Протоиерей Валентин Амфитеатров
В далекой теплой южной стране, на восточном берегу реки Иордан собрались толпы народа. Здесь были люди всяких возрастов и всякого состояния. Собравшись отовсюду, они соединились близ великого пророка, проповедника, пустынника.
Сын Захарии, святой Иоанн, перед собравшимся народом рассказывал о наступающих временах Нового Завета. Он говорил: Приготовьте путь Господу (Лк. 3,4). «Достойно, правой душой и чистым сердцем встретьте Господа!» Народ слушал, удивлялся проповеди, веровал наступающим лучшим временам и, по слову св. Иоанна, приносил исповедь, покаяние и крестился.
Однажды из бесчисленной толпы слушавших и пришедших для крещения от Иоанна отделился и приблизился к нему Человек. Это был кроткий, смиренный, по виду благообразный Путник из Назарета, известный в Своем городе как Сын плотника и Сам Древодел.
Он смиренно просил Иоанна крестить Его, как и прочих. Креститель и исповедник многочисленных людей, объятый благоговейным трепетом, не решался на это и удерживал Его (см. Мф. 3,14).
Он, называющий себя гласом вопиющего в пустыне (см. Ин. 1, 23), отказывался крестить пришедшего Мужа (см. Ин.. 1, 30) по своему недостоинству, говоря: Мне надобно кре-ститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
(Мф. 3,14). Иоанн Креститель Духом Святым узнал, что перед ним стоял воплотившийся от Пресвятой и Пречистой Девы Марии Сын Божий.
Святой спрашивал: «Зачем Тебе, Пречистому, креститься,
Ты Сам есть Источник всякой чистоты и святости?» — «Оставь ныне,— отвечал ему Иисус,— ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (см. Мф. 3,15).
Началось Крещение. Иисус погрузился в воды Иордана. Святой Иоанн, с благословением на устах, держал руку на Его главе. Вдруг взор пророка поражен был необычайным видением: небеса отверзлись, из глубины их, в тишине, окруженный сиянием, сходил Дух Святой в виде голубя, и из тех же небесных высот слышался глас Божий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3,17).
Этими словами Бог Отец указал всему человечеству на давно ожидаемого Спасителя. «Сей есть» — означает «не ищите, не ожидайте себе другого, это ни посредник, ни ученый, ни титулованный вельможа, ни сказочный богач, но Сам Сын Мой, такой же Господь, как и Я; на Небе от вечности Он был Мне возлюбленным».
В один день великие дела Божии совершились на земле: Крещение Сына Божия в водах Иордана, схождение Духа Божия на Иисуса и свидетельство с Небес Бога Отца о Единородном Сыне Его, Господе нашем Иисусе Христе.
Богоявлением и действием всей Святой Троицы — Отца, и Сына, и Святого Духа — началось дело спасения человеческого рода.
В Крещении Господнем святая матерь наша Церковь издревле видела не только прообраз духовного возрождения в купели Крещения, но и действительного освящения всей водной стихии прикосновением к ней воплощейного Божества.
Отсюда производят и существующее в Христианстве установленное крестное хождение «к естеству вод» (см. Стихиру на Великое водоосвящение, глас 8), и водоосвящение, которое есть как бы безграничное распространение освятительных действий, бывших при Крещении Спасителя в Иордане.
Крестный ход в день Богоявления наглядно напоминает о высоком знаменательном шествии Иисуса Христа к Иоанну, на Иордан. Погружение святого креста в речные воды — наше освящение в купели Святого Крещения и всегдашнее освящение в единении с Господом Спасителем через окропление святой водой, благодатию Святого Духа.
Во Христа крестившиеся во Христа облеклись (Гал. 3, 27). Царство Небесное, по заповеди Спасителя, обещано людям, омывшим свои грехи в купели Святого Таинства Крещения. По словам Иисуса Христа, принять это Таинство составляет безотложную необходимость. Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3,5).
Истину этих слов Господь наш доказал собственным примером, когда Он, Безгрешный, Владыка творений, благоволил от смиренного пророка Иоанна принять Крещение в водах Иордана.
Во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. По учению православных истолкователей апостольской мысли, это значит, что люди, принявшие звание христиан, с тем вместе обязались носить в сердце своем Божий страх.
Это чувство — качество высокой души. Оно на простом языке называется сосредоточенным вниманием к себе, благоговением ко всему святому, чистому и честному. Человек, исполненный страха Божия, чужд пошлости. Его чистая душа свидетельствует, что на нем всегда чиста одежда благодати, полученная им в купели Святого Крещения.
Во Христа облеклись — как приметить в себе и в других это облачение Христово? По ревности и усердию быть исправными в исполнении своей должности и лежащих на нас обязанностей. Честный, трезвый отец семейства, любящая мать, сочувствующий добру человек, опасающийся лжи и иных грехов,— вот крещеный и облеченный во Христа.
Нужно ли добавлять, что облеченный во Христа вообще несет с покорностью воле Божией возложенный на него обществом крест (например, нужду, нелюбовь, неблагодарность к нему родственников), а свои грехопадения омывает сердечными слезами сокрушения и покорности в одинокой или вообще незримой миру молитве.
Взгляните же на себя. Чиста ли ваша крещальная одежда? А если она запятнана, то Святая Церковь указывает средство, омывающее ее. Она повторяет слова проповеди Иоанна Крестителя к народу: Сотворите же достойные плоды покаяния... Уже и секира при корне дерев лежит. Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Лк. 3; 8,9).
Церковь повторяет и учение Спасителя, взывая к каждому из нас: Покайтесь, приблизилось Царство Небесное! (Мф. 4,17). Таков смысл нынешнего праздника, называемого также «праздником Просвещения». Аминь.