Компьютер, IQ и будущее наших детей

Просмотрено: 353 Отзывы: 0

Компьютер, IQ и будущее наших детей

В сегодняшнем мире всё выше ценятся интеллект, накопление понятий, технические навыки – всё «умственное». Но даже специалисты начинают выражать тревогу, признавая, что «духовный закон» превыше всего, он – фундамент этих наших способностей, и нам необходимо развивать эмоции, чувства, взаимоотношения с другими людьми – всё «сердечное».

В своей книге «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман собрал результаты исследований интеллекта, проведенных в течение нескольких десятилетий, и пришел к выводу, что мы в целом склонны недооценивать важность социальных и эмоциональных навыков[1]. Если иметь в виду длительную перспективу, то для нее существуют параметры оценки гораздо более эффективные, чем IQ (коэффициент интеллектуального развития).

Как полагает Джейн Хили, «то, что эта книга Гоулмана выстрелила, возглавила список бестселлеров и долгое время продолжала оставаться на первых позициях, свидетельствует: Гоулман затронул болезненную струну сегодняшнего общества, перенасыщенного информацией»[2].

Гоулман выражает тревогу по поводу драматического снижения за последние два десятилетия «эмоциональной компетентности», названного исследователями «болезнью эмоционального дефицита». В Соединенных Штатах, где проведено более всего исследований, дети демонстрировали уровень снижения эмоциональных навыков по более чем 40 индикаторам эмоционального и социального благополучия (за период с середины 1970-х до конца 1980-х годов). Подобные открытия вызывают тревогу, если учесть, что, как утверждает Гоулман, IQ только на 20% способствует финансовому и личному успеху человека, остальные же 80% сильно зависят от его социоэмоциональных навыков.

Пирожное

Удивительный пример приведен в книге Гоулмана, он взят из длительного исследования, в котором группу детей оценивали сначала в дошкольном возрасте, а затем спустя 14 лет.

На первом этапе дошкольникам было предложено пирожное и сказано, что если они на 15–20 минут воздержатся от того, чтобы его съесть, тогда получат еще одно пирожное. Спустя 14 лет этих детей снова обследовали, и был зафиксирован следующий примечательный факт: кто в младенчестве проявил самоконтроль и смог воздержаться от незамедлительного удовлетворения аппетита, те оказались теперь более стабильными эмоционально, к ним лучше относились учителя, их любили друзья, они продемонстрировали гораздо более успешные результаты на национальных тестах по сравнению с теми детьми, которые 14 лет назад тотчас же съели пирожное[3].

Это и многие другие исследования с очевидностью демонстрируют, что помимо коэффициента интеллектуальности существуют факторы, связанные с действенными умственными навыками.

Какова причина утраты этих навыков, которая в последние годы наблюдается во всем мире? Даниэль Гоулман в одном из интервью без обиняков четко называет ее:

«Дети всё больше проводят время, прильнув к телевизору или компьютеру, отгородившись от других детей и взрослых. А большинство эмоциональных навыков, о которых мы упоминали, приобретается не в одиночку, а во взаимодействии с другими детьми и взрослыми. По этой причине меня беспокоит тот акцент, который делают на компьютерах, какую бы великую пользу они ни приносили нам. Чем больше времени проводишь перед компьютером и телевизором, тем меньше – с другими людьми»[4].

Многие работодатели во всем мире, нанимающие людей по специальностям технического и финансового профиля, уже несколько лет назад стали проявлять к «социальному и эмоциональному интеллекту» потенциальных работников даже больший интерес, чем к навыкам по специальности. Например, еще с 1997 года исследование, проведенное в Швейцарии, показывает, что большие фирмы (инженерные, банковские) хотели нанять людей со следующими качествами: самообладание, инициатива, способность концентрироваться, навыки общения, креативность, способность работать в команде, гибкость, честность, получение удовольствия от работы с людьми – это в точности те навыки, которые находятся сегодня в упадке. В списке качеств, требуемых работодателями, оценки, полученные в школе, упоминались в конце, при этом опыт работы на компьютере даже не появился![5]

Джейн Хили констатирует: «многие из сегодняшних детей думают больше о компьютере, чем о себе и своих ценностях». Та же исследовательница задается вопросом:

«Как же много вреда наносит компьютер нашему социальному, эмоциональному и личностному развитию, включая такие важные жизненные привычки, как мотивация, внимание и память! Как же помочь нашим детям развить свои дарования и качества, ценности, способность к интроспекции, заботе о других, развить свои спонтанные игровые навыки и личностное удовлетворение?»[6].

Развитие мозга и использование компьютера

В нашем всё более технологизируемом мире мы являемся свидетелями беспрецедентного роста таких проблем, как синдром дефицита внимания, антиобщественное поведение, слабая мотивация, депрессия и неэффективные трудовые навыки. Всё это берет начало в эмоциональных центрах мозга и закладывается в детском возрасте.

Однако важнейшие нейронные пути, регулирующие это поведение, невозможно развивать, когда мы оставляем ребенка один на один с компьютером, – для этого необходимо частое и душевное взаимодействие с людьми, развитие навыков ответственного мышления, а также физические упражнения. К примеру, как утверждают многие неврологи, нейронные цепи, регулирующие агрессивное поведение, очень гибки в детском возрасте, и чрезмерные занятия жестокими играми на компьютере в сочетании с недостаточной сердечностью, поступающей от других людей, могут негативно повлиять на детей, и те могут, когда подрастут, стать преступниками[7].

Одним из важных аспектов развития мозга ребенка является интеграция способов функционирования различных систем мозга – например: взгляд на лист с музыкальными нотами, перевод нот на бумаге в ноты на клавиатуре музыкального инструмента, а также добавление нейромоторной программы для того, чтобы позволить пальцам сыграть эти ноты, – и всё это во время прослушивания мелодии. Эта мозговая интеграция развивается постепенно, в ходе длительной практики, по мере того как человек, начинающий обучаться (в любом возрасте), активно организует сырой материал в новую форму: глину – в фигурки, коробки – в скворечники, идеи – в предложения, впечатления – в жизненную философию.

«Усилят ли новые технологии данный процесс или ослабят его? – задается вопросом д-р Хили. – Компьютер слишком многое делает сам для этой интеграции (например, комбинирование изображений, звуков, движений), так что ребенок на компьютере только экспериментирует вместо того, чтобы координировать всё самому, и таким образом в его деятельности исключается активный процесс, который может оказаться незаменимым»[8].

Та же исследовательница замечает:

«Стратегическое знание – вот что отличает учащихся, демонстрирующих наилучшие результаты, и взрослых, добившихся успеха в профессиональной сфере. А те молодые люди, вместо которых кто-то другой – будь то человек или компьютер – совершил процессы обдумывания и практического решения проблем, проявляют тенденцию к обладанию слабыми стратегическими познаниями»[9].

Известный профессор Гарвардского университета Говард Гарднер говорил: если мы действительно хотим, чтобы наши дети научились быть творческими, нам следует делать акцент на тех занятиях, которые стимулируют находчивость и изобретательность и проводятся вместе с родителями и учителями.

Будет ли ребенок проводить слишком много времени перед компьютером – решать, в конечном счете, родителям. Только вот «родитель, считающий, будто компьютер может заменить родителя, просто безумец!» – говорил этот ученый, сам являющийся отцом четырех детей.

В заключение Джейн Хили делает следующий вывод:

«Если такие умения, как чтение и способность к глубокой рефлексии, будут утрачены одним поколением, они уже могут не быть восстановлены следующим поколением. Использование компьютера для улучшения своих способностей – это одно, но совсем другое – позволить им заменить нашу систему интеллектуальных ценностей»[10].

[1] См.: Гоулман Дэниел. Эмоциональный интеллект (Goleman Daniel. Emotional Intelligence. 1995).

[2] Хили Джейн. Растущий ум вашего ребенка: Развитие мозга и обучение от рождения до отрочества (Dr. Healy JaneYour Child's Growing Mind: Brain Development and Learning From Birth to Adolescence. 2004). P. 174.

[3] См.: Гоулман Дэниел. Цит. соч. Р. 119–121.

[4] Гоулман Дэниел. Цит по: О’Нил Джон. Об эмоциональном интеллекте. Беседа с Дэниелом Гоулманом. Учебное пособие (Goleman Daniel, în: O’Neil John, On emotional intelligence. A conversation with Daniel Goleman. Educational Leadership. September 1996). P. 11.

[5] Халперн Сэмюэль. От школы к работе, работодатели и личные ценности (Halpern Samuel. School-to-work, employers and personal values. Education Week, 12 martie 1997. P. 52); цит. по: Джейн Хили. Цит. соч. P. 175.

[6] Хили Джейн. Цит. соч. P. 175.

[7] Ср.: Големан Даниэль. Раннее насилие оставляет след в мозге (Goleman Daniel. Early violence leaves its mark on the brain // New York Times. 3 October 1995. P. C10); цит. по: Хили Джейн. Цит. соч. P. 176.

[8] Хили Джейн. Цит. соч. P. 135–136.

[9] Там же. P. 140.

[10] Там же. P. 167.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/127285.html



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный церковный календарь на июль 2021 года

Июль 2021 года для православных верующих ознаменуется несколькими важными праздниками. Какими? Читайте в нашем материале перечень церковных праздников в июле...

Выбор редакции

День Крещения Руси на Кубани отметят колокольным звоном

28 июля 2021 года, в день памяти святого благоверного князя Владимира, а также памятной даты Дня Крещения Руси, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла...