Пушкин: пророчество об Инстаграме, разговоры с детьми о браке и Сретенские паремии

Просмотрено: 142 Отзывы: 0

Пушкин: пророчество об Инстаграме, разговоры с детьми о браке и Сретенские паремии

Иллюстрация к «Сказке о мертвой царевне»

Иллюстрация к «Сказке о мертвой царевне»

Как помочь детям не просто научиться читать, а полюбить чтение? Как привести литературу – именно литературу, а не книжки с буквами – в свою жизнь, в свой дом? Задача актуальная и с каждым годом нашего высокоскоростного века, кажется, все более сложная. Вообще, на эту тему мы уже говорили, и не раз (см. «Образование в семье: полюбить чтение и привести литературу в дом»). А сейчас попробуем посмотреть на эти вопросы чуть ближе и чуть практичнее. Посмотрим, как в жизнь семьи может войти «солнце русской поэзии», посмотрим, как малышам и подросткам можно дружить с Пушкиным – и так, чтобы это было интересно самим родителям. Конечно, все сказанное ниже является очень личным опытом, и я нисколько не претендую на то, что это какой-то универсальный подход. Это важный момент: литература – вещь интимная, как, впрочем, и жизнь каждой семьи. Такие истории долго зреют, медленно растут и приносят очень разные плоды, и что русскому весьма хорошо – то немцу так себе покажется.

Пушкин с малышами

Есть такие детские книжки, которые взрослым читать совсем неинтересно. Скучная повинность – ведь кто-то сказал, что родители должны читать детям, это культура, это якобы развитие, и вообще, «положено». Усталый несчастный папа после трудового дня вынужден читать своему трехлетнему ребенку бестолковую историю про какого-то нелепого поросенка. В четвертый раз за день. В 230-й раз за последние полгода. Ребенок видит: родителей это все достало.

Если «чтение ребенку вслух» – повинность для родителей, будет ли у ребенка шанс по-настоящему полюбить книгу? Станет ли культура чтения – культурой ребенка? Почему бы и нет: шансы есть всегда. Но чтобы шансы были большими и реальными, конечно, просто читать, лишь бы были буквы на бумажном носителе, – этого мало. Мне кажется, идеальный вариант – когда родителю самому действительно хочется читать именно эту книжку. Когда ты с удовольствием почитала бы сама себе – но вот ведь как здорово сложилось: это чтение можно повернуть как «я-правильная мать-читаю-ребенку-вслух». В этом случае чтение детям может быть частью ритуала «укладывания ребенка спать» (об этом я тоже как-то писала: «Уложить детей спать: время воспитания, образования и единомыслия»), может быть формой общения родителей с детьми, формой проведения свободного времени. Но при этом будет еще и отдыхом для родителей. Отдыхом, а не нагрузкой. И ребенок не просто увидит книгу, услышит какие-то звуки. Он в первую очередь будет считывать важную идею: чтение книг – это интересно, это здорово, взрослые люди это любят.

У каждого из нас есть свои предпочтения в выборе книг. Часто родителям могут быть интересны книжки, ориентированные именно на малышей. Например, когда я читала своему первому малышу сказки Сутеева, я вспоминала свое детство, и поэтому сами сказки, картинки к ним – все это было в радость. Но один и тот же Сутеев ежедневно, ежегодно в течение почти 20 лет – а если дети в семье периодически рождаются, постоянно есть малыши-слушатели, – это взорвет самого большого поклонника этого самого Сутеева.

Но есть книги, которые, кажется, интересно читать всегда, в любом возрасте, и почти в безграничных количествах. Например, вполне детские книги, ориентированные при этом на взрослых – Льюис Кэрол и Клайв Стейплз Льюис, Толкин. Но, кажется, впереди всего этого и на все времена – сказки Пушкина.

Почему творения Александра Сергеевича полезно и почти обязательно читать детям – кажется, понятно. Ведь это не просто закрученные сюжеты – это поэзия, это русский язык, это литературный язык. И если какая-то сказка особенно полюбилась малышу, он просит читать ее снова и снова – так действительно формируется и словарная культура, и литературный вкус, даже у трехлетнего ребенка. Малыши могут с легкостью, автоматически запоминать фрагменты сказки наизусть, а так, запросто, наши дети приобщаются к подлинной русской литературе.

Но вообще я бы хотела сказать о том, почему и как родителям может быть интересно перечитывать эти сказки.

Глубинные установки

Когда моему старшему малышу было годика три, он очень любил сказку Пушкина «О Мертвой царевне и семи богатырях». Название так себе, особенно в устах малыша:

– Мама, почитай «Мертвую царевну»!

– Мы вчера два раза читали эту сказку, давай про царя Салтана.

– Нет, хочу «Мертвую царевну»!

Я читала снова и снова, младший малыш уже засыпал, а этот, уже сонный, шептал, повторяя за мной:

Королевич Елисей,
Помолясь усердно Богу,
Отправляется в дорогу…

И вот я уже готова была изобразить потерю любимой детской книжки, как вдруг, на мое счастье, подоспела очередная курсовая по очередному литературоведению. По герменевтике. На каком материале готовить работу? Меня осенило: конечно, надо брать сказки Пушкина, хоть какая-то польза мне будет от этих бесконечных чтений. Оставалось взять в руки карандаш и каждый раз во время чтения детям отмечать на полях книги нужные мне фрагменты сказки. И здесь как раз оказалось просто необходимо читать и перечитывать. Проверять правильность своих предположений, выводов. Находить ключевые темы, анализировать их… Вскрывались новые и новые слои, выстраивались удивительные связи – с другими пушкинскими произведениями, с социальными движениями, конечно – с Евангелием. Это оказалось бесконечно интересно. Между прочим, увидеть самим и показать детям умение анализировать литературные тексты, в первую очередь – пушкинские, могут помочь Валентин Непомнящий или Александр Ужанков. Как раз научиться читать, раскрывать смысл буквально каждого слова…

Потом, со временем, когда дети подрастали, мы обсуждали с ними – и с мужем при них – эти невероятно важные вещи. Иногда ответ на какой-то детский вопрос или разговор на какую-то конкретную тему может выходить на литературу, и вот – на сказки Пушкина. Как понятная и наглядная иллюстрация.

Вот, например, зависть.

Именно в сказках Пушкин удивительно тонко и точно показал, как зависть разрушает отношения между людьми, разрушает семьи, государства, убивает душу самого завистника. Злая мачеха задумала убить царевну, потому что была «черной зависти полна». Ткачиха с поварихой также пошли на убийство своей сестры и племянника, потому что «завидуют оне государевой жене». Как рождается зависть, каков механизм ее действия, как это все работает – обо всем ярко и понятно сказал Пушкин. Развивать тему и обосновывать можно и нужно долго и глубоко – и все это родители и дети могут освоить во время чтения пушкинских сказок. Даже совсем маленьким детям можно рассказывать о зависти – впрочем, как и о многом другом – именно на примере этих сказок.

Или вот еще одна тема – брак.

Сквозная тема в произведениях Пушкина, в зрелом периоде творчества нашего великого поэта, – тема по-настоящему христианская, именно православная. И вот что важно и интересно: в сказке о царе Салтане, и в сказке о Мертвой царевне Пушкин говорит о браке так, что эту тему можно – и, мне кажется, нужно – обсуждать даже с малышами. Вот крошечный эпизод. Семь богатырей предлагают царевне выбрать одного из них в качестве мужа. И царевна отвечает:

Как мне быть? Ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей.

Эта тема – по-другому, но все о том же – в «Евгении Онегине»:

Но я другому отдана
И буду век ему верна.

Представление о верности, о том, что брак, даже обещание брака – это святыня, это ценность, это навсегда, – этому, мне кажется, мы можем учить даже маленьких детей. Когда большие станут – поздно будет…

А ведь в сказках Пушкина есть множество других очень важных тем, которые составляют – ни много ни мало – основание всей нашей русской православной цивилизации. Например, тема царя и царства. Выделение ключевых слов и подробный, пошаговый анализ позволяет увидеть такие нетривиальные аспекты этой темы, что мы снова и снова захотим перечитывать своим малышам эти сказки. Уже не для того, чтобы уложить детей спать, а просто потому, что самим интересно. Читаем малышам медленно, почти нараспев. Да, с карандашом в руке. Дети засыпают – а нам есть о чем подумать.

Тексты таких великих авторов, как Гомер, Шекспир и наш Пушкин, можно и правда читать каждый год. По крайней мере можно много раз перечитывать – и открывать каждый раз что-то новое. Кажется, я читала всего Пушкина тысячу раз, вдоль, поперек и наоборот. И вот сейчас один из наших детей учится во втором классе на семейной форме обучения, и по программе полагается изучить сказки Пушкина. Садимся вместе, в обнимку. Я читаю вслух, ребенок слушает. За один подход читаем совсем небольшой фрагмент, обсуждаем все, что только можно: кто, куда, зачем, почему… И вдруг я вижу такую вещь: «Царица злая» делает селфи. «Да, мама, она делает селфи!»

Фантастика: это настоящее пророчество об Инстаграме. Или, может, нет ничего нового в этом мире под луной?

Итак, царица смотрится в зеркало. В маленькую штучку такую, где она видит сама себя, свое лицо. Штучка с изображением лица царицы говорит: «Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее». Подставим вместо зеркала смартфон. Царица смотрит свою соцсеть, где она выкладывает свои фотки. И читает: «Ты супер!», «Класс!», «Круто!», «Какие шикарные у вас волосы!», «Где вы покупаете помаду?!», «Не верю, это пластика!»

Царица уже не видит живых людей вокруг себя, она живет зазеркальной реальностью – только со своим зеркальцем «она была добродушна, весела», и только с ним эта красивая замужняя женщина «приветливо шутила»… Весь мир ее – в этом зеркальце-смартфоне, все ее счастье – в восторженных комментариях и лайках.

И вот, вдруг, вместо привычных тысяч обожающих бестелесных лайков, царица слышит: «А царевна всех милее, всех румяней и белее». Злоба, ярость, гнев, попытки «договориться» с зеркальцем… И потом – преступление. Две попытки совершить убийство. А чем заканчивается эта история? Снова – очень тонкое решение Александра Сергеевича. Умерла царица от тоски. От депрессии.

Интересно, что мы увидим в сказках Пушкина лет через двадцать? Что каждый из нас увидит во время чтения сказок своему 24-му внуку? А впрочем – наверное, никакое это не пророчество. Ведь страсть к селфи, зависимость от оценки френдов – всего лишь особенное проявление издревле известных страстей и просто склонностей, которые описывали святые отцы последние пару тысяч лет. Просто наш поэт-пророк здорово, доступно показал эту зацикленность на себе, когда душа занимается самолюбованием, когда она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». И неважно, куда это всё выливается: в наши соцсети, в доинтернетные зеркала или во что-то «возвышенное» или «интеллектуальное»…

Мне кажется, обо всем об этом можно и нужно говорить с детьми. Даже с шестилетним ребенком, а уж с восьмилетним – точно. Обо всем об этом можно думать самому, когда читаешь детям эти сказки на ночь…

Литературный вечер на Сретение

Формы литературного образования, даже не так громко – просто формы знакомства с литературой в семье и в жизни – могут быть очень разными. Например – «домашний литературный вечер». Давно и всем известная форма, не пытаюсь изобразить, будто я изобрела что-то новое. Просто хочу напомнить и просто расскажу, как можно устроить такой вечер в праздник Сретения Господня.

Почему именно в этот день? Потому что праздник Сретения вообще праздник слова. Праздник перевода. Ведь в этот день мы вспоминаем, как Птоломей II Филадельф (285–247 г.г. до Р.Х.) захотел пополнить знаменитую Александрийскую библиотеку текстами священных книг. Для этого он пригласил из Иерусалима книжников – ученых. Среди этих переводчиков – а всего их было около 70 человек – был праведный Симеон, тот самый, который встречал Младенца-Христа в храме.

Когда дети совсем маленькие, мы просто показываем им икону праздника, очень просто рассказываем об этой встрече старца Симеона и Матери Божией, которая принесла в храм своего Первенца. А когда дети становятся старше, рассказ о празднике может стать разговором о Библии, о переводах. Ведь перевод Священного Писания, подготовленный семьюдесятью толковниками, был сделан за 200 лет до Рождества Христова. И это древнейший целиком сохранившийся текст Библии. А значит, все пророчества о Рождении Спасителя, о Его жизни, смерти и воскресении – все это было записано, зафиксировано задолго до того, как все эти события произошли. И хранилось у «независимых» пользователей. Расскажем детям о том, что мы, православные христиане, до сих пор пользуемся именно этим текстом, именно этим переводом «семидесяти толковников». Перевод этот называется Септуагинта – то есть перевод «семидесяти».

И тут же может быть уместным обратить внимание детей вот на что: наш церковнославянский текст Священного Писания сделан буквально дословно именно по Септуагинте. Когда в славянском языке не находилось подходящих слов, то с греческих понятий просто делали кальку. Поэтому наши тексты на церковнославянском языке – наше настоящее богатство. Уникальная возможность для каждого русского человека: возможность близко, очень близко подойти к первоисточнику…

Но праздник Сретения Господня может ассоциироваться с литературой и совсем с другой стороны. Если мы откроем паремии этого праздника – отрывки из Ветхого Завета, которые Церковь предлагает читать в этот день, – мы увидим таинственный, почти фантастический отрывок из книги пророка Исаии (Ис. 6) про видение, в котором крылатый серафим прикоснулся горящим углем к устам пророка.

Тот самый образ, который спустя тысячелетия воспел Александр Сергеевич Пушкин:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился.
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы…

…И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый…

...И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Можно прочитать вместе с детьми отрывок из книги пророка Исаии накануне праздника Сретения. Потом послушаем этот же отрывок в храме – теперь будет шанс услышать и узнать библейские слова. А в день праздника, может быть, вечером, после праздничного ужина, устроим тот самый «литературный вечер».

Для этого, собственно, не нужно вообще ничего, кроме нашего согласного желания все это устроить. Можно зажечь свечи – создать «романтическую обстановку». Сесть на диваны, кресла или просто на пол. Еще раз прочитать шестую главу из книги пророка Исайи, и затем – стихотворение Пушкина. Может быть, его прочитает кто-то из детей. Может быть – наизусть, а может быть – по книжке. И может быть, получится обсуждение, разговор об этом, обо всех этих образах – всё, конечно, сильно зависит от того, какой возраст у детей, какие у них интересы и какие интересы у нас самих. Можно сравнить эти тексты, образы – чем они похожи, чем отличаются… Можно посмотреть стихотворения других русских и не русских поэтов, в которых поэт сравнивается с пророком. Или «зайти» с другой стороны – почитать стихотворения разных поэтов на библейские темы. Если про Сретение – то может быть, это будет стихотворение Иосифа Бродского… Еще вариант – уйти в «богословскую» сторону: посмотреть, как святые отцы объясняли этот удивительный и страшный образ горящего угля (если нет представления, о чем идет речь, можно поискать в Интернете). Если подобный разговор хотя бы однажды в жизни случится, это будет мощное образование для каждого нашего ребенка. Так вот и складывается пресловутая культурная среда семьи…

***

Конечно, литературный или литературно-библейский вечер – тема для довольно больших детей, если старшему всего 3 года – вряд ли это будет интересно. А вот если старшему хотя бы лет 7, и тем более если ему 12 – вполне возможно устроить нечто подобное. Конечно, семилетний ребенок так себе участник литературного вечера. Но все же, если человек в 7–8 лет ни разу не участвовал в семейных вечерах подобного формата, скорее всего, в 12–14 он воспримет в штыки предложение такой вечер провести. А вот если в жизни семьи такие формы общения уже бывали, то к подростковому возрасту они оказываются для ребенка нормой жизни. А значит – шансы устроить такое мероприятие реальны и довольно велики.

С другой стороны, мне кажется, литературные вечера не должны быть слишком частым развлечением. Это не на каждый день, даже не на каждый месяц. Их можно устраивать несколько раз в год, может быть, один-два раза в год. Это должно быть что-то особенное, не слишком привычное – но все же… привычное. Обязательно – в радости, в согласии. Не хочешь учить наизусть – не учи, просто почитай с выражением. Не хочешь вставать – читай сидя. Мне вообще кажется, что стихотворения, особенно в кругу семьи, для себя – лучше сидя. Это не экзамен, не публичное выступление – тут мы все вместе разбираем, анализируем, наслаждаемся этим чтением, поиском истины – да и просто поиском. Всей семьей мы встречаемся с тем или иным писателей, поэтом или пророком.

Так Пушкин и правда приходит к нам домой. Помогает нам укладывать спать наших малышей, помогает говорить о серьезных вещах с детьми-дошкольниками, о важнейших ценностях – с подростками. Так русские поэты и писатели перестают быть портретами из кабинетов литературы, теми «чуваками», которые для издевательства над школьниками понаписали столько необходимых для зазубривания стихов. Литература становится частью жизни наших детей, нашей семьи. И для устройства такой жизни совсем не обязательно иметь какое-то особенное специальное образование, совсем не обязательно глубоко погружаться в дебри литературоведения. Достаточно просто по-настоящему заинтересоваться темой. Достаточно желания. Желания читать, самим и вместе с детьми, хорошие, добрые, вечные книги.

Источник: https://pravoslavie.ru/137312.html



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный церковный календарь на июль 2021 года

Июль 2021 года для православных верующих ознаменуется несколькими важными праздниками. Какими? Читайте в нашем материале перечень церковных праздников в июле...

Выбор редакции

День Крещения Руси на Кубани отметят колокольным звоном

28 июля 2021 года, в день памяти святого благоверного князя Владимира, а также памятной даты Дня Крещения Руси, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла...