Встреча с иным миром (в память об обретении мощей Патриарха Тихона)

Просмотрено: 251 Отзывы: 0

Встреча с иным миром (в память об обретении мощей Патриарха Тихона)

Донской монастырь в 1992 году Донской монастырь в 1992 году

30 лет назад какая-то заблудшая душа подожгла Малый Донской собор. В результате, как всем теперь известно, были обретены мощи Московского святителя Тихона.

Я в те времена была наизелёнейшим неофитом, и хотя уже второй год причащалась, но знаний о вере имела совсем немного. И имени святителя Тихона, Патриарха Московского, не слыхала...

Зато и у меня, и у всех, кто воцерковлялся вокруг, была немыслимая жажда этих знаний. Она томила и гнала нас по всей Москве и Подмосковью в поисках источников познания, и мы одинаково радостно мчались и к привезенным мощам святителя Иоасафа Белгородского, и на публичные лекции о. Александра Салтыкова, и на церковные беседы о. Артемия Владимирова, и в Троице-Сергиеву лавру – не только приложиться к святыням, но и просто смотреть на здания.

Поэтому, когда отец настоятель сказал, что в Донском монастыре сейчас, прямо через пару часов, будут переносить новообретенные мощи святителя Тихона, у нас в храме за 10 минут собралась компания из полудюжины молодых людей и рванула на Шаболовку.

По московским меркам добрались мы быстро – за час с четвертью, – и еще с полчаса ходили по Донскому в толпах всё прибывавшего народа. Я была там всего второй раз и с жадностью разглядывала постройки разных эпох – после детства в провинции, застроенной бараками и «хрущевками», такое близкое соприкосновение с историей потрясало.

Впрочем, в какой-то момент архитектура перестала меня занимать...

***

Эти трое стояли по правой стороне дорожки, ведущей от ворот к Большому собору, метрах в 20 от него. Сейчас дорожки вокруг собора вывели на исторический уровень, и территория стала очень рельефной. А тогда все пространство лежало на одном уровне, и эту группу можно было увидеть лишь вблизи. Собственно, стояли двое – видимо, родители. А ребенок (на вид девочка не более трех лет) сидел на обычной детской колясочке.

Обретение мощей святителя Тихона, Патриарха Всероссийского Обретение мощей святителя Тихона, Патриарха Всероссийского

Погода выдалась довольно прохладная. На девочке была надета пухлая курточка и шапочка, но лицо всё было видно хорошо. Эта деталь потом мне вспомнилась после просмотра фильма «Остров» – того эпизода, где бесноватая женщина кричит петухом. В фильме было видно, как в крике участвует вся лицевая часть ее речевого аппарата, как организованно напрягаются мышцы.

Возможно, что бесноватые кричат и так. Но у этой малютки видимая часть речевого аппарата оставалась неподвижной, лишь рот разевался и застывал перекошенный. А голос – грубый бас – ревел матерной бранью откуда-то изнутри крохотного тельца.

Лет 6 спустя в нашем скитском храме на крестинах четверо здоровых мужчин с трудом запихнули в купель двухлетнего ребенка. Однако тут я уже понимала и то, что такое беснование, и то, что дети тоже могут быть бесноватыми. Кроме того, заплаканная мама малыша рядом объясняла, что папа у них балуется всякими восточными учениями.

Но та встреча в Донском поначалу повергла в недоумение. И лишь когда кто-то рядом пробормотал с жалостью, что девочка одержима бесом, я поняла, что впервые вижу очевидное проявление духовного мира. Все остальные мои переживания этого мира – и благодатные, и безблагодатные – для моих критически настроенных к вере знакомых были попросту результатом работы моего подсознания. А здесь я понимала, что вижу чудо – в значении нарушения естественного хода вещей в материальном мире.

Такой маленький ребенок ни за что не смог бы говорить таким басом. Он и не говорил – речевой аппарат не двигался. И ребенок не мог освоить чревовещательских фокусов. Да и никакой чревовещатель не сможет «вещать» так громко, как орал тот голос.

В общем, я всё это быстро проанализировала и с потрясением отметила, что вижу чудо. И нисколько не испугалась.

Поэтому через часик Господь дал мне другой урок, более доходчивый.

В Донском монастыре, 1995 год В Донском монастыре, 1995 год

***

Когда мощи святителя занесли в Большой собор, народ хлынул туда, чтобы к ним приложиться. В толпе нас с приятелями разбросало. Меня стиснуло так, что казалось, можно было поджать ноги и позволить себя нести. Не имея возможности даже перекреститься, я крохотными шажками двигалась в общем направлении, не забывая крутить головой.

Воцерковленную и оттого понимающую событие обретения мощей массу прихожан того времени составляли всё еще бабушки. А бабушки советской эпохи, в полном согласии с утверждениями исторической антропометрии, были в основной массе очень маленькими. Я возвышалась над большинством из них на целую голову, и ничто не мешало мне разглядывать интерьер храма с прежней жадностью.

И всё повторилось. Мое благочестивое ротозейство прервало явление самой суровой реальности. Бабушка, которая находилась передо мной и чуть левее, вдруг вывернулась неестественным до жути образом. Тело ее осталось в прежнем положении, а голова повернулась направо градусов на 150 назад и еще вверх. То есть прямо лицом ко мне.

Да, я знаю, что сейчас скажут люди, знакомые с анатомией или боевыми искусствами: человек – не сова, и такой поворот гарантированно сворачивает ему шею, приводя к мгновенной смерти. Не утверждаю, что здесь тоже имело место нечто сверхъестественное – есть небольшая вероятность, что под бесформенным старушечьим пальтишком я неточно оценила разворот корпуса. Но вот то, что случилось дальше, имело природу сверхъестественную несомненно.

Лицо бабушки перекосило судорогой, а рот открылся так, что глотку стало видно до гортани. Все мышцы – лица, полости рта, глотки и гортани – сохраняли странную неподвижность – они были в каком-то судорожном состоянии, но зев и глотка были не сведены, а, наоборот, расширены. И изнутри бабушки злобный, мужского тембра голос начал выкрикивать:

– Ты зачем сюда пришла?! А?! Уходи отсюда!!!

Думаю, что кричал он это не мне, а бедной бабуле. Но я перепугалась здорово. Правда, всё быстро закончилось. Бабушку отпустило, она повернулась в нормальное положение, закрестилась и тихо заплакала. От жалости к ней, как казалось тогда, прошел и мой страх.

Сейчас понимаю, что не от жалости, а от благодати, царившей в храме, куда перенесли мощи великого святителя. Потому что когда через пару лет меня «напугали» на колокольне храма, где я работала, страх – жуткий, панический – не проходил до тех пор, пока настоятель не прочел надо мною «запретительную» молитву. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

А со святителем Тихоном в моей жизни оказалось потом связано многое. Через несколько месяцев я поступила в Свято-Тихоновский институт, а спустя 7 лет приехала по послушанию в город, где в единственном храме был придел в честь Святителя Тихона. И теперь, бывая в Москве, обязательно стараюсь попасть в Донской, к мощам – это большое утешение.

Источник: https://pravoslavie.ru/142938.html



Добавить отзыв

Введите код, указанный на картинке
Отзывы

Церковный календарь

Афиша

Православный календарь на апрель 2024 года

В середине весны верующие начинают готовиться к одному из главных событий для христиан — Воскресению Христову, которое мы привыкли также называть Пасхой....

Выбор редакции

Четверток 5-й седмицы Великого Поста 2024. О целомудрии

Целомудрие есть воздержание и преодоление похотей борьбою.Святитель Иоанн Златоуст Святая великомученица Екатерина Заповедь о целомудрии относится,...