Последняя неделя перед Великим постом называется Сырной неделей или Масленицей. Христианский смысл ее — завершение подготовки к Четыредесятнице. Церковь постепенно вводит нас в начало постного подвига.
С понедельника уже не вкушают мяса, однако за трапезой еще разрешается сыр, молоко, рыба, масло. Поэтому седмица (неделя) зовется сыропустной, то есть той, на которой разрешается сыр, сырное. Неделя сплошная, поста в среду и пятницу нет. Как известно, в это время принято печь блины.
На Масленицу лучше не предаваться особому объедению, а также не забывать о мере в эти радостные дни. «Народные гулянья на Масленицу сложились исторически, и ничего плохого в них нет.
Можно и отдохнуть, и в гости сходить, и повеселиться, не впадая, конечно, в загул. Хотя для меня, как для христианина, просто пойти на ярмарку и смотреть на развлечения — скучно. Мой день и на Масленицу начинается в храме. Без этого не хватает чего-то главного, будто решающего глотка воздуха для души.
Святой Иоанн Кронштадтский говорил: „День, когда ты не был за Божественной Литургией, считай потерянным для своей жизни".
А храм и на Масленицу открыт каждый день. Литургии в среду и пятницу в эту неделю по уставу не совершаются, но другие службы идут. Они необычны, потому что отличаются от других и приближают нас к великопостным службам.
В храме лучше всего можно проникнуться особым настроем и смыслом подготовки к необычайно важному периоду. Ведь для православных Великий пост — это очень желанное событие. Это не только время труда над собой, но и время особой радости, которая приходит только постом.
Всё взаимосвязано, всё имеет свой смысл. Поэтому тот, кто воспринимает Масленицу исключительно как народное гулянье, лишается очень многого: он не знает по-настоящему ни Христианства, ни духовной радости.
Встреча с Богом происходит у всех по-разному. Это очень личный, таинственный процесс. И народные обычаи, которые сопровождают церковную жизнь, иногда оказываются ориентирами на пути в храм».
(Игумен Сергий (Рыбко))