Средство борьбы с тщеславием

Просмотрено: 1020 Отзывы: 0

Средство борьбы с тщеславием

     Истины святой веры. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

    В центре внимания человека, пытающегося понять самого себя, должны быть не добродетели, совершаемые им, а недо­статки и грехи. Вот почему Святые Отцы уделяют такое большое внимание объяснению почти каждого греха, которым страдают люди. И очень значительное место уделяется, в том числе, тем грехам, которые в нашей повсед­невной жизни большинством лю­дей таковыми не считаются.  

    Это имеет прямое отношение к такому греху, как тщеславие. В наше время этот грех становится каким-то всеобъемлющим, чему способствует развитие средств массовой информации или то, что мы теперь называем «информа­ционным обществом». Каждый человек имеет возмож­ность сказать нечто, что становит­ся известным очень многим, в том числе и через социальные сети.

     И если внимательнее посмотреть на то,  что происходит в этих спонтанных дискуссиях, то можно увидеть ярмарку человеческо­го тщеславия. Их цель не столько отыскание истины, сколько вы­ставление себя более умным, более находчивым, более проница­тельным, чем другие.

     Очень часто в политике, в экономике, в искусстве, в культуре настолько высок градус человеческого тщеславия, что это омра­чает реальные достижения людей. Внимательные наблюдатели видят, понимают эту человеческую слабость. Кто-то со снисхож­дением относится к ней, а кто-то порицает. Но всегда тщеслав­ный человек оказывается слаб, уязвим, греховен.

     Так что же такое тщеславие? Святитель Василий Великий дает такое определение: «Тщеславный человек — это тот, кто говорит и делает нечто только ради человеческой славы». Обращая внимание на распространение этого греха среди монашествующих и вообще среди людей церковных, святитель говорит о том, что тщеславие — это есть ничто иное, как деяние не во имя любви к Богу, а во имя человеческой хвалы.

     Да, действительно, в церковных кругах иногда даже сам пост, строгая дисциплина поста, образ жизни вдруг превращается в предмет тщеславия. И нередко люди, вовлекаемые в эту гре­ховную стихию, даже не представляют себе, что речь идет не о чистом подвиге ради Господа, а о тщеславии, творимом, по словам святителя Василия, ради похвалы человеческой.

     К тщеславию склонны в первую очередь люди способные, одаренные, успешные, сильные, в том числе в духовной жизни. Святой Максим Исповедник удивительно точно подметил, что сильные люди, способные отражать плотские искушения, уяз­вляются тщеславием.

     Сталкиваясь лицом к лицу с плотским искушением, человек проявляет мужество и твердость, принципиальность, верность своему призванию и не поддается на это искушение. Но тонкий яд тщеславия проникает в душу или тонко прикасается к созна­нию, разрушая чистоту намерений и действий.

     А каков же результат тщеславия? Святой Ефрем Сирин заме­чательно говорит: «Пост, бдение и милостыня — всё это похи­щается дьяволом из-за тщеславия». Сила этого греха такова, что он может разрушить результаты напряженной духовной жизни, духовного подвига в масштабах всей жизни.

     Работает над собой человек, испытывает свою совесть, кон­тролирует свои мысли и поступки, воспитывает себя, налагает на себя пост, молитву, занимается доброделанием, и в какой-то момент вдруг становится ясно, что тщеславие разрушает ре­зультаты всего этого жизненного подвига.

     Размышляя на тему тщеславия, святитель Иоанн Златоуст со свойственной ему скрытой иронией и четкостью мысли говорит очень простую фразу: «Нет смысла быть тщеславным, потому что обо всем знает Бог».

      Если кто-то, разобравшись в сердце своем, чувствует, что те или иные поступки происходят не потому, что мы движимы доб­рой волей или стремлением угодить Господу и исполнить Его заповеди, а эти поступки определяются нашим тщеславием, тогда такому человеку следует начать втайне творить добрые дела, чтобы ни одна душа не знала об этом.

     И тогда всё станет ясно. Если эти добрые дела будут делаться с легкостью, с радостью, значит человек стал на путь исправле­ния. Если невыносимо мучительно будет скрывать эмоции, если будет горячее желание где-то написать, запустить что-то в ин­формационное пространство, значит тщеславие проросло через душу настолько, что превратилось в злокачественную опухоль.

     И еще советует преподобный Максим Исповедник: часто мо­лись. Это не значит, что мы должны в течение дня совершать длительные молитвословия, но это означает, что молитва долж­на постоянно присутствовать в нашей повседневной жизни, хотя бы мгновенная молитва, обращение ко Господу, покаяние, прошение, хвала Богу.

     И чем чаще мы будем молиться, чем больше мы будем совер­шать тайные милостыни, тем меньше опасность разрушить все добрые дела и намерения силой тщеславия.



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на апрель 2024 года

В середине весны верующие начинают готовиться к одному из главных событий для христиан — Воскресению Христову, которое мы привыкли также называть Пасхой....

Выбор редакции

Четверток 5-й седмицы Великого Поста 2024. О целомудрии

Целомудрие есть воздержание и преодоление похотей борьбою.Святитель Иоанн Златоуст Святая великомученица Екатерина Заповедь о целомудрии относится,...