Протоиерей Иосиф Скиннер: «Идет духовная борьба за душу России»

Просмотрено: 348 Отзывы: 0

Протоиерей Иосиф Скиннер: «Идет духовная борьба за душу России»

На путь священства отца Иосифа направил Митрополит Антоний Сурожский, а Россия оставила глубокий отпечаток в сердце на всю жизнь. Священник сетует, что у Православной Церкви в Англии много проблем, но отмечает, что англичане проявляют интерес к Православию. О жизни Сурожской епархии, Митрополите Антонии (Блуме), движении «Black lives matter» и пандемии COVID-19 – наша беседа с протоиереем Иосифом Скиннером.

Протоиерей Иосиф Скиннер

Протоиерей Иосиф Скиннер

– Как вы пришли к православной вере и почему сделали выбор в ее пользу?

– Моя мама – ирландка-католичка, отец принадлежал к Англиканской церкви. Меня крестили в Католической церкви, отправили учиться в хорошую католическую школу. Но когда мне было 15 лет, я совсем отвернулся от веры. Поступил в Кембридж. И тогда я был удивлен тем, что большинство сверстников из моего круга общения – верующие люди. Так я снова стал практикующим католиком.

Ну, а потом я женился в 1979-м году и поехал в Грецию (это было связано с моей учебой). Там-то и произошла моя встреча с Православием. Поразило меня богослужение, внешнее благолепие, иконы, но, прежде всего, – как отдавались молитве простые прихожане. Я почувствовал, что Православие – настоящая, исконная христианская вера. Прошло некоторое время, пока я жил с этой мыслью. Вернулся в Англию, сравнивал бывший мне тогда родным Католицизм с Православием и пришел к убеждению об истинности Православия.

Я никогда до конца не мог принять в католичестве догмата о непогрешимости Папы Римского. Но это не главное. Главное – это опыт молитвы в Православной Церкви. Мне уже 65, и я помню Католическую церковь во времена, когда месса служилась на латыни, была еще какая-то красота богослужения и храмового пространства, сохранялось и чувство благоговения у верующих. К сожалению, после II Ватиканского Собора многого из этого не стало. И до меня окончательно это дошло именно после того, как я встретил православных христиан.

– А почему выбрали священнический путь служения?

– Честно говоря, никогда не чувствовал, что самостоятельно выбрал священство. Господь избрал – могу так сказать. Это ни в коем случае не были мои личные амбиции. Принял Православие, стал регулярно ходить в храм на богослужения, нести какие-то послушания в алтаре, общаться с духовенством, и этот вопрос начал возникать как-то сам собой. Но конкретный вопрос «быть или не быть» я задал Митрополиту Антонию (Блуму) при последней нашей с ним встрече. И он меня благословил на священство.

И вот, я уже 13 лет как священник, до этого был диаконом. Служу при Лондонском кафедральном соборе во имя Успения Божией Матери. Еще я настоятель четырех приходов вне Лондона, секретарь епархиального совета, руководитель отдела информации и издательства, отдела межправославных отношений Сурожской епархии. Помимо богослужения, я несу самые обычные для любого священника послушания: пастырское окормление – у нас довольно много прихожан, веду библейский кружок, занимаюсь катехизацией.

– Расскажите о своих впечатлениях от общения с владыкой. Что вам больше всего запомнилось в нем?

– Я познакомился с Митрополитом Антонием в 1986-м году, когда пришел в наш кафедральный собор в Лондоне. Он сам меня рукополагал в диакона. Я имел счастье и честь сослужить ему в последние 8 лет его жизни. Всегда был рядом с ним в алтаре. Ну, что про него можно сказать? Это всем известно: он апостол! Настоящий проповедник, можно назвать владыку новым апостолом Павлом – благодаря той роли, которую сыграла в его жизни личная встреча со Христом. Митрополит Антоний был очень образованным человеком. Он нашел общий язык с современным человеком, к какому классу тот бы ни принадлежал. В последние годы его жизни я заметил в нем огромное чувство благодарности, как по отношению к Богу, так и к людям. Он говорил, что благодарность – важное христианское качество, великая добродетель, которая потихоньку ведет человека к смирению. Собственно, владыка Антоний так и жил.

– Прихожане вашего храма – кто они? Русские (которых немало в Лондоне), или есть и местные жители?

– Большинство – русские люди из разных стран бывшего СССР. Но есть местные – 5–10 % от общего числа прихожан. Радует, что это активные, серьезные люди. Кроме русских, немало среди наших прихожан украинцев, белорусов, прибалтов. В последнее время появились молдаване.

– Какова примерная численность прихожан, их активность в организации приходской жизни?

– В соборе по воскресным дням собирается около 500 человек, а на Пасху – 2–3 тысячи. У нас большая приходская школа, сейчас в ней занимается около 140 учеников. Хор очень хороший, хотя и состоит из любителей, то есть из прихожан, а не нанятых певчих. Социальная служба прихода помогает больным детям из семей, которые приезжают в Лондон издалека на лечение. Но это в соборе. А приходы у нас, как правило, небольшие, 20–150 человек. Но зато там можно найти настоящую церковную общину! Отношения у них – как в семье.

– С какими трудностями и проблемами сталкивается община, епархия и Православная Церковь в Англии?

– Проблем много. Во-первых, не хватает священников, храмов и денег. Большинство клириков вынуждены трудиться на светской работе, чтобы выжить и прокормить семью. У нас все, как говорит Господь: «жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9, 37). Во-вторых, у нас, к сожалению, пока нет англоязычной системы духовного образования для ставленников. Русскоговорящий человек может заочно учиться в русской семинарии и потом рукополагаться. Но у нас есть и прихожане-англичане, которые хотели бы стать священниками, а им куда деваться?

Еще одна проблема – секуляризация всех сфер общественной жизни. Люди начали забывать христианские основы их культуры. Ну, и в Англии есть проблема с русофобией, время от времени нагнетаемой СМИ, которая осложняет жизнь некоторых наших прихожан, особенно тех, кто живет в смешанном браке.

– Как на этом фоне строятся взаимоотношения епархии с властью?

– Нас стараются не замечать. Бывает, зовут вместе с представителями иных конфессий на мероприятия, посвященные окончанию мировой войны. Если какое-то внимание нам и оказывается, то очень формально.

– Как у православных складываются отношения с англиканами и католиками?

– Знаете, в прошлом отношения с англиканами были довольно теплыми. Например, активно действовало Содружество Святого Албания и Святого Сергия, целью которой было сближение православных и англикан. А теперь мы видим, что англикане все больше уходят от христианской традиции. С другой стороны, местные потихоньку начинают обращаться к Православию. Поэтому отношения с англиканами сегодня сложнее.

С католиками, наоборот, отношения даже лучше, чем были раньше. Большинство наших приходов не имеют своих храмов и вынуждены арендовать помещения. Как правило, католические общины тепло приветствуют наши обращения к ним с этой целью.

– А что поменялось в отношениях с представителями Константинопольского Патриархата после прекращения евхаристического общения?

– На личном уровне ничего не изменилось. Где было знакомство или дружба между священниками – она сохранилась. Но, к сожалению, мы не можем вместе служить.

– Какими Поместными Церквями представлены приходы Лондона?

– Константинопольской, Русской (включая МП и РПЦЗ), Румынской, Сербской, Антиохийской, Болгарской и Грузинской Церквями. Раньше у нас была такая практика: на Торжество Православия собирались представители всех Церквей и служили вечерню. Каждый год ходили к кому-то в гости. Например, один год служили у греков, на следующий – у сербов, потом у нас, и так далее. Теперь это, к сожалению, невозможно.

– Западную цивилизацию иногда называются «постхристианской». На ваш взгляд, насколько оправдан этот термин?

– Я считаю, что процесс ухода от подлинного христианства длится на Западе более 1000 лет. Сначала процесс шел незаметно, а сегодня это происходит стремительно. Но все-таки до сих пор в английском обществе сохраняются христианские ценности, такие, как достоинство человека, уважение друг к другу, справедливость, и даже знаменитая английская вежливость.

– Как сказались на приходской жизни ограничения, связанные с пандемией коронавируса? И каково отношение к этой ситуации лично у вас и у прихожан?

– Главной проблемой карантина было прекращение публичных богослужений и замена их онлайн-службами. Не меньшую тревогу вызывает снижение уровня взаимодействия и общения между прихожанами. Также мы не имели возможности крестить детей, венчать пары и исполнять прочие требы. Конечно же, усилились и финансовые проблемы приходов.

Пандемия и ее последствия заставили нас быть более ответственными по отношению к своей духовной жизни и научиться ценить то, что мы имели в прошлом с избытком: возможность ходить в церковь, когда захочешь. Меня лично беспокоит истерия, нагнетаемая СМИ, и тот факт, что последствия принимаемых ограничительных мер могут нанести нашему обществу больший вред, чем сама пандемия.

– Насколько активна православная миссия в Великобритании?

– К сожалению, не очень активна, если говорить честно. Есть проблема менталитета эмигрантов: мы благодарны Англии за то, что были приняты ею, рады, что можем верить так, как мы хотим, и поэтому беспокоить «прозелитизмом» никого не будем. Но ничего не бывает без Промысла Божьего. В Англию целое столетие идут одна за другой волны миграции, приехали сотни тысяч православных. Количество православных приходов увеличилось. Православие стало доступнее для местных. Хотя мы и не ведем активной миссионерской деятельности как таковой, к нам обращаются местные жители с желанием больше узнать о Православии, даже с желанием присоединиться к Церкви, креститься. Нам уже трудно справляться с таким количеством интересующихся. Я только что получил благословение проводить онлайн-курс православной катехизации. Люди жаждут, а у нас есть Живая Вода Господа нашего Иисуса Христа, и ей надо делиться.

– Почему консервативная Англия идет на поводу у мировых трендов мультикультурализма? Как стали возможным акции сторонников движения Black Lives Matter в стране, находящейся по другую сторону Атлантики от эпицентра проблемы?

– Англия уже давно довольно неоднородна по национальному составу. Может быть, вас это удивит, но процессы активной миграции в страну идут последние полвека, по крайней мере. Это связано в том числе с колониальной политикой страны в прошлом. В современном мире пространство не имеет большого значения. Есть Интернет, есть СМИ. Надо признать, что расизм – мировая проблема, он случается и у нас. Это зло, это грех. Но, с другой стороны, это движение имеет свою повестку дня, которую мы не можем принимать. Это довольно деликатный вопрос.

– Вы когда-то были в России? Если да, что вас больше всего потрясло в нашей стране?

– Первый раз в 2000-м году я присутствовал в храме Христа Спасителя на прославлении Царя Николая Второго, Царской семьи и собора Новомучеников и исповедников Российских. Был несколько раз в паломничестве в Дивеево. Что меня поразило… Во-первых, подвиг новомучеников. Во-вторых, щедрость простых людей. В-третьих, Дивеево, место, освященное подвигом батюшки Серафима, где благодать буквально разлита в воздухе.

У меня было после посещения вашей страны такое чувство, что идет какая-то духовная борьба за душу России. И результат этой борьбы будет иметь значение для всего мира.



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на декабрь 2022 года

Введение во храм Пресвятой Богородицы, День Николая Чудотворца 一 вот лишь несколько дат православного календаря, которые выпадают на конец года. О них и других...

Выбор редакции

Путь к Рождеству

Интерактивный календарь ожидания Рождества для детей и взрослых / А. А. Сапрыкина ; художник Е. А. Цымбаревич. – Москва : Вольный Странник,...