
Величаем вас...
Первая четверть IV века навсегда осталась в истории Церкви освященной важнейшими событиями. В это время, когда последних римских императоров-язычников, жестоко преследовавших христиан, по милости Божией сменили христианские Государи, подвизались два великих чудотворца нашей Церкви, к которым с верой и упованием обращаются и поныне миллионы людей: святители Спиридон Тримифунтский и Николай Чудотворец.
Удивительные подвижники, на Руси они особенно почитаются — их даже зачастую изображают на иконах вместе. Хотя в годы земного служения святителей еще не было и славянских племен.
При чтении житий двух великих угодников Божиих чувствуется их духовное родство, незримая общность их пути. Оба подвизались в империи ромеев (Византии), оба были, как принято говорить, «простецами» — происходили не из аристократических семей, и оба стали епископами.
Наконец, оба прославляются от Господа даром чудотворений и скорой помощью всем, их молитв перед Христом испрашивающим; причем оба спасали от смерти невинно осужденных и именем Божиим воскрешали мертвых. Даже дни памяти этих подвижников стоят рядом, в декабре: 19-го святителя Николая и 25-го — святителя Спиридона (по новому стилю). Иными словами, оба этих удивительных светила на небосводе Святой Православной Церкви Христовой как бы сопутствуют друг другу на путях своего земного и Небесного служений.
Возможно, они впервые встретились и познакомились друг с другом на Первом Вселенском Соборе, где оба ревностно отстаивали единство Отца, Сына и Духа Святого против заблуждений Ария, горячо доказывая ему и его сторонникам Божество Господа нашего Иисуса, Его Единосущие с Отцом.
Существует благочестивое предание, повествующее о том, как святитель Спиридон, обличая еретиков, положил глиняную черепицу себе в левую руку, а правой сотворил крестное знамение и произнес: «Во имя Отца!» В это мгновение из куска глины изошло пламя, которым ее обжигали. Святой продолжал: «И Сына!» — и из глины истекла вода, с которой ее смешивали. «И Святого Духа!» — после этих слов подвижник раскрыл ладонь и показал епископам оставшуюся в ней глину, из которой была вылеплена черепица.
Таким образом, угодник Божий доказал единство Святой Троицы и, вместе со святителем Николаем, убедил многих участников собора отказаться от арианской ереси.
Теперь расскажем о любви к двум святителям на Руси. Иконы Мир Ликийских Чудотворца имеются практически в каждом православном доме,— и атеистическая эпоха здесь не стала полным исключением. Почитали крестьяне и святителя Спиридона, тем паче, что и сам он был простым пастухом и не переставал пасти скот даже будучи возведен в сан епископа.
С благоговением относились к этим святым и среди знати. Например, во время Казанского похода 1552 года святитель Спиридон явился царю Иоанну IV. Позже, на месте видения, он воздвиг Спиридоньев монастырь, до наших дней не сохранившийся,— на его месте ныне стоит поклонный крест.
А Святейший Патриарх Филарет — отец первого русского самодержца из рода Романовых, Михаила Феодоровича, в своей вотчине на Козьем болоте, где пасли коз для патриаршего двора, построил храм, посвященный Тримифунтскому чудотворцу. Храму этому обязана своим названием улица — Спиридоновка, сохранившаяся, в отличие от разрушенной большевиками церкви.
Именно в день памяти святителя Спиридона в Санкт-Петербурге появился на свет первенец Государя Павла Петровича — будущий победитель Наполеона император Александр I Благословенный. К дню его рождения в Адмиралтействе был освящен храм во имя святого.
В 1858 году, по повелению императора Александра II Освободителя, этой церкви при Адмиралтействе был дарован статус собора. Здесь хранилась бархатная туфля свт. Спиридона, привезенная в 1860 году с острова Корфу, где почивают его нетленные мощи.
Адмиралтейский собор святителя Спиридона стал главным храмом Русского императорского флота. Все новые корабли освящались его настоятелем.
Оба подвижника: и святитель Николай, и святитель Спиридон — оказали большое влияние на Николая Васильевича Гоголя. В 1848 году писатель побывал на острове Корфу и стал свидетелем настоящего чуда, которое он подробно описал.
В день памяти святителя Спиридона его мощи проносили по городу Керкире. Все с благоговением прикладывались к святыне, а один английский путешественник отказался это сделать, посчитав, что спина у угодника Божия прорезана, а тело набальзамировано. Потом, однако, он решился подойти, и мощи сами обратились к нему спиною. Британец в ужасе пал на землю перед святыней. Этому были свидетелями многие паломники, в том числе и Гоголь.
Глубоко почитал писатель и своего Небесного покровителя. Так, священник Петр Соловьев вспоминал, что в январе 1848 года на пароходе встретился с Гоголем, показавшим ему маленький образ святителя Николая: «По всему видно было, что он высоко ценил свою икону и дорожил ею как святыней».
Писатель был третьим ребенком в семье, а двое детей, родившихся до него, умерли.
Родители Гоголя, Василий Афанасьевич И Мария Ивановна, горячо молились перед чудотворным образом святителя Николая в посвященном ему храме в Диканьке. Мария Ивановна дала обет Господу назвать сына, если он выживет, Николаем. Впоследствии Гоголь часто просил знакомых, проезжавших мимо Диканьки, заказать молебен в храме святителя Николая.
Подобные случаи чудесной помощи двух святителей могут рассказать во многих православных семьях. Но главное даже не это — главное то, что святители по-прежнему готовы помочь всем, с верою к ним обращающимся. И Христос непременно услышит их молитвы, возносимые о нас у Престола Его на Небесах.