Истины святой веры. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
В центре внимания человека, пытающегося понять самого себя, должны быть не добродетели, совершаемые им, а недостатки и грехи. Вот почему Святые Отцы уделяют такое большое внимание объяснению почти каждого греха, которым страдают люди. И очень значительное место уделяется, в том числе, тем грехам, которые в нашей повседневной жизни большинством людей таковыми не считаются.
Это имеет прямое отношение к такому греху, как тщеславие. В наше время этот грех становится каким-то всеобъемлющим, чему способствует развитие средств массовой информации или то, что мы теперь называем «информационным обществом». Каждый человек имеет возможность сказать нечто, что становится известным очень многим, в том числе и через социальные сети.
И если внимательнее посмотреть на то, что происходит в этих спонтанных дискуссиях, то можно увидеть ярмарку человеческого тщеславия. Их цель не столько отыскание истины, сколько выставление себя более умным, более находчивым, более проницательным, чем другие.
Очень часто в политике, в экономике, в искусстве, в культуре настолько высок градус человеческого тщеславия, что это омрачает реальные достижения людей. Внимательные наблюдатели видят, понимают эту человеческую слабость. Кто-то со снисхождением относится к ней, а кто-то порицает. Но всегда тщеславный человек оказывается слаб, уязвим, греховен.
Так что же такое тщеславие? Святитель Василий Великий дает такое определение: «Тщеславный человек — это тот, кто говорит и делает нечто только ради человеческой славы». Обращая внимание на распространение этого греха среди монашествующих и вообще среди людей церковных, святитель говорит о том, что тщеславие — это есть ничто иное, как деяние не во имя любви к Богу, а во имя человеческой хвалы.
Да, действительно, в церковных кругах иногда даже сам пост, строгая дисциплина поста, образ жизни вдруг превращается в предмет тщеславия. И нередко люди, вовлекаемые в эту греховную стихию, даже не представляют себе, что речь идет не о чистом подвиге ради Господа, а о тщеславии, творимом, по словам святителя Василия, ради похвалы человеческой.
К тщеславию склонны в первую очередь люди способные, одаренные, успешные, сильные, в том числе в духовной жизни. Святой Максим Исповедник удивительно точно подметил, что сильные люди, способные отражать плотские искушения, уязвляются тщеславием.
Сталкиваясь лицом к лицу с плотским искушением, человек проявляет мужество и твердость, принципиальность, верность своему призванию и не поддается на это искушение. Но тонкий яд тщеславия проникает в душу или тонко прикасается к сознанию, разрушая чистоту намерений и действий.
А каков же результат тщеславия? Святой Ефрем Сирин замечательно говорит: «Пост, бдение и милостыня — всё это похищается дьяволом из-за тщеславия». Сила этого греха такова, что он может разрушить результаты напряженной духовной жизни, духовного подвига в масштабах всей жизни.
Работает над собой человек, испытывает свою совесть, контролирует свои мысли и поступки, воспитывает себя, налагает на себя пост, молитву, занимается доброделанием, и в какой-то момент вдруг становится ясно, что тщеславие разрушает результаты всего этого жизненного подвига.
Размышляя на тему тщеславия, святитель Иоанн Златоуст со свойственной ему скрытой иронией и четкостью мысли говорит очень простую фразу: «Нет смысла быть тщеславным, потому что обо всем знает Бог».
Если кто-то, разобравшись в сердце своем, чувствует, что те или иные поступки происходят не потому, что мы движимы доброй волей или стремлением угодить Господу и исполнить Его заповеди, а эти поступки определяются нашим тщеславием, тогда такому человеку следует начать втайне творить добрые дела, чтобы ни одна душа не знала об этом.
И тогда всё станет ясно. Если эти добрые дела будут делаться с легкостью, с радостью, значит человек стал на путь исправления. Если невыносимо мучительно будет скрывать эмоции, если будет горячее желание где-то написать, запустить что-то в информационное пространство, значит тщеславие проросло через душу настолько, что превратилось в злокачественную опухоль.
И еще советует преподобный Максим Исповедник: часто молись. Это не значит, что мы должны в течение дня совершать длительные молитвословия, но это означает, что молитва должна постоянно присутствовать в нашей повседневной жизни, хотя бы мгновенная молитва, обращение ко Господу, покаяние, прошение, хвала Богу.
И чем чаще мы будем молиться, чем больше мы будем совершать тайные милостыни, тем меньше опасность разрушить все добрые дела и намерения силой тщеславия.