Наши иконы – не «мемориальные доски»

Просмотрено: 734 Отзывы: 0

Наши иконы – не «мемориальные доски»

Чудотворная Смоленская икона «Одигитрия», («Путеводительница») — одна из главных святынь Русской Православной Церкви. Существует множество списков с этой иконы. Наши предки благоговейно хранили эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. Достаточно вспомнить, как в 1238 году по гласу от иконы святой православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. А накануне Бородинской битвы этот образ носили среди стана русских воинов, чтобы укрепить их к великому подвигу. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль. После победы над неприятелем вместе с прославленным списком она была возвращена в Смоленск. В честь этого события и был установлен сегодняшний праздник.

 

Перелистывая славные страницы нашей истории, мы не можем не сознавать, что ныне к нам приближаются новые грозные испытания. Возьмите тот же Смоленск, рядом с которым вплотную вот-вот будут установлены ракеты, нацеленные на нас. Господь попускает быть этому, как и другим многим бедствиям, чтобы мы осознали самое существенное. Самое существенное — не просто наши земные победы и беды, а осознание, для чего даются они. Целуя наши святыни, мы должны прежде всего припадать к тайнам нашей веры, которые открывает нам образ Пречистой. Пока не будет этого, самые чудотворные иконы будут только «мемориальными досками».

 

Церковь учит нас, что источник призвания человека — быть любимым Богом. И его призвание также — любить Бога. Путь человека определяется глубиной его первозданной невинности. Бог создал человека не как грешника, Он создал его не имеющим греха. Бог положил в основание его жизни преображение любовью. Он восхотел, чтобы человек был Его другом и Его сыном. И весь путь человека заключается в ответе на эту любовь. Но человек — существо спорящее, по определению, способное сказать «нет». И это его «нет» показывает цену его «да». Человек — также существо, способное оспаривать все: условия экономической, общественной, политической жизни, свое положение в мире, свою жизнь и жизнь других, наконец Самого Бога и свое отношение к Богу. И человек может делать это в самых своих сокровенных глубинах, даже в священных, за пределами времени, где он мыслит и принимает решения и откуда исходит принесение им себя в дар или отказ. Его призвание — быть любимым Богом и любить Бога в ответ, но человек и это может оспорить, даже этому может сказать «нет».

 

Мы знаем, что в Священном Писании рядом с тем или иным добром, с той или иной несомненной ценностью, с тем или иным желанием, каким бы оно ни было, — всегда присутствует грех — этот спор с Богом, это искушение быть на равных с Богом, этот отказ сказать «да». И потому грех делает человека виноватым, осужденным, несчастным. Он открывает в его сердце бездну отрицания и небытия, отделяет его от Бога, от самого себя и от других. Он утверждает его в отказе, превосходящем временные бедствия. Весь путь его становится профанацией, отчуждением, замкнутостью на себе, отделением от священного. Когда человек отказывается любить Бога и отвергает Его любовь, он разрушает в себе то, что принадлежит только Богу — то, что в нем всегда как чистый дар Бога, над которым он теряет всякую власть, теряя его. Духовно он мертв, и, как показывает жизнь, не только духовно — а мертвый не может воскреснуть.

 

Но именно этого мертвого Бог хочет оживить, и сухие кости его, как свидетельствует Писание, процветут. Что было бы с родом человеческим, куда привели бы его независимые от Бога пути, если бы не нашлась в нем Та, Которая всему на свете всегда предпочитала волю Божию и Которая в час Благовещения сказала: «Да будет Мне по слову Твоему». Именно этого «да» ждет Бог от человечества, от каждого из нас. И не напрасно Божия Матерь именуется «Путеводительницей» — Она не только показывает каждому человеку истинный путь, но и помогает идти этим путем. Ее исключительной верностью Богу совершается тайна Воплощения. Однако спасение возможно только когда человек принимает, что он должен быть судим, признает себя грешником и просит прощения. Это обращение к священному поддерживает в человеке Своим заступничеством Божия Матерь. Этот путь всегда трудный и скорбный, потому что человек должен отвергнуться этого своего вечного спора с Богом, этого своего отказа, который неотделим от его духовного существа. Именно в этом смысле он должен отвергнуться себя. Только через эту смерть он может войти в жизнь — прощенный и преображенный в новой радости любить Бога.

 

Господь и Бог наш Иисус Христос дарует искупление грешному человечеству, воссоздает человечество, которое любит Его. И Божия Матерь молится за нас, чтобы наши пути стали путями Божиими. Потому что только веруя в эту любовь, мы входим Крестом Христовым и нашим крестом в мир спасения. От Креста Христова, где всегда стоит Божия Матерь, расходятся, как лучи, пути всех людей. И перед лицом греха — этой силы распада, действующей в мире, — отныне всегда Ее молитва к Агнцу, вземлющему грех мира. Христос являет в Ней Божественную и человеческую любовь во времени и вечности как державную силу жизни. Этой силе мы призваны приобщиться, а остальное, как говорится, приложится.

 

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России

 .. 

 

https://ruskline.ru/news_rl/2019/08/09/nashi_ikony_ne_memorialnye_doski/

 

 



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на июль 2024 года

В июле в церковном календаре нет ни одного праздника, посвящённого жизни Христа. Но это не значит, что для православных этот месяц менее значим, чем другие. В...

Выбор редакции

Монахиня Макария (Десипри), через которую святой Ефрем Новый благоволил сделаться известным

Фото: doxologia.ro / Magda Buftea      Человеком, через которого святой Ефрем Новый соблаговолил открыть себя всему миру, является...