С |
Истины святой веры
Святитель Лука Крымский
Что есть жизнь вечная
Сия же есть жизнь вечная, да и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14,17).
Что значит познание Бога Отца и Бога Сына? Это можно нам понять, если подумаем, как познаём мы окружающих людей. Мы познаём их по делам их, по словам их, по чувствам и желаниям их, по их мыслям, которые знают Тебя, единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). Апостол Павел говорит в одном из своих посланий: Царствие Божие не пища и питие, но праведность они высказывают в беседах с нами, в постоянном, долгом общении с ними.
и умом будем познавать Троицу Святую. Вот именно так будем в жизни вечной познавать Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.
Как и чем будем познавать? Сердцем своим, любовью своею, ибо святой апостол Иоанн Богослов в соборном послании открыл нам величайшую и важнейшую истину, что Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8). Любовь есть сущность естества Божия. Познать Бога — это значит познать всесовершенную, абсолютную любовь.
Можно познать Его только чистым сердцем, сердцем, полным любви, сердцем, очищенным от зла, от ненависти, от проклятий, от всякой скверны, сердцем, хранящим в себе святую любовь. Мы будем всё больше познавать Любовь как сущность Божества и будем становиться причастниками ее.
Познать Бога — это значит познать всесовершенную, абсолютную Любовь. Можно познать Его только чистым сердцем и умом. Кроме сердца, мы познаем и умом. Это будет тогда, когда в жизни временной научимся ум свой очищать от всякой лжи, от всякой скверны, когда обретем ум Христов. Итак, сердцем нашим
В этом познании, непрестанно, неизменно расширяющемся и углубляющемся, и будет состоять наше вечное блаженство. Ибо нет высшего блаженства, чем то, которое получаем, познавая ум Христов, познавая любовь Божию.
Вечное блаженство праведников будет состоять именно в постоянном общении с Богом. Где же будет происходить это общение? Где это Царствие Божие? В Новом Иерусалиме, сходящем с Небес.
И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: «Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». И сказал Сидящий на престоле: «Се, творю всё новое» (Откр. 21,1-5).
Когда истреблена будет земля, и все дела на ней сгорят, тогда Господь сотворит всё новое: новую вселенную, новую землю, новое небо. Тогда снизойдет с Небес новый Иерусалим, предназначенный для обитания святых вместе с Богом.
И в этот град, предназначенный для вечного блаженства праведных, не войдет ничто нечистое и никто, преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в Книге жизни (Откр. 21,27).
Это будет град чад Божиих. Они будут там наслаждаться вечным и неизменным общением с Самим Богом. Здесь, в жизни земной, мы имеем общение с Богом только в молитвах, в наших глубоких слезных молитвах. Дух наш тогда сообщается с Духом Божиим. А там это общение будет вечным, бесконечным, беспрестанным.
Будем ли видеть тогда лицом к лицу Бога нашего? Нет, Бог есть Дух, телесности Он не имеет. Нельзя Его представлять себе в виде благообразного старца, сидящего на престоле. Бога не видел никто никогда (Ин. 1,18). Он недоступен очам нашим, потому что Он есть Дух, потому что Он нематериален.
Чтобы сподобиться пребывания в Царствии Небесном, всё время нашей земной жизни надо посвятить одному великому делу — очищению сердца своего.
Вот, как святой апостол Иоанн Богослов говорит о том, что видел в своем великом видении:
Я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду (Откр. 4; 2, 3).
Это совсем не человеческий образ, это какой-то таинственный образ, сияющий красотой драгоценных камней, какого мы и представить себе не можем...
Но Господа Иисуса Христа мы будем видеть очами своими, потому что Он воскрес и вознесся на Небо в теле человеческом, в теле прославленном. А Бога Отца и Бога Духа Святого будем видеть только духовными очами.
Чтобы сподобиться пребывания в этом вечном граде, всё время нашей земной жизни надо посвятить одному великому делу — очищению сердца своего. Надо изо дня в день смотреть, нет ли в нем какой грязи, надо строго следить, чем и когда осквернено и загрязнено оно, надо эту скверну, эту грязь немедленно смывать. Чем смывать? Слезами покаяния. Это и есть задача жизни нашей.
Недостаточно одних добрых дел, надо еще всём сердцем веровать в Господа Иисуса Христа и пославшего Его Бога Отца, надо омыть свою греховную скверну в купели Крещения, нужно причащаться Тела и Крови Христовых.
Тем, кто веры не имеет, кто не крестился, не приобщался Тела и Крови Христовых, нет доступа в этот град Новый Иерусалим, нет жизни вечной, как нет ее и для иудеев, и для мусульман, хоть и много среди них есть людей добрых и весьма достойных.
На вечные мучения будут осуждены все злодеи, обагренные кровью, все богохульники, прелюбодеи, все, кто бесконечно был далек от чистоты сердца.
Вы, малое Христово стадо, отличаетесь от огромного количества людей, чуждых Христу, никогда не приходящих в храм, не причащающихся Святых Таин.
Вам надлежит всегда заботиться о том, чтобы здесь, в жизни земной, получить право войти в вечные обители Царства Божиего.
Вот об этом и старайтесь, приучайтесь как можно чаще входить в общение с Богом в молитвах. И поможет в этом вам Господь наш Иисус Христос, сказавший: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17,3). Аминь.