Приблизилось Царство Небесное

Просмотрено: 1416 Отзывы: 0

Приблизилось Царство Небесное

Протоиерей Валентин Амфитеатров

В далекой теплой южной стране, на восточном берегу реки Иордан собрались толпы народа. Здесь были люди вся­ких возрастов и всякого состояния. Собравшись отовсюду, они соединились близ великого пророка, проповедника, пустынника.

Сын Захарии, святой Иоанн, перед собравшимся народом рассказывал о наступающих временах Нового Завета. Он гово­рил: Приготовьте путь Господу (Лк. 3,4). «Достойно, правой ду­шой и чистым сердцем встретьте Господа!» Народ слушал, удив­лялся проповеди, веровал наступающим лучшим временам и, по слову св. Иоанна, приносил исповедь, покаяние и крестился.

Однажды из бесчисленной толпы слушавших и пришедших для крещения от Иоанна отделился и приблизился к нему Чело­век. Это был кроткий, смиренный, по виду благообразный Пут­ник из Назарета, известный в Своем городе как Сын плотника и Сам Древодел.

Он смиренно просил Иоанна крестить Его, как и прочих. Креститель и исповедник многочисленных людей, объятый благоговейным трепетом, не решался на это и удерживал Его (см. Мф. 3,14).

Он, называющий себя гласом вопиющего в пустыне (см. Ин. 1, 23), отказывался крестить пришедшего Мужа (см. Ин.. 1, 30) по своему недостоинству, говоря: Мне надобно кре-ститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?

(Мф. 3,14). Иоанн Кре­ститель Духом Святым узнал, что перед ним стоял воплотившийся от Пресвятой и Пречи­стой Девы Марии Сын Божий.

Святой спраши­вал: «Зачем Тебе, Пре­чистому, креститься,

Ты Сам есть Источник всякой чистоты и святости?» — «Оставь ныне,— отвечал ему Иисус,— ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (см. Мф. 3,15).

Началось Крещение. Иисус погрузился в воды Иордана. Свя­той Иоанн, с благословением на устах, держал руку на Его главе. Вдруг взор пророка поражен был необычайным видением: не­беса отверзлись, из глубины их, в тишине, окруженный сияни­ем, сходил Дух Святой в виде голубя, и из тех же небесных высот слышался глас Божий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Кото­ром Мое благоволение (Мф. 3,17).

Этими словами Бог Отец указал всему человечеству на дав­но ожидаемого Спасителя. «Сей есть» — означает «не ищите, не ожидайте себе другого, это ни посредник, ни ученый, ни ти­тулованный вельможа, ни сказочный богач, но Сам Сын Мой, такой же Господь, как и Я; на Небе от вечности Он был Мне воз­любленным».

В один день великие дела Божии совершились на земле: Кре­щение Сына Божия в водах Иордана, схождение Духа Божия на Иисуса и свидетельство с Небес Бога Отца о Единородном Сыне Его, Господе нашем Иисусе Христе.

Богоявлением и действием всей Святой Троицы — Отца, и Сына, и Святого Духа — началось дело спасения человеческого рода.

В Крещении Господнем святая матерь наша Церковь издрев­ле видела не только прообраз духовного возрождения в купели Крещения, но и действительного освящения всей водной сти­хии прикосновением к ней воплощейного Божества.

Отсюда производят и существующее в Христианстве уста­новленное крестное хождение «к естеству вод» (см. Стихиру на Великое водоосвящение, глас 8), и водоосвящение, которое есть как бы безграничное распространение освятительных дей­ствий, бывших при Крещении Спасителя в Иордане.

Крестный ход в день Богоявления наглядно напоминает о вы­соком знаменательном шествии Иисуса Христа к Иоанну, на Иордан. Погружение святого креста в речные воды — наше ос­вящение в купели Святого Крещения и всегдашнее освящение в единении с Господом Спасителем через окропление святой водой, благодатию Святого Духа.

Во Христа крестившиеся во Христа облеклись (Гал. 3, 27). Царство Небесное, по заповеди Спасителя, обещано людям, омывшим свои грехи в купели Святого Таинства Крещения. По словам Иисуса Христа, принять это Таинство составляет безот­ложную необходимость. Кто не родится от воды и Духа, не мо­жет войти в Царствие Божие (Ин. 3,5).

Истину этих слов Господь наш доказал собственным приме­ром, когда Он, Безгрешный, Владыка творений, благоволил от смиренного пророка Иоанна принять Крещение в водах Иордана.

Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. По учению православных истолкователей апостольской мысли, это значит, что люди, принявшие звание христиан, с тем вместе обязались носить в сердце своем Божий страх.

Это чувство — качество высокой души. Оно на простом языке называется сосредоточенным вниманием к себе, благоговением ко всему святому, чистому и честному. Человек, исполненный страха Божия, чужд пошлости. Его чи­стая душа свидетельствует, что на нем всегда чиста одежда бла­годати, полученная им в купели Святого Крещения.

Во Христа облеклись — как приметить в себе и в других это облачение Христово? По ревности и усердию быть исправными в исполнении своей должности и лежащих на нас обязанностей. Честный, трезвый отец семейства, любящая мать, сочувствую­щий добру человек, опасающийся лжи и иных грехов,— вот кре­щеный и облеченный во Христа.

Нужно ли добавлять, что облеченный во Христа вообще несет с покорностью воле Божией возложенный на него обществом крест (например, нужду, нелюбовь, неблагодарность к нему род­ственников), а свои грехопадения омывает сердечными слеза­ми сокрушения и покорности в одинокой или вообще незримой миру молитве.

Взгляните же на себя. Чиста ли ваша крещальная одежда? А если она запятнана, то Святая Церковь указывает средство, омывающее ее. Она повторяет слова проповеди Иоанна Крести­теля к народу: Сотворите же достойные плоды покаяния... Уже и секира при корне дерев лежит. Всякое дерево, не приносящее до­брого плода, срубают и бросают в огонь (Лк. 3; 8,9).

Церковь повторяет и учение Спасителя, взывая к каждому из нас: Покайтесь, приблизилось Царство Небесное! (Мф. 4,17). Та­ков смысл нынешнего праздника, называемого также «праздни­ком Просвещения». Аминь.



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на апрель 2024 года

В середине весны верующие начинают готовиться к одному из главных событий для христиан — Воскресению Христову, которое мы привыкли также называть Пасхой....

Выбор редакции

Пяток 5-й седмицы Великого Поста 2024. Об акафисте Пресвятой Богородице

Песнми неусыпными благодарственно Град в бранех бодрую поет предстательницу.«Непрестанными песнями благодарный Город поет скорую Помощницу в...