Нужна ли психология православному человеку?

Просмотрено: 1215 Отзывы: 0

Нужна ли психология православному человеку?

Церковь и врачевание душ шли в России рука об руку, что, конечно же, отличает нашу психологию от традиционной западной. С момента крещения Руси со своими хворями и бедами люди шли в храм, и целительство находилось под непосредственным покровительством Православной церкви. При церквях и монастырях открывались первые лечебницы, больницы, в том числе и для душевнобольных.

Святой равноапостольный князь Владимир в своем церковном Уставе объявлял врачей людьми церковными. Иван Грозный на Стоглавом Соборе требовал оказания содействия в призрении нищих и больных, в том числе «лишенных разума», что расширило полномочия монастырей в попечении о психически больных. В те времена «Дух, ищущий Бога, властвует над душой и телом, назначение которых – устроить временную жизнь» (преподобный Никодим Святогорец).

Процесс отделения психиатрии от Церкви начался в конце ΧVΙΙΙ - начале ΧΙΧ века. Развивалась наука, формировались научные понятия, принципы, и появились люди, далекие от веры в Бога, но профессионально занимающиеся психологией. После революции 1917 года в эпоху атеизма духовное понимание всякой болезни было окончательно низвергнуто и позабыто. И если Церковь учит человека достижению Царства Божия, то психология, как правило, успешности на земле. С годами карьера, деньги, власть становятся критериями благополучия.

Психолог призван помочь пациенту в его запросе. И порой достаточно сложная задача показать человеку, что корень его проблем в нем самом. Если наполнен он добром, любовью, то «и в гуле самолета слышит пение ангелов» (Паисий Святогорец), а если внутри обиды и разочарования, то всегда есть повод обидеться и разочароваться.

Если человек создан по образу и подобию Божьему, то и душа, и мысли, и чувства его должны быть чистыми, светлыми, наполненными любовью. Почему же мы испытываем то обиду, то гнев, то равнодушие, то ненависть, почему одни склонны к перееданию, вторые курят, третьи непрочь выпить по поводу и без, почему мы так привязываемся к деньгам и тем «благам», которые они дают: мягче спать, больше есть, быстрее ездить. Уже стираем, моем посуду, наводим чистоту в доме не мы, а техника…

Нет, я не против прогресса, у меня тоже есть стиральная машина, пылесос, автомобиль. Важно другое, на что мы тратим сэкономленные силы и время? На общение с близкими и родными, на самообразование, на встречу с интересными людьми, на служение людям, на служение Богу? Не забываем ли мы о главном, не стоят ли работа, карьера, деньги, еда, комфорт на первом месте, не становится ли это смыслом нашего существования?

Человек, завязший в рутине земных дел, рискует отдалиться от дел духовных, и в итоге смирение, скромность, бескорыстие, аскетизм, добродушие становятся «немодными», пережитками прошлого, некоторые вполне культурные образованные люди эти качества расценивают как недостатки, неприспособленность к жизни.

Как-то на прием ко мне приходила мама мальчика-подростка, жаловалась, что он слишком мягкий, порядочный, не умеет ругаться и драться, переживала, как же он будет жить эстетом и интеллигентом в этом жестоком мире. К сожалению, многие родители думают, что современный мир строится не на добродетелях, а на силе, агрессии, способности растолкать локтями тех, кто тебе мешает. Недавно меня удивила завуч одной из наших школ, заявив, что не хочет открытия кабинета психолога, потому как ей тогда будут мешать «всякие недоразвитые дети». И это педагог, та, кто призвана научить наших детей любви и милосердию.

Почему так происходит? Мы ведь живем в православной стране, мы воспитываемся и воспитываем своих детей по заповедям Божьим. Что мешает нам идти по ним?

В прошлом люди точно знали, что болезни от «расслабленности духовной и греховности нашей». Как телу нужны еда, душ, физические нагрузки, так и «душа нуждается в очищении от зла, в духовной пище, умственных и нравственных упражнениях, укрепляющих силы сознания» (Георгий Михайлов).

Сейчас мы все чаще причиной наших проблем называем стресс. Действительно, когда человек находится в стрессе, то порой он не в состоянии что-то делать, решать, к чему-то стремиться. К эмоциональной боли, вызванной стрессовой ситуацией (увольнение, развод, потеря близкого человека, болезнь), присоединяется чувство бессилия, вины, обиды на окружающих (меня не понимают), злости.

Когда эмоциональный стресс заканчивается, мозг восстанавливает способность полноценно функционировать. И человек обретает целостный взгляд на жизнь.

У православных людей, как и у всех, тоже бывают кризисы в отношениях, проблемы со здоровьем, трудности в обучении, выборе профессии у детей и подростков, сложности в общении с другим полом, внутри семьи, с супругами, детьми, со старшим поколением… Обращаются по поводу проблем на работе, конфликтных отношений с начальством, неудовлетворенности работой.

Приходят родители с просьбой помочь адаптации ребенка в детском саду или в первом классе школы, детям с гиперактивностью, с такими проблемами как заикание, различные страхи, непонимание учителя в целом или по какому-то предмету, плохой почерк, сложности в чтении, письме, счете у младших школьников и не только.

Со стрессом связаны 90 % всех заболеваний, поэтому эффективна помощь психолога-кинезиолога при депрессивных состояниях, синдроме хронической усталости, частых простудах, энурезе и энкапрезе (ночное недержание мочи и кала), аллергии, головных болях, артериальной гипертонии, болезнях суставов, желудочно-кишечного тракта и других систем.

Многие хотят что-то изменить в своем характере или поведении, например, сниженное настроение, лень, обидчивость, плаксивость, раздражительность, агрессивность, кого-то беспокоит неумение отстаивать свою точку зрения. Несколько подростков обратились за помощью обходиться в общении без мата, чем удивили и порадовали.

Православие дает четкие ориентиры на нашем жизненном пути. Психология, в частности кинезиология, которую я практикую, помогает человеку снять стресс, вернуть состояние выбора, способность видеть эти ориентиры, принимать решения, брать ответственность за свои поступки, свою жизнь в свои руки, вернуть себе свой собственный авторитет и веру в высшие идеалы.

Неслучайно возникло понятие – православный психолог. Психологические приемы, техники, методики могут быть мирскими, традиционными и нетрадиционными, главное это помочь человеку вспомнить о своей божественной природе. Православный психолог строит свою работу так, чтобы клиент вместе с успешностью, уверенностью в себе обрел спокойствие и мир в душе, и главное, чтобы в сердце его поселилась любовь, ведь сам Бог есть любовь.

И со страхами психолог помогает справиться, но один страх должен быть у человека – страх Божий.

Если разобраться, успешность на земле неразрывно связана с Верой. Не зря вера, доверие и уверенность имеют один корень. Твердая вера, доверие Творцу и миру, Им созданному, дает уверенность. Если мы поступаем согласно Божиим заповедям, то уверены в себе и в своем деле. Если занимаемся богоугодным делом, сам Господь Бог нам покровительствует.

Спокойствие и мир в душе – это ли не смирение – жить с миром, быть в мире. Смирение, доверие идут нога в ногу силой духа. Важно и нужно иметь крепость духа, способность постоять за правду, за своих детей, за землю свою. Вспомните, кто пошел с Дмитрием Донским против татаро-монгольского войска – два монаха Александр Пересвет и Родио́н Осля́бя, а благословил их на знаменитую Куликовскую битву Сергий Радонежский.

А страх Божий это не страх кары небесной, это опасение потерять связь с Богом, потерять Его любовь, а, следовательно, душевный мир, гармонию, покой.

Лучшие психологи мира изучают религиозный опыт, духовные практики разных культур, святые книги, пытаются использовать многовековую мудрость для решения тех проблем, с которыми они сталкиваются в своей практике. Процитирую Данте: «Если хочешь увидеть путь к Богу, встань к дьяволу спиной». И хорошо, что люди понимают это, борются со своими страстями, недостатками, ошибками. Подтверждение тому – очередь на исповедь и причастие. Чтобы увидеть, осознать свои ошибки, захотеть измениться и найти для этого силы, и нужна в помощь Церкви православная психология.

Лариса Юхта, психолог, кинезиолог, Действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, Действительный член Ассоциации Профессиональных Кинезиологов



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на ноябрь 2020

Православные христиане в ноябре 2020 года отмечают несколько важных церковных праздников, таких как Казанской иконы Божией Матери, Собор Архистратига Михаила и другие.

Также на ноябрь приходится восемь постных дней, а 28 ноября начинается Рождественский пост....

Выбор редакции