«Перед лицом глобальной опасности»: патриарх Кирилл назвал главные угрозы для человечества

Просмотрено: 165 Отзывы: 0

«Перед лицом глобальной опасности»: патриарх Кирилл назвал главные угрозы для человечества

Святейший Патриарх Кирилл, выступая 25 октября 2022 года на пленарном заседании XXIV Всемирного Русского Народного Собора в храме Христа Спасителя в Москве, обозначил главные угрозы, стоящие в настоящий момент перед человечеством.

Опасность ядерной катастрофы

Предстоятель Русской Церкви с сожалением констатировал, что человечество сегодня не демонстрирует явной готовности «внимать Божественному гласу и следовать призыву Создателя» и «воспринимать Его волю в качестве определяющего ориентира в своих действиях».

– С сожалением приходится признать, что в XXI веке человечество не обнаруживает особой готовности к следованию по «пути жизни», предложенному Создателем: «Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30, 19). Ныне перед лицом глобальной опасности ядерной катастрофы эти слова вновь звучат с особой напряженностью и с особой силой, – сказал Первосвятитель.

Патриарх Кирилл заметил, что все это происходит на фоне, с одной стороны, постоянного умножения технических возможностей человека, с другой – возрастания старых и возникновения новых опасностей.

– Это истощение природных ресурсов и загрязнение среды обитания, возникновение новых инфекций, погружение значительной части наших современников в виртуальный мир и связанный с этим отрыв от реальности, оттачивание изощренных способов манипуляции как личным, так и массовым сознанием, создание систем, могущих обеспечить тотальный контроль над человеком и наиболее остро ощущаемое нами сегодня умножение вооруженных столкновений и конфликтов на Земле, – пояснил Святейший.

Секуляризация, заставляющая признать грех добродетелью

Еще одна глобальная опасность для человечества, по мнению патриарха Кирилла, это секуляризм, который на определенном этапе подводит общество к тому, чтобы признать грех добродетелью.

– Секуляризация на определенном этапе заставляет общество признать грех добродетелью и стремится сделать религиозные общины соучастниками этого нравственного преступления. Нет понятия греха, есть понятие вариантность человеческого поведения. Есть понятие соблюдения или несоблюдения закона, но понятие греха в секулярном сознании отсутствует, – сказал Святейший.

Первосвятитель с сожалением отметил, что в наши дни примеров тому множество, но им надо противостоять.

– Достаточно вспомнить факты признания брачного статуса за гомосексуальными парами, введение в систему медицины практики эвтаназии, содержащие неоправданный риск и непредсказуемые последствия эксперименты с генетическими материалами. Однако наша общая задача – противостоять подобным явлениям, – отметил патриарх Кирилл.

Секулярный универсализм, основанный на потакании страстям

Секулярный универсализм Нового времени, основанный на потакании человеческим страстям, как считает Предстоятель Русской Церкви, является еще одной угрозой для современного общества.

– Будущее человечества напрямую зависит от того, чтó оно выберет: традиционные ценности и духовный опыт множества поколений, отраженный в культурной матрице, или же секулярный универсализм Нового времени, основанный на потакании человеческим страстям, – заявил Первосвятитель.

Патриарх Кирилл напомнил, что России пришлось пережить атеистические гонения в ХХ веке, когда «подвиги мученичества и исповедничества за веру совершались на фоне массового распространения и методичного внедрения в сознание людей радикальных секулярных идей».

По словам Святейшего, с высоты минувших десятилетий особенно ярко видится трагизм отпадения человека от своего высокого призвания и отказа от традиционных норм морали, происходивший на фоне роста секуляристских тенденций в обществе, принимавших иногда формы откровенного богоборчества.

– Искренне убежден, что одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед нами, – не допустить повторения подобного безумия атеистических репрессий против проявлений религиозной веры и религиозной практики, – сказал в этой связи Первоиерарх.

Трансгуманизм, нацеливающий на создание суррогата человека

Серьезную обеспокоенность вызывает, по словам Предстоятеля Русской Церкви, и трансгуманизм, нацеливающий общество на создание суррогата человека, способного подменить собой человека подлинного.

– Трансгуманизм – это идеология радикального изменения человеческой природы, предполагающая достижение актуального бессмертия, перенесение человеческого сознания за пределы биологического тела, на иную материальную платформу. Звучит как фантастика, но это учение опасно и неприемлемо, потому что нацеливает общество на создание суррогата человека, способного, в конечном счете, полностью подменить собой подлинного человека, – заявил патриарх Кирилл.

В связи с этим, Святейший призвал помнить, «что вопрос о природе человека и его личности – это вопрос совершенно не технический».

– Это проблема глобального мировоззренческого порядка, игнорировать которую было бы в высшей степени опасно, – резюмировал Первосвятитель.

Глобализм против института традиционной семьи

Прямая угроза, как отметил Предстоятель Церкви, исходит и от глобализма, направленногопротив института семьи как прочной структуры, сохраняющей и передающей традицию.

– Глобализация не делает мир более сплоченным. Внешняя унификация образа жизни на разных частях земного шара сопровождается отчуждением людей друг от друга, распадом общин, семей и пандемией одиночества, – сказал Первоиерарх.

При этом, продолжил патриарх Кирилл, глобализация «зачастую оказывает негативное воздействие и на духовную жизнь общества, поскольку она разрушает многовековые культурные устои и стремится нивелировать роль традиционных нравственных принципов в жизни общества».

– Глобализм организует интеграционные, объединительные процессы через ослабление и разрыв глубоких духовных связей между людьми, а также между Богом и человеком. Глобализм – это не религиозная доктрина, там нет места Богу. Именно поэтому все глобалистские проекты направлены против института семьи как прочной структуры, сохраняющей и передающей традицию, – подчеркнул Святейший Патриарх.

Кроме того, указал Первосвятитель, глобализм «направлен против любых крупных устойчивых исторических общностей – и в первую очередь, конечно, национальных и религиозных».

– Поэтому неудивительно, что в настоящее время в качестве глобалистского инструмента широко используется борьба всевозможных меньшинств (как правило, отрицающих традиционные ценности). И эту борьбу меньшинства ведут против большинства, – добавил Святейший.

По мнению патриарха Кирилла, существует два пути реакции на вызовы глобализма.

– Первый, с которым невозможно согласиться, заключается в адаптации и подчинении духовной жизни требованиям глобализма, в одобрении и, в том числе, благословении пороков. По этому пути идут наши коллеги на Западе, в том числе называющие себя христианами. Некоторые представители христианских церквей и общин идут на эти шаги с целью избежать критики, чтобы стать «своими» в глобальном, секуляризованном мире. Однако этот соглашательский путь не спасает духовную жизнь общества от упадка, но ускоряет этот процесс, – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.

– Второй путь общественной жизни можно назвать «узким», то есть трудным, тернистым. Он требует открытого свидетельства об Истине, невзирая на давление и негативную реакцию со стороны внешних сил, в том числе глобалистских, – заключил Святейший.

Надежда есть: культурная самобытность, обращение к традиции, религия

И, тем не менее, как считает патриарх Кирилл, у человечества есть возможность защитить себя от новых угрожающих ему вызовов. В числе таких средств, Первосвятитель выделил культурную самобытность, обращение к традиции и религию.

– Миграционные процессы в Западной Европе приводят к тому, что религиозные модели общественного устройства экспортируются в страны европейской культуры, где значение религиозных институтов в последние столетия снижалось, – сказал Предстоятель Церкви.

Таким образом, продолжил Святейший, «несмотря на активно происходящие в этих государствах модернизационные процессы, удельный вес религий здесь возрастает и этот факт не может быть безразличным для религиозной жизни европейцев».

– Храмы превращаются в мечети, храмы пустеют, а люди, приехавшие из третьего мира в Европу, активно развивают свою религиозную жизнь. Разве это не вызов для европейцев, европейской культуры, разве это не вызов европейскому секуляризму? – сказал патриарх Кирилл.

По словам Первосвятителя, в условиях распространения либеральных идей, призывающих к пересмотру традиционных нравственных ценностей, для значительного числа людей по-прежнему остаются востребованными механизмы сохранения своей культурной самобытности и обращения к традиции.

А поскольку религия имеет в этом вопросе ключевое значение, то создаются предпосылки для того, чтобы и религия могла бы стать вновь востребована, заключил Святейший Патриарх Кирилл.

Источник: https://foma.ru/pered-licom-globalnoj-opasnosti-patriarh-kirill-nazval-glavnye-ugrozy-dlja-chelovechestva.html



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на июль 2024 года

В июле в церковном календаре нет ни одного праздника, посвящённого жизни Христа. Но это не значит, что для православных этот месяц менее значим, чем другие. В...

Выбор редакции

Святая Великая княжна Ольга Николаевна Романова (1895–1918)

3/16 ноября 1895 года у Императора Николая II и его супруги Александры Федоровны родилась дочь – Великая княжна Ольга Николаевна. Венценосные родители...