Русская Церковь сильна своим патриотизмом

Просмотрено: 93 Отзывы: 0

Русская Церковь сильна своим патриотизмом

Глава ВЦИОМ Валерий Фёдоров на днях дал пространное интервью «Российской газете» на тему образа Русской Православной Церкви в зеркале современной социологии, приуроченное РГ к очередной годовщине интронизации Святейшего Патриарха Кирилла.

Социолог поднял целый ряд интересных и важных проблем, на которые стоило бы обратить внимание. В частности, он попытался объяснить, почему наша Церковь «продолжает пользоваться высоким доверием и наряду с президентом и армией остается лидером рейтингов доверия к государственным и общественным институтам». При том, что все другие институты, особенно связанные с политикой, имеют рейтинги доверия значительно ниже.

Фёдоров углубился в недавнюю историю, отметив, что рост рейтинга Церкви прошёл два этапа: «Высокий авторитет набирался в два этапа. Первый этап - восстановительного роста - стартовал в конце 80-х годов, начиная с празднования 1000-летия Крещения Руси, и длился до середины 90-х годов. По сути произошла легализация Церкви, были признаны государственные ошибки и даже преступления по отношению к Церкви в атеистическое время, началась церковная реституция, ушли неформальные запреты на крещение, венчание, отпевание, началось массовое празднование Пасхи, Рождества и других церковных праздников. Стали восстанавливаться храмы. Эта волна перемен, движение к большей свободе, демократии, рынку было в то же время и движением к вере, религии, но это первый этап - восстановительный рост».

«Второй этап набора высокого авторитета Церкви начался примерно с середины 90-х годов и длился до середины 10-х годов. В эти годы, переживая кризис идентификации, мы начали искать себя - кто же мы? Оказалось, что мы не можем просто взять и стать одной из стран Запада, мало отличающейся от других. И нас такими не видят, да и нам самим такими быть не хочется. Это по большому счету была реакция на провал движения на Запад. Мы пробовали, пытались, у нас не получилось, мы оттолкнулись и пошли в другую сторону. Стали популярны идеи восстановления державности, укрепления суверенитета, импортозамещения, более жесткой и независимой политики по отношению к другим странам», - полагает социолог.

«В такой ситуации Русская Православная Церковь стала рассматриваться как элемент нашей идентичности, особости, непохожести на других. И в этот период произошло очень сильное сближение Церкви с государством. Клир во многом солидаризировался с этой линией, и это тоже сработало в плюс авторитету Церкви», - считает глава ВЦИОМ. «Наша национальная Церковь» воспринималась еще и как «патриотический институт».

В этом контексте социолог рассуждает об известном разрыве, не раз привлекавшем внимание экспертов, что «православными себя называют более 70 процентов граждан, а воцерковленными - 8». По его мнению, сей факт «всего скорее указывает на то, что люди ищут в Церкви не столько религиозной жизни, сколько патриотической идентификации. Кроме тех, кто, не ограничиваясь одним крещением и постановкой свечек перед иконами, живет глубокой церковной жизнью, в храмах немало "захожан", для которых православие - важная, но оболочка. Духовный аспект нашего национального единства».

«Это очень долго привлекало людей к Церкви, и в этом, может быть, был главный секрет взрывного роста популярности православной идентификации, - полагает Валерий Фёдоров. - Было такое ощущение, что все, кто вчера называл себя атеистами, назвались православными. И более глубокое исследование такой православности неожиданно выявляло, что ее носители не верят в загробную жизнь, не читают православных книг, не причастны к таинствам Церкви».

По оценке социолога, «пик доверия к церковным институтам, как и пик внимания к ним, все-таки пройден». Обвала и падения доверия нет, но есть некоторое снижение внимания и интереса. По мнению Фёдорова, падение рейтинга Русской Православной Церкви связано «со скандалами и конфликтами»: «Как, например, вокруг строительства храма в Екатеринбурге, вокруг высказываний отдельных священников, вокруг каких-то законодательных инициатив. Похоже, что Церковь утратила положение "над схваткой" и вместо роли морального авторитета, с которым все соглашаются, стала одной из сторон конфликта. А конфликты по всем бьют, в том числе и по Церкви. Эти конфликты происходят в больших городах - многонаселенных, разнообразных, высокомодернизированных, столичных - Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург». Впрочем, нужно признать, что конфликты вокруг Церкви были всегда. Другое дело - какие это конфликты.

Оценки и наблюдения Валерия Фёдорова заслуживают внимания и оценки, хотя, чувствуется, что сам он входит в то самое «нецерковное церковное большинство», поэтому глубинные процессы понимает не всегда точно.

Кстати, как показывает история России, разрыв между церковными и церковноориентированными людьми существовал во все эпохи, возможно, цифры были чуть иные. Характерный пример - после отмены обязательного причастия для военнослужащих весной и летом 1917 года только 7% солдат причащались.

Надо признать, что социология не имеет в своём арсенале эффективных методов для замеров уровня церковности, которая вообще с трудом поддаётся измерению. Православные люди с разной частотой посещают храм и причащаются. А порой частота причастия говорит не о церковной традиционности, но скорее о церковном модернизме.

Неслучайно, существуют и разные оценки количества воцерковленных людей. Фёдоров называет оптимистическую цифру в 8%, некоторые ещё большие оптимисты говорят даже о 10% нынешнего населения России, а более пессимистичные в своих оценках эксперты считают, что воцерковлённых людей в России 5, а то и 2-3%.

Валерий Федоров, судя по его размышлениям, относится как раз к тем культуроцентричным православным, которые и составляют большинство российского общества. Для таких людей Православие имеет ценность, главным образом, как элемент идентичности и неотъемлемая часть национальной культуры. Многие православные, но не воцерковленные люди крещены, венчаны, хорошо относятся к Церкви, но уважают её за приверженность патриотизму и за государственническую позицию. И это - реальность жизни современного общества.

Поэтому всякого рода неообновленцы и уранополиты, ратующие за вселенскость и космополитичность Церкви, ослабляют её авторитет в глазах подавляющего большинства общества. Неудивительно, что в этих условиях начинает приобретать популярность неоязычество (родноверие), адепты которого преподносят его как «отеческую религию», «исконную веру наших предков». Вместе с культом силы, здорового образа жизни и проч. пропаганда родноверия находит почву для распространения в молодежной среде, в том числе, что особенно опасно, у военнослужащих. И ответственность за это лежит в том числе на сторонниках обновленчества и уранополитизма в среде духовенства.

Замечание Валерия Фёдорова, что Русская Православная Церковь сильна своим патриотизмом, государственничеством и национальным чувством, является хорошим аргументом против всякого рода неообновленцев и уранополитов, чья пропаганда, напротив, делает Церковь слабее и малочисленнее. Пора бы Священноначалию озаботиться этой проблемой.

Интервью главы ВЦИОМ, несмотря на некоторые поверхностные суждения о Церкви, содержит много верных и заслуживающих внимания мыслей. Хотя его появление и некоторые суждения уже попытался в ложном свете представить наш главный церковный блогер пока еще протодиакон Андрей Кураев, утверждающий, что Фёдоров посылает какие-то знаки Патриарху Кириллу о его отставке. Абсурдность этого заключения понятна уже из того, что глава ВЦИОМ не входит в число тех, кто определяет политику государства, в том числе в церковных делах. Впрочем, каждый видит то, что он хочет видеть...

Источник: https://ruskline.ru/news_rl/2021/02/06/russkaya_cerkov_silna_svoim_patriotizmom



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный церковный календарь на июль 2021 года

Июль 2021 года для православных верующих ознаменуется несколькими важными праздниками. Какими? Читайте в нашем материале перечень церковных праздников в июле...

Выбор редакции

День Крещения Руси на Кубани отметят колокольным звоном

28 июля 2021 года, в день памяти святого благоверного князя Владимира, а также памятной даты Дня Крещения Руси, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла...