже старинные, затем их отреставрировали. Находили их и на свалках, и на вторчермете, снимали с развалившихся старых храмов. Собрали немало, из них сделали три экспозиции. Когда я впервые попробовал позвонить к колокола, то практически с первых мгновений понял, что это удивительный мир. Удивительный мир звуков. Основа русского колокольного звона –это не мелодия, не гармония, как может показаться, хотя, в общем-то, каждый колокол имеет свой тон, свою ноту, а именно ритм.
По первому образованию Владимир Петровский – музыкант. Окончил Архангельское музыкальное училище и Петрозаводскую консерваторию по классу ударных инструментов. Сегодня Владимир Марьянович Петровский – мастер колокольного звона, обладатель звания «Лучший звонарь России», действительный член Ассоциации колокольного искусства России, кавалер ордена прп. Сергия Радонежского. Он автор нотных пособий и курсов лекций по колокольному звону, а ещё – основатель первой Академии колокольного звона. В сети интернет можно найти много музыкальных композиций, именно колокольных, созданных Владимиром Петровским. В 1992 году при встрече с Патриархом Алексием II в Соловецкой обители получил благословение на возрождение звонов в храмах Русской Православной Церкви. Теперь его приглашают помочь с расположением колоколов и обучением звонарей. Кстати, в станице Гладковской – это уже 193-я по счету колокольня, которую настраивал Владимир Марьянович.

Школа звонарей
– Для меня колокольня или звонница – это как цельный музыкальный инструмент. Тут важно и расположение колоколов, и звучание каждого из них. Колокольный звон в церковном Богослужении имеет особенное место. Как-то в книге философа-богослова встретился мне эпизод, где он описывает, как в детстве услышал постный благовест. Тогда я ещё подумал, что этот благовест, наверное, какой-то особый, раз он запомнился. По ритму ударов колокола люди на Руси (раньше практически все, теперь только немногие верующие) понимали, что происходит: пост или праздник, радость или беда какая приключились. Такое информационное оповещение было. Колокол много значил для русского православного человека, с ним он рождался, под звуки колокола и уходил.
После первого благовеста, прозвучавшего с колокольни храма в станице Гадковской, Владимир Марьянович пояснил значение звона.
– Первых три удара на полное затухание – это символ Троицы, это догмат, основа Русской Православной Церкви – Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. Потом идут размеренные удары в колокол – это Благовест, Благая Весть, то есть оповещение людям всей округи, что вот вас Господь призывает, а вы смотрите сами, дорога к храму есть. Далее пятиминутное завершение как вступительная часть Богослужения всенощного бдения, сегодня он был немного на грани будничного и праздничного звона, где была показана красота и разнообразие колокольного звона. Темп будничного Благовеста больше и характер другой. У праздничного время между ударами в колокол меньше, ритм чаще. Самый длинный интервал между ударами – в пост.
При храме в Гладковской Владимир Марьянович организовал школу звонарей. На подворье сооружены специальные тренажёры для обучения. Попробовать себя в этой профессии может теперь каждый станичник.

Глас Божий
– Исходя из опыта, могу сказать, что из двенадцати учеников в группе всегда остаются один-два, которые уже потом не будут искать другого призвания, а станут хорошими звонарями. Но для этого нужно учиться и иметь большое желание постичь чудо колокольного звона. Я всегда считал, что колокольный звон должен быть определённым произведением, у Бога не может быть просто так, – говорит звонарь. – Если мы называем колокольный звон Гласом Божиим, то мы должны при этом понимать всю глубину, всё таинство того, чего мы не можем познать разумом. Когда мы занимаемся чем-то определённым долгое время, стремимся к совершенству, то приходит чувство освобождения от ненужного, когда ты не думаешь, что нажать, в какой очередности. Когда ты достигаешь определённой степени усвоения данного дела, то появляется свобода.
О силе и воздействии колокольного звона на человека сегодня говорят много. Владимир Петровский же предпочитает не говорить, а просто делать своё дело. И доказательством того, что это дело необыкновенное, служит реакция слушателей. Во время первого благовеста в Гладковской практически все, кто был рядом и слышал звон, плакали, но слёзы эти были от радости.

Источник: https://призыв24.рф/obshhestvo/27599-blagovest-luchshij-zvonar-rossii-vladimir-petrovskij-iz-arhangelska-nastraival-i-vybiral-kolokola-dlja-hrama-v-gladkovskoj



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный церковный календарь на октябрь 2020 года

В октябре отмечается 107 православных церковных праздников. Церковный календарь информирует о христианских праздниках, посвященных знаменательным событиям из жизни Иисуса Христа и его матери Богородицы Девы Марии, постах и днях памяти различных святых.

Главное событие октября...

Выбор редакции

«Это кино о тебе» Беседа с Александром Запорощенко, режиссером фильма «Где ты, Адам?»

Двор Вознесенского храма на Демеевке в Киеве был идеальным местом для разговора с режиссером фильма «Где ты, Адам?» Александром Запорощенко. В калитке нас встретила веселая компания во главе с женихом и невестой, ставшими...