"Мы отмечаем сегодня великий двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы. Вместе со всей Церковью радуемся событию, память о котором донесло до нас Священное Предание: блаженная кончина Пресвятой Богородицы, Ее Успение стало праздником.
Если перенести свой взор с этого события на современную жизнь, мы заметим некое глубинное противоречие между двумя пониманиями смерти. Блаженная кончина, успение, сон — слово «смерть» и не употребляется по отношению к Богородице. Отсюда же и другое слово в церковном обиходе — «усопший» — не умерший, не погибший, а усопший. Мы видим, что здесь смерть понимается по-разному. С одной стороны, представление, связанное с торжеством Богоматери; с другой — наше обыденное понимание смерти как трагического конца.
Перед этим трагическим концом человек испытывает животный страх, страх смерти. И как он не соответствует основным ценностным установкам современного общества потребления! Это общество, проникнутое ложными ценностями, сознает невозможность состыковать свои идеалы — идеалы безграничного потребления, наслаждения — с фактом смерти.
Успение Пресвятой Богородицы было торжеством Церкви: собрались апостолы, положили гроб Богоматери в Гефсимании и не обрели его более никогда, потому что тело Богоматери исчезло. Устойчивое Предание Церкви доносит до нас весть о том, что тело Богоматери было восхищено в Царствие Небесное.
Тайна Успения Пречистой Богоматери некоторыми Святыми Отцами сравнивается с Воскресением Спасителя. Нет смерти — есть успение, есть преставление. Размышляя на тему преставления, святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что преставление — это лишь изменение места: «переставился» человек, и душа его заняла место в ином мире, в ином веке, в ином времени.
Он также добавляет: «Страшиться будем смерти, доколе пребывать будем в грехе». Эта внутренняя связь между страхом смерти и грехом совершенно очевидна.
Если человек живет по закону плоти, если он никогда не думает о Боге, то когда этот духовно неподготовленный человек, живущий в суете этого мира, связывающий только с ним ценности своей жизни, лицом к лицу встречается со смертью, там — страх и ужас, там страх смертный, потому что там грех. Святитель Иоанн Златоуст учит нас тому, как можно преодолеть этот страх смерти: покаянием, молитвой, победой над страстями, трудом, терпением и мирным духом, то есть жизнью по заповедям Божиим. Христианский взгляд на жизнь и на смерть означает величайшую силу человеческой личности, перед которой нет преград, которая не боится ничего. Аминь."
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Источник "Православный календарь - 2016" / Правило веры. Год со Святителем Николаем Чудотворцем. / Приход храма Св. Духа сошествия на Лазаревском кладбище. Москва 2015
ISBN 978-5-98891-881-3