В моей жизни пример смирения мне показала матушка настоятеля Свято-Михайло-Черниговского храма. Это была чудесная майская ночь. Пасха в том году выпала поздняя, как говорят в случае, если она приходится на конец апреля - начало мая. Погода стояла тёплая, и народу в храме и дворе храма собралось достаточно много. Было много и деток разного возраста. Самые маленькие знакомились с детьми, что постарше, и вместе они затевали игры, которые, как водится в этом возрасте, по большей части весьма подвижные. Мы стояли с супругой настоятеля во дворе храма и, тихо беседуя, наблюдали за детьми, среди которых находились и маленькая дочь матушки с отцом Владимиром, служившим в эту ночь в храме, а также мои дети. Глядя на игры ребят, было как-то радостно, что они в эту ночь (а служба уже шла к полуночи) не капризничали, а находили себе занятия, втягивая всех, кто был старше или младше их на три года. Этакая компания от 2 до 7. Самый подвижный возраст! Правда, за ними пытались угнаться и полуторагодовалые, но те ковыляли опираясь на мам или старших сестёр, а набегавшись, отправлялись в коляски спать. В общем дети вели себя почти идеально, мамы, думаю, понимают, о чем я. Какой бесценный покой наступает, когда тебя не просят то попить, то поесть, то дать то, не знаю, что, то поиграть в прятки, и всё это учитывая, что время не детское, и режим неожиданно нарушен. Никакого плача, никаких истерик, только громкий детский смех! Но ведь говорят, что дети всё чувствуют. И, наверное, в эту Святую Пасхальную ночь дети тоже чувствовали ту радость, что вот-вот разольётся по всему миру. Христос Воскресе! Эти святые слова уже скоро прозвучат, но пока в храме идёт предпасхальная служба...
Семьи, которые приходят с детьми, а это большая часть прихожан, слушают службу по очереди гуляя с чадами во дворе. Для детворы это тоже праздник, поскольку они, дожидаясь причастия, могут общаться со сверстниками и свободно играть в большом огороженном дворе храма. Сюда они идут с радостью, но выстоять всю службу им, конечно, еще не под силу, а вот наигравшись во дворе с друзьями, потом робко подойти к Чаше для Причастия, после чего запить теплым компотом мягкую просфору, это все дети очень любят. Правда в эту ночь не всё как обычно, причащать батюшка будет ранним утром, и это добавляет некоего волшебства в происходящее для детей, им тоже интересно не спать в этот поздний час. Такую теплую ночь некоторые из них видят впервые в своей жизни, и, как знать, может это останется в их детских воспоминаниях надолго.
Любуясь тем как играют дети, мы с матушкой не заметили как к нам подошёл солидного возраста мужчина и очень строго, немного даже раздражённо сказал, что мы должны утихомирить детей, что в такую ночь негоже тут смеяться, пока ещё праздник не наступил... Помню, как во мне нарастало возмущение пока он говорил о том, что дети, наверняка, мешают батюшке вести службу своими криками и смехом, которым не пристало в такую ночь раздаваться около храма, и что-то там ещё. Я искренне не понимала, за что нам предъявляют претензии и как на это реагировать. А ещё помню, как подумала, что этот человек хоть и строит из себя знатока традиций и последовательности ведения службы, навряд ли посещает сей храм. В ином случае он бы знал матушку, которая всегда помогает во время ведения служб. Это только сегодня она освобождена от своих обязанностей по храму, потому как есть много желающих помогать в такую ночь, а значит матушка может присматривать за детьми, как своими так и прихожан. Честно говоря, я ожидала, что сейчас матушка урезонит недовольного человека простым объяснением, что дети играют здесь потому как батюшка, который ведёт службу в храме, разрешает им играть во дворе пока идёт служба, и что они никоим образом не мешают службе, иначе она бы об этом знала и т. д. и т. п... Кажется, я даже видела, как эта информация должна приструнить недовольного человека! Но матушка , вместо того, чтобы осадить выскочку, извинилась перед ним кротко, повернулась и пошла просить детей быть тише, увлекая их в тоже время в дальний угол двора. До сих пор помню, с каким искренним смирением было сказано это "простите нас, пожалуйста" и с какой искренней радостью матушка пошла выполнять то, что сказал ей сделать незнакомый прихожанин. Нет, она не стала возражать незнакомцу, и не стала кричать на детей, чтобы они успокоились. Она будто бы своим внутренним смирением привела внешние раздражители в равновесие. Мне порой кажется, что именно так должен воспринимать православный христианин любое послушание, которое выписывает священник. Не только не высказывая неудовольствия, но и не испытывая его. Но всегда ли мы за словами незнакомых людей видим испытания, которые посылает нам Господь? Слово "испытание" звучит громко, и потому, вероятно, нам кажется, что это что-то великое, но чаще нас испытывают в мелком, поскольку и человек духовно не всегда велик. Наш характер проявляется среди бытовых условий. То, как мы реагируем на обычные вещи, как живём ежедневно и с чем сталкиваемся чаще всего, и есть наше испытание. Но как часто нам удаётся пройти такой экзамен? Как часто мы противостоим искушению ответить грубостью на грубость? И как часто мы внимаем словам чужих людей? А слышим ли мы родных? Говорят, что наорать и "выпустить пар" на ближнего проще всего, ближние простят. Но представляя себя потом на месте этого ближнего, думаешь, а смог бы я простить такие слова, пусть и сказанные в запале? Может и смог, но как говорится в одном анекдоте, "осадочек остался бы". Такие моменты небрежного обращения с ближними, накапливаясь, отдаляют нас от наших родственников. "Чем дальше, тем роднее", – есть и такая поговорка. Но от неё как-то веет одиночеством. Чем дальше человек, тем меньше возможности пообщаться с ним, оказаться рядом в нужную минуту. Дать почувствовать родное плечо.
Однажды мне рассказали такую историю, тоже связанную со смирением. Воздержусь от всяких комментариев с моей стороны, скажу лишь, что меня это заставило задуматься и некоторые моменты моего поведения переосмыслить. Здесь же привожу рассказ, как он был мной услышан и записан.
"Так уж получилось, и когда это произошло впервые, я даже не заметила, но в какой-то момент, я стала спорить с супругом. По любому поводу. Я даже не давала ему договорить, потому как, мне казалось, что я уже наперёд знаю всё, что он скажет, и к чему приведут его размышления. На любое его предложение у меня был уже свой рассказ и своё понимание, которое нередко было нацелено на то, чтобы вдрызг разбить доводы соперника в споре. Да-да, именно в спор грозила перерасти любая беседа. То есть, рассказчик автоматически воспринимался мной как соперник. Сейчас страшно подумать к чему бы это привело в наших семейных отношениях! Если бы не терпение, и какое-то болезненное понимание моей агрессии со стороны мужа. Видимо ему было видимо (!!!) то, чего не замечала я. То, что видно только со стороны. Как только у меня начинались возражения, он тут же старался со мной согласиться, что меня бесило очень сильно. Велик русский язык! Он во многом передаёт понятие вещей именно так, как они суть есть. В данном случае я говорю о слове "бесило" или "бесит". Тут корень слова как раз и говорит о присутствии нечистого. В мыслях моих, поведении... Я противоречила основам поведения женщины, жены, противореча мужу, и стараясь во всем доказать свое первенство, чуть ли не ставила себя во главе всего, а это ни много ни мало – гордынька заговорила во мне. А бесило меня то, что когда муж со мной спешил согласиться, то я не верила в его полное согласие, а подозревала, что где-то в голове у него вертится, что-то типа того: "А всё равно она вертится!" То есть он соглашается для вида, не признавая в душе мой авторитет и мои доводы. Сегодня эти моменты моей семейной жизни вспоминать немного страшно. Однако вспомнить хотелось бы и рассказать то, что именно помогло осознать мне неправильность выбранного пути. К слову, тогда я не ходила на исповедь, а то готовясь к ней и читая все необходимые книги, я бы раньше узнала, что гордыня, неверие, многословие – суть грехи. Но в те года жила я без поддержки святых отцов, но не без поддержки Самого главного Отца.
В какой-то момент, ранним июньским утром, во время завтрака, проходившего во дворе при хорошей погоде, у нас с мужем завязался обычный разговор. Речь зашла о том, когда лучше поливать (или не поливать вообще) помидоры, которых мы в том году высадили целых три сотки. Я как всегда хотела высказать своё мнение, которое как в большинстве таких разговоров не совпадало с мнением супруга, но вдруг решила послушать, что он скажет в итоге. Мне вдруг стало почему-то интересно, что он предлагает, аргументируя свои слова опытом его предков. Как будто мне кто-то закрыл рот и сказал молчать. Сейчас я понимаю, что в этот момент пришло, и я это почувствовала, смирение. Я вдруг поняла, что не могу возражать перед знанием, накопленным несколькими поколениями, жившими здесь на этой земле, а я типа, вот пришла здесь такая умная, поселилась без году неделя и уже революцию предлагаю устроить, смести все старые устои, причём не опробовав еще предлагаемые мною методы на практике.
Было в этом понимании и невозражении что-то такое, что перещёлкнуло мой взгляд изнутри. И где-то оттуда, изнутри, мне как будто кино показали. Господь есть Свет и Любовь. Он многомерен, но для моего понимание – это было как огромное Солнце, притягивающее к себе частички света отовсюду. Я увидела, что по каким-то законам, чем частичка света больше, тем ближе она находится к Господу. Тут, вероятно, сыграла и ассоциация со словами Петра Мамонова. Он как-то в интервью одному телеканалу рассказал, что "люди, как лучики Солнца, чем мы ближе друг к другу, тем мы ближе к Богу". Я поняла, что частички света – это искры Божии в людях, а большие частицы - не один человек, а несколько в одном круге. Частички света – это Любовь, это та частичка Господа, что заложена в нас. Взрастить её или увеличить количество света, можно только настоящей любовью, построить которую самое лёгкое в своей семье. Ведь так легко любить родителей, мужа, детей, а через них их друзей, и всех, кто нас окружает. Разве не это завещал нам Господь наш? А мы так часто в суете мирской отталкиваемся от своих родственников, что-то делим, дети, взрослея, стараются уехать жить отдельно от родителей, супруги разводятся, часто и старики живут одни... Кто мешает нам жить дружно и помогать друг другу, излучая всем вместе больше света, отбирая пространство у тьмы? Что за гордыня заставляет нас отворачиваться друг от друга и выстраивает стены непонимания между родными людьми? Ведь, чем ближе друг к другу находятся родные люди, тем больше становится светящаяся частица, и тем ближе она к самому главному Свету!
Вот такие мысли пронеслись в моей голове в тот миг, когда я решила не спорить, а послушать мужа. С тех пор стараюсь всегда помнить, какова она – сила смирения."
Записала Оксана Рыкова