
Наверняка, читатель настороженно отнесётся к этой теме. Что же ещё нового может поведать нам очередной автор о столь мистической личности? Так много написано, сказано и показано о сибирском страннике, порой не хочется брать в руки очередную публикацию и тратить время понапрасну.
Думается, что за 100 лет, наверняка, вся информация была переиздана множество раз авторами, зачастую, имеющими противоположные точки зрения и различные политические взгляды.
В основном, существует три категории людей, взявшихся за перо и пишущих о Распутине. Это его почитатели, его враги и те, кто хочет сделать на этом себе имя.
Я попытаюсь не примкнуть ни к одной из этих категорий и поговорить о тех, кто берётся излагать, и не просто излагать, а ещё доказывать и отстаивать свою позицию, построенную на чужих доводах и свидетельствах вековой давности, касающихся Григория Ефимовича. Дабы не впасть самому в осуждение, я не стану затрагивать личности, коснусь лишь их поступков.
Существует множество документов, дошедших до нашего времени. Произведён ряд исследований, написано большое количество статей и книг, как художественных, так и документальных, кинематограф тоже не обошёл стороной эту тему. А страсти по Распутину не утихают, а наоборот, разгораются. Стоит только появиться в СМИ очередному материалу, как тут же пишутся пристрастные комментарии, встречные статьи и т д.
Создаётся впечатление, будто специально «заряженные» литераторы ждут выхода материала о Распутине, чтобы успеть выплеснуть заготовленную порцию грязи. Большинство участников этих прений причисляют себя к чадам Русской Православной Церкви, где послушание является одной из важнейших добродетелей.
Поскольку Русская Православная Церковь царя Николая II и его августейшее семейство причислила к лику Святых Страстотерпцев, то прямая обязанность верующих - молитвенно почитать их, а не выискивать изъяны в житии, чтобы выразить своё недовольство по поводу канонизации (кстати, находятся и такие!).
Мне хотелось бы напомнить, что за время правления безбожной власти, а это более полувека, целенаправленно была «запущена» уйма фэйковой информации о царской семье и её окружении. И нужно быть очень осторожным, прежде чем открыть рот, взяться за перо или кинокамеру, чтобы не навлечь себе на голову немилость Божью.
Небольшое отступление. Будучи на Афоне, я познакомился с сербом. У него в Белграде свой книжный магазин. В процессе общения он подарил мне акафист «Святому царю Николаю II Романову», изданный на их языке.
Горан, так его имя, поведал мне, что читает акафист ежедневно и не один он такой, а знает многих среди своих знакомых, поступающих также. При помощи жестов и некоторых слов я ему объяснил, что у меня такое же правило - постоянно читать эти молитвы. Доверительная атмосфера сложилась между нами, мы обнялись и, действительно, почувствовали себя братьями, любовь к Святым страстотерпцам породнила нас.
Григория Ефимовича не прославили, но на него и не наложили анафемы, в частном порядке никто не запрещает за него вопрошать у Господа. Но, прежде, я бы посоветовал взять благословения у духовника, под силу ли вам эта брань, чтобы не навредить себе.
«Для причисления к лику святых Ивана Грозного и Григория Распутина оснований нет. Об этом сообщил председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Каломенский Ювеналий на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в понедельник в Москве» – РИА «Новости» Москва, 4 октября 2004г.
Те, кто любят сибирского странника, молятся, надеются и верят в то, что, в конце концов, их надежды сбудутся и канонизация произойдёт.
Было бы неплохо, если бы движение «За» не форсировало события, а полагалось на промысел Божий и на молитву, не забывая о том, что последнее слово у Церкви.
Противники же, наоборот, пытаются злобно доказывать, что все сторонники Распутина есть псевдохристиане и даже сектанты, которые пытаются внести раскол в ряды православных.
К столетию трагической гибели Григория Распутина на нашем сайте «Кубань православная» была размещена статья Игоря Евсина «Старцы о Григории Распутине. Кто почитал его святым».
Я даже не ожидал такого поворота дела. Поскольку публикация написана приверженцами канонизации Григория Распутина, то, в первую очередь, на меня накинулись его противники. Не буду описывать всего в деталях, но самое интересное - моими оппонентами были, в том числе и священнослужители.
Никто не попытался спросить, как я отношусь к Распутину, просто я ощутил такой прессинг со стороны его непочитателей, что испугался и подумал, уж не натворил ли я чего, порочащего меня в глазах православных.
Братья и сестры! А что если попробовать нам помолиться друг о друге? Тогда уж точно не произойдёт никакого раскола в Церкви. Молитва - сильнейшее оружие в брани со злом и нам так часто её не хватает.
Одна из важных заповедей у православных – Любите врагов своих! Где наше смирение и послушание, если мы с таким гневом и ненавистью дышим в адрес Григория Ефимовича? А он нам вовсе и не враг, если его своим другом считал святой Царь.
Вышедший недавно фильм режиссера Николая Досталя «Монах и бес» повествует о силе православной любви, которая спасает даже беса, и в итоге приводит его в монастырь. Я не берусь критиковать фильм, это уже сделали люди намного авторитетней, чем я.
И всё же скажу, что для меня идея фильма - это то, что любовь не имеет границ и может совершенствоваться до бесконечности. Замечу, и ненависть, также, безгранична – зависит только от нас, что мы в себе будем культивировать.
Как-то один молодой священник, который вдвое младше меня, сказал: «Не торопитесь делать выводы». И я не раз убеждался в мудрости этих слов.
Промысел Божий нам не известен, кто станет по правую сторону от Него, а кто по левую – от нас это сокрыто ради нашей же пользы.
Архимандрит Рафаил Карелин сказал:
«Если я попаду в рай, то удивлюсь трижды:
Я не увижу в раю тех, кого думал там увидеть. Я увижу в раю тех, кого не ожидал увидеть там. И, наконец, я буду удивлён, если спасусь сам!»
По-настоящему мы поймём величину греха осуждения, когда предстанем пред Творцом. И не дай нам Господи быть отвергнутыми Тобою.
В статье Игоря Евсина «Старцы о Григории Распутине. Кто почитал его святым» есть такая мысль:
«Как поразительно точно перекликаются слова прозорливого старца Кирилла (Павлова) со словами самого Григория Распутина, который говорил:
– В чём обвиняют – невиновен, увидимся на суде Божием! Там оратор не оправдается и вся колена земная».
Царь Николай ни разу не отозвался о Распутине негативно, а верить Святому или не верить, пусть каждый решает сам.
Всё же, я думаю, не стоит бросаться из крайности в крайность, лучше смирить себя по отношению к ближним, тогда мы, наверняка, сможем избежать всяких бед, войн и революций.
Хотелось напомнить Евангельскую притчу:
(Евангелие от Луки 14:7-9)
Замечая же, как званные выбирали первые места, сказал им притчу:
когда будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случилось кто из званных им почётнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.
PS. « Держись же, Россия, твердо веры твоей и Церкви, и Царя Православного, если хочешь быть непоколебимой людьми неверия, безначалия и не хочешь лишиться царства и Царя Православного». (Св. Иоанн Кронштадтский).
Владимир Малёванный
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Внимательно прочёл статью о старце Григории. Посмотрел и другую ссылку по этой теме.
Личность Григория Распутина, действительно, является центральной в начале века. Само появление старца при дворе, его влияние на царскую семью уже, само по себе, разрушало чьи - то планы и уже, тем самым, подводило трагическую черту в истории России. Для отдельно взятой Православной семьи, коей являлась царская чета, сбывались древние предсказания. Предуготовлялся мученический венец. А позже, новой властью были выдуманы мифы, порочащие самих венценосцев и, в первую очередь, их утешителя и молитвенного наставника. Не нужно много размышлять для чего это делалось. Для того, чтобы сами оппоненты пришли к мысли о необходимости физического устранения указанных людей. Поэтому с чудовищным цинизмом рассказывались басни о неуёмном распутстве и пьянстве Григория Распутина. Как будто царь, в силу своей недалёкости, не замечал, не верил и не мог ничего понять и, что главное, заметьте, внушалась идея недоверия власти Помазанника Божия, раз он держит таких людей при себе... Как будто, не было у радетелей всеобщего счастья и до появления старца задачи свержения самодержавия... Поэтому, любыми средствами распространялась самая нелепейшая ложь и, чем она была невероятней, тем быстрее будоражилось общественное сознание, тем удобнее управлялось общественное мнение. Теперь-то мы знаем, что даже эта ложь о каких-то мифических пристрастиях царской семьи и Григория Распутина безнадёжно меркнут перед призывом к раскрепощению Александры Колонтай в 20-е годы, и если бы не повальная эпидемия сифилиса в Советской России, трудно сказать, во что бы вылилась такая «свобода» и такое «счастье»...
Конечно, правда всегда торжествует... А правда не только в том, какое место занимает та или иная историческая личность в нашей жизни. Прославлена она в лике святых или незаслуженно забыта.
У Бога никто не забыт. Правда ещё и в том, какое место мы сами занимаем по отношению к этим личностям. И уж, если мы верим в Бога Правды, то и нам необходимо Её держаться... А правда в том, что синодальная комиссия по канонизации святых выносит вердикты, но никак не общественное мнение путём большинства голосов. Не важно, сколько людей будут иметь в своих домах иконы царя Иоанна Грозного или Григория Распутина. Важно, что мы исповедуем веру во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. В Ее строгую иерархию и церковноначалие. А значит, необходимо запастись терпением с упованием на Милостивого Бога...
Аминь и Богу Слава!
Протоиерей о. Владимир (Фролов)