Священник Евгений МУРЗИН, редактор направления «Вера».
-1-
В ходе археологических раскопок, производимых в разные годы в Иерусалиме и его окрестностях, были обнаружены артефакты, подтверждающие реалии, описанные в Евангелиях. Ученые обнаружили Силоамскую купель, купальню Вифезда, фрагменты здания с указанием имени Понтия Пилата, при котором оно было построено, захоронение первосвященника Каиафы и т. д. Также в евангельских рассказах находит отражение ряд исторических фактов, обстоятельств и героев, о которых мы знаем из других источников. Реальность существования не менее 35 упомянутых в Евангелиях личностей имеет сегодня научно-историческое подтверждение.
-2-
Большинство текстов, составляющих Новый Завет, написано при жизни учеников Иисуса Христа и следующего поколения христиан. Авторы Нового Завета адресовали тексты своим современникам. Искажение действительности или намеренная ложь были бы сразу замечены и опровергнуты слушателями и читателями.
Ярким примером соответствия евангельских текстов описываемой эпохе служит Иерусалимский храм. Он был разрушен римлянами в 70 году во время Первой Иудейской войны, но при жизни Иисуса Христа и авторов Нового Завета был важнейшим и по сути единственным религиозным центром для всех иудеев. В Евангелии от Матфея Иисус предсказывает, что Иерусалим и храм будут сровнены с землей: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено (Мф 24:2); советует жителям города заблаговременно спасаться: когда увидите мерзость запустения… стоящую на святом месте… тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы (Мф 24:15–16); и иносказательно указывает на признаки этой трагедии: где будет труп, там соберутся орлы (Мф 24:28). О чем тут речь? Орел был символом Юпитера — главного божества Римской империи, а штандарт с прикрепленной к длинному древку позолоченной фигурой орла с распростертыми крыльями, по выражению римского историка Тацита, «святыней римских легионов».
В 70 году жители Иерусалима увидели под стенами города шесть высоко поднятых золотых орлов римских легионов под командованием императора Тита. Христиане хорошо знали о пророчестве Христа и поэтому покинули город до начала штурма. «Всем хорошо известно было, что разумелось под мерзостью запустения, — читаем в «Толковой Библии» Лопухина. — Это именно — водворение римлянами языческих знамен на священной почве святого города, и христиане воспользовались этим предостережением. Лишь только Тит расположился с своим войском перед городом и поднял свои языческие знамена, как христиане вспомнили об этом предостережении Христа и бежали в гористый город Пеллу за Иорданом».
Кроме того, в Деяниях святых апостолов и посланиях апостола Павла говорится о дискуссиях по поводу соблюдения для христиан постановлений Ветхого Завета. Самым «убийственным» аргументом против этого было бы указание на то, что Иерусалимского храма не существует, а, следовательно, соблюдение закона, особенно в части храмовых богослужений, принесения жертв и т. д., попросту невозможно. Однако никто из участников полемики об этом не говорит, ведь храм в это время оставался в целости и сохранности.
-3-
Евангелия содержат описание «неудобных», а в каком-то смысле даже «скандальных» фактов, которые любой автор, задайся он целью приукрасить реальность или придумать несуществующую историю, не стал бы даже упоминать. Например, роль в евангельской истории жен-мироносиц, ставших первыми свидетелями воскресения Христа и сообщивших эту радостную новость апостолам. В Древнем мире, и в особенности на Древнем Востоке, женщины считались существами второго сорта. То, что воскресший Господь первым является женщинам, выглядит, с точки зрения жителя Древней Иудеи, крайне неприятным обстоятельством. И не случайно апостолы им не поверили — ведь слова и свидетельства женщин в то время не принимались в расчет в суде. К подобным «неудобным» событиям можно отнести малодушие и предательство Петра, бегство учеников после ареста Иисуса и др.
-4-
Как ни странно, доказательством подлинности евангельского повествования выступают противоречия между Евангелиями, связанные с целым рядом описываемых деталей. Евангелисты расходятся, например, в описании количества слепых, исцеленных в Иерихоне, по-разному передают некоторые притчи, рассказанные Иисусом и т. д. Однако именно эти незначительные расхождения, при единстве в главном, доказывают, что перед нами живое и честное свидетельство о Христе, Его жизни, смерти и Воскресении. В криминалистике на этот счет существует выражение «врет как свидетель». Речь о том, что если несколько человек рассказывают о каком-то событии одинаково, это означает, что они заранее сговорились и сознательно вводят следствие в заблуждение. И именно рассказы, с разных сторон освещающие произошедшее, подтверждают искренность свидетелей. Примечательно, что в Церкви нет стройной, непротиворечивой, официально одобренной биографии Иисуса Христа. Его личность раскрывается перед нами в этих четырех похожих, но при этом самостоятельных рассказах апостолов.
-5-
Свидетельством историчности Христа и Его воскресения служит погребальный плат, в который Он был завернут, известный сегодня как Туринская плащаница. Ее даже называют «пятым Евангелием». Плащаница представляет собой полотно чуть больше 4 м в длину и 1 м в ширину. Во время Воскресения Иисуса Христа на обеих сторонах плащаницы отразилось Его изображение, сохранившее все следы Страстей Господних, как они описаны в Евангелиях. Среди ученых существуют те, кто сомневается в подлинности Туринской плащаницы и относят ее появление к позднему Средневековью. Но даже если встать на их точку зрения, против которой, к слову, существует довольно убедительная аргументация, это ничего не меняет. Плащаница дает нам уникальную информацию, детально совпадающую с описаниями евангелистов, погребальными традициями иудеев и судебно-исполнительной практикой римлян. Если предположить, что люди в Средние века обладали полнотой научных сведений о том, что происходило в организме распятого человека, нюансах иудейского погребения и процессуальных тонкостей римской системы, получается, что это также косвенно указывает на подлинность евангельских свидетельств.
-6-
Важный аргумент — цитирование канонических Евангелий и фрагментов апостольских посланий христианскими авторами конца I в., например святым Климентом Римским, а также упоминания об Иисусе Христе и Его последователях в других исторических источниках, авторы которых не были христианами. В частности, в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия. Автор свидетельствует об историчности Иисуса и коротко описывает обстоятельства Его пленения, казни и, со ссылкой на апостолов, упоминает о воскресении.
-7-
Наконец, не может не удивлять неколебимая вера апостолов и первых христиан в Воскресение Христово и то, что в личности Иисуса Христа Бог даровал спасение человечеству. Эта вера была не теоретическим конструктом, а опытным знанием, глубинным убеждением, за которое апостолы, воочию видевшие Воскресшего Господа, и первые христиане готовы были терпеть (и терпели) гонения, подвергались пыткам и шли на смерть. Невозможно представить, что люди готовы умереть ради фантазии или придуманной ими же несуществующей истории.
Источник: https://foma.ru/7-dokazatelstv-realnosti-opisannyh-v-evangelii-sobytij.html