Источник http://ruskline.ru/news_rl/2017/08/07/mozhet_li_smertnaya_kazn_byt_neobhodimostyu/
Диакон Петр Пахомов отвечает батюшкам, выступающим против высшей меры наказания …
Помнится, сколько копий было сломано, чтобы добиться в нашей стране моратория на смертную казнь. Странное решение для страны, в которой происходит разгул преступности. Для того чтобы стимулировать рост преступности. Причем гуманные борцы забывали напомнить, что страна, на которую ориентировалась РФ в 90-х США, и по сей день не собирается отменять смертную казнь. Какие доводы не приводились? И не гуманно: нельзя лишать человека самого дорогого - жизни, - и возможность трагической ошибки, и трудности профессии палача и многое другое. Удивительно, что эти либеральные вопли проникли и в головы наших батюшек, среди которых по статистике многие служили в силовых структурах. Теперь же их качнуло в другую сторону – либеральный гуманизм. И статья одного из священников в оправдание смертной казни вызвала у многих негодование:
«Пусть сам возьмет оружие и стреляет», «он никогда не общался с такой категорией заключенных»...
Они забывают, что Церковь никогда не вмешивалась в дела государства, не выступала за отмену смертной казни и фактически за отмену наказаний. «Россия подписала Протокол №6 Европейской Конвенции по правам человека, которая гласит, что в мирное время никто не может быть подвергнут смертному приговору».
«...Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Послание к Римлянам гл. 13, ст.4). Видите, Церковь призывает подчиняться начальству, в обязанности которого входит отмщение мечом делающего злое. Церковь же печаловалась о грешниках.
Как тут не вспомнить эпизод с готфом из жития святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива:
« – Окаянный убийца! Как ты не побоялся Бога и Страшного Суда Его и не устрашился клятвы, данной при гробнице святых мучеников, которых сделал ты поручителями и свидетелями своих обещаний? отчего ты не пощадил отроковицы, которую прельстил своею хитростью? Прими же казнь, заслуженную по делам твоим.
Воевода велел отсечь ему голову мечом. Боголюбивый епископ усердно просил воеводу, чтобы он не предавал готфа смерти, но оказал ему милость и оставил его в живых, дабы тот прославлял величие Божие. Но воевода отвечал епископу:
– Боюсь помиловать сделавшего такое великое злодеяние, чтобы не прогневать святых мучеников, которых оскорбил этот клятвопреступник.
И по повелению воеводы готф был обезглавлен».
Видите, власть, даже православная, должна выполнять свое назначение и даже может не прислушиваться к аргументам священнослужителей. Посмотрел я недавно 9 и 10 серию советского сериала «Рожденная революцией». В ней некоторые злодеи грабят ювелирный магазин на большую сумму, и следователь сообщает родственнице преступников, что по закону им светит смертная казнь. В сегодняшних подобных сериалах преступники, ничего не опасаясь, спокойненько, едва не захлебываясь в крови, лишают людей жизни даже по мелочам. Убивают и убивают. Ведь даже пожизненное для них под вопросом: могут выпустить и через 20 лет за примерное поведение. Для женщин вообще нет пожизненного, как не было и смертной казни в СССР в последние годы его существования. Известно, что смертная казнь в дореволюционное время применялась в Российской Империи крайне нередко, но никто и не думал ее отменять, и весьма полезно было для соблюдения законности оставить смертную казнь как исключительную. И не надо говорить, что она не будет иметь значения. Все хорошо знают, что преступники в СССР с большим трудом подвигались на «мокрое дело», тогда как другие преступления совершались довольно легко. Для многих рецидивистов тюрьма была домом родным и их не пугала перспектива «топтать зону».
Надо отметить, что для раскаявшегося православного человека, думающего о жизни будущей, предпочтительней понести наказание здесь на земле и не страдать долгие годы в заключении мук совести. Не знаю, были ли зафиксированы подобные просьбы преступников в истории России.
Православная Церковь всегда прислушивалась к мнению святых отцов:
«Подобно тому пишет и Афанасий Великий: те, кто говорят, что не подобает судить творящих смертные грехи, суть служители ереси. Но если бы было так, как они утверждают, то праведный Ной не осудил бы нечестивого Хама быть рабом братьев своих (Быт. 9:20-27). Ведь и Моисей повелел изрубить мечом три тысячи человек, поклонившихся тельцу (Исх. 32:25 - 28), а собиравшего дрова в субботу повелел побить камнями (Чис. 15:32-36). Иисус Навин истребил Ахара со всем домом за воровство (Нав. 7:19-26). Финеес же убил Замврия за блуд (Чис. 25:6-8). И Самуил убил Агага царя пред Господом (1 Цар. 15:32-33). И Илия заколол у потока ложных пророков, как свиней (3 Цар. 18:40, 4). Елисей же осудил Гиезия за мздоимство, наказав проказою (4 Цар. 5:20-27). А Даниил осудил блудливых старцев по Закону Моисееву и казнил их (Дан. 13:60-62).
Святой апостол Петр, получивший ключи от Царства Небесного, осудил Ананию с женой его, утаивших часть своих доходов, и они тотчас испустили дух (Деян. 5:1-11). И Павел предал сатане Александра кузнеца, Именея и Филита, чтобы научились не богохульствовать (1 Тим. 1:20; 2 Тим. 2:17).
Так судили праведные – и не были осуждены, но были избраны особо, на духовное служение». (Преподобный Иосиф Волоцкий «Просветитель» Слово № 13).
Почему для многих вопрос о смертной казни настолько прост и ясен? И они готовы не только указывать начальствующим, но входить в противоречие со святыми отцами. В этом мире все быстро меняется и особые, циничные злодейства могут потребовать адекватных мер. Да такие уже и на нашей памяти были... И непонятные штампы во главах современных батюшек, непонятно как сложившиеся, могут войти в противоречие с реальностью.
Диакон Петр Пахомов, публицист