Проблема очень серьезная. Как решать ее, а еще лучше — предупредить? Экспертов федерального уровня по столь важному вопросу раз-два и обчелся. Журнал « Я — матушка» задал самые актуальные вопросы Александру Дворкину, авторитетному исследователю религиозного сектанства.
- Александр Леонидович, вы много лет проводили публичные просветительские лекции на эту тему, а в настоящее время являетесь профессором кафедры миссиологии Миссионерского факультета ПСТГУ. При том, что и аудитория, и задачи, и методы катехизаторской и миссионерской работы практически идентичны, какова все-таки специфика именно миссионерской деятельности?
- Я занимаюсь специфической частью миссии – противостоянием сектам. Миссия – это работа, которая обращена вовне. Это, собственно, разъяснение людям сути православия, проповедь православия для того, чтобы донести главную его весть до каждого человека. Но иногда, чтобы до сердца человека что-то донести, нужно освободить путь. Если все заросло сорняками, то зерно бросишь, а оно до почвы и не дойдет. Поэтому моя задача – это, по большей части, выкорчевывать сорняки. Потом придет другой православный миссионер, который посеет семя. А когда человек будет готов креститься и захочет побольше узнать о православии, то самое время сказать свое слово катехизаторам.
- Как специалист, помогите, пожалуйста, разобраться с правильным применением таких понятий, как религиозное объединение, конфессия, секта, традиционная и нетрадиционная религия, и соответствующим отношением к ним.
- Религиозное объединение – это юридический термин. Это конкретная организация, которая существует в стране. Всё.
Конфессии – это внутрихристианский термин, означает направление христианства: православие, римо-католичество, лютеранство, англиканство и так далее.
Традиционное и нетрадиционное – это термин не юридический, а, скорее, исторический или культурологический. Можно говорить о традиционной религии, но не о традиционном религиозном объединении.
В каждой стране есть своя традиционная религия или несколько традиционных. В Германии, скажем, есть две традиционные конфессии – католичество и лютеранство. И немецкий народ примерно пополам между двумя традиционными религиями и разделяется, и обе они сформировали немецкую культуру. История немецкой литературы начинается с перевода Лютером Библии на немецкий язык. Очевидно также, что традиционная конфессия польского народа, или итальянского, или испанского – несомненно, римо-католичество.
- Поэтому о традиционной религии часто говорят в одобрительном смысле, а о нетрадиционной – с негативным оттенком?
- Именно потому, что традиционная сформировала культуру и историю страны. Для России единственная традиционная конфессия – православие, потому что без православия её история невозможна. Если человек категорически не любит историю России, не любит русскую культуру, не любит русскую литературу и так далее, ну есть же такие люди, то тогда он, собственно, и православие не принимает. Тогда для него термин «традиционная религия» окрашен негативом. Но если человек любит свою историю, свою культуру – то очевидно, что традиционная конфессия – православие – для него понятие очень важное.
- Можно ли сказать, что "традиционная" и "нетрадиционная" определяются временем, в течение которого религия существует на территории страны?
- Не временем, а тем, является ли она культурообразующей. Например, баптисты существуют без малого уже 400 лет, но они не стали традиционной религией никакого региона, потому что не сформировали культуру.
- То есть негативное эмоциональное окрашивание понятия "нетрадиционная религия" происходит потому, что их представители отделяют себя от традиционной культуры, от основ?
- В частности, да. Это, собственно, определение классических сект. В самом слове "секта" ничего негативного нет – это тип организации, религиоведческий термин. Есть разные типы: есть церкви, есть деноминации, а есть секты. Определение секты: это культурно закрытая организация, главный смысл существования которой – противостояние основной религиозной традиции страны. Таким образом, секта по определению находится в оборонительно-противостоятельной позиции. Заметьте, мы говорим о классической секте. Тоталитарная секта гораздо хуже – присоединяются такие признаки, как обман при вербовке, манипуляция сознанием ее членов, регламентация всех аспектов жизни, эксплуатация, абсолютизация лидера и организации.
- Может ли классическая секта стать тоталитарной? Или основные характеристики такой организации закладываются сразу, при её образовании?
- Всё может быть. В конце концов, тоталитарные секты могут и в православии образовываться: вдруг в каком-нибудь приходе батюшка определенный, прихожане определенные начинают формировать сектантские отношения. Правда, скоро он окажется вне Церкви, потому что для православной организации это не норма, извращение, в то время как в тоталитарной секте такие отношения в порядке вещей. Сектантские отношения могут формироваться хоть где: хоть в семье, хоть на работе, собственно – в любом человеческом сообществе.
- В этом году вышел документ, определяющий приоритеты миссионерской работы, так называемая "Дорожная карта" деятельности миссионерских отделов. В нём говорится, что мы, как православные христиане, с одной стороны, должны противостоять различным видам сект, с другой – содействовать предотвращению межконфессиональных конфликтов. Такая двусторонняя задача. Как ее решать?
- Это разные понятия. Есть секты, которым мы противостоим, и есть традиционные конфессии, с которыми мы поддерживаем отношения. Это не значит, что мы согласны с верой иных традиционных религий – можно проводить диспуты, делая это в уважительной форме, ни в коем случае никого не оскорблять и не ссориться, но при этом сотрудничать. И мы сотрудничаем по целому ряду вопросов, естественно, не в совместной молитве, не в совместном богослужении, но взаимодействуем, скажем, по социальным вопросам и по ряду других.
- Можно ли сказать, что только тогда, когда представители той или иной конфессии образуют организации с целью противостояния традиционной религии страны, тогда и возникает необходимость с этими организациями бороться?
- Да. Но необходимо помнить, что, когда мы боремся с сектами, мы боремся именно с сектами, но не с сектантами. Боремся с сектами за сектантов, потому что сектанты – это жертвы секты.
- Корректно ли говорить о том, что при взаимодействии с представителями нетрадиционных религиозных объединений необходимо проявлять уважение к их мировоззренческому выбору?
- Ну, я не уверен, что жертвы сект этот выбор совершали. Несомненно, в общении с сектантами очень важно подчеркнуть, что противостояние идет между православием и сектами, но не между нами и сектантами. То есть уважительно относиться к человеку, но не к той системе, которая его увлекла и которая навязывает ему некие убеждения.
- Александр Леонидович, вопрос, на который Вам, видимо, часто приходится отвечать: какие проблемы, комплексы, черты характера чаще приводят людей в секты?
- Состояние стресса. Когда человек наиболее внушаем, тогда он и попадает в секту. Либо он внушаем по природе, либо в этот момент переживает стресс.
- Как понять, что кто-то из членов семьи стал членом секты?
- Это все равно, что спросить: как можно заметить, что у человека руку отрезали? Невозможно не заметить. Человек резко меняется. Все, кто когда-либо сталкивался с новоначальными адептами, об этом говорят: либо начинает проповедовать и всех вовлекать, либо, наоборот, замыкается. На ранних этапах особенно заметно.
- Почему же этот момент пропускают родные?
- Если с человеком общаешься, то видишь. А если не общаешься, то, конечно, пропустишь.
Родители, скорее, ошибаются в другую сторону, звонят: у нас с сыном неладно – не в секту ли он попал, проверьте. Потом оказывается, что это не секта, а что-то ещё. Невозможно не заметить.
- Вы могли бы назвать основные способы вербовки и контроля сознания в сектах?
- Это большая тема, об этом много написано, в частности, в моих книгах и лекциях вы можете об этом прочитать.
- Как действовать членам семьи, если кто-то из домочадцев стал адептом секты?
- Можете зайти на наш сайт http://iriney.ru. Там есть раздел "Практические советы", в том числе на эту тему. В этом разделе много полезной информации.
- Можно ли профилактировать вербовку в секты? На что обратить внимание родителям при воспитании детей?
- Во-первых, нужно жить церковной жизнью – тогда у человека будет какая-то прививка. Во-вторых, своих близких не нужно оставлять одних. Если человек переживает стресс, нужно подставить плечо, помочь и упредить поиски поддержки на стороне. Иначе появятся доброхоты, которые это внимание окажут, – и тогда уже может быть поздно. Просто быть внимательными друг к другу.
- Как общаться с представителями сект при случайном, так сказать, контакте? Как реагировать, когда они подходят на улице, в транспорте?
- Можно вежливо, но твердо сказать, что вам неинтересно. Спорить и пытаться их переубедить не стоит, потому что в такой ситуации это не удастся. Если видите, что они вовлекают других людей, то хорошо подойти и предупредить человека, что это сектанты. Очень часто это оказывается действенным – в большинстве случаев человек стесняется прервать ненужный разговор, а тут чувствует поддержку со стороны – и сразу уходит.
- Кто попадает в секты чаще: мужчины или женщины? Существует ли статистика на этот счет?
- Нет, статистики не существует. Я думаю, в целом в сектах женщин больше, чем мужчин, потому что они в принципе более религиозны (но и суеверны), чем мужчины. К тому же их больше, чем мужчин. (Улыбается. Прим. редакции.) И живут они дольше.
- Это правда! Есть в России секты, которыми руководят женщины? И в чем специфика таких сект?
- Многие секты, которые возглавляют женщины, – российского происхождения. Это "Радастея" Евдокии Марченко. Это Академия развития Светланы Пеуновой – самарская секта, сейчас она вышла на российский уровень. Хотя Пеунова находится в розыске. Правоохранительные органы имеют к ней ряд вопросов, она прячется. Есть псевдоиндуистские секты, различные псевдопсихологические секты, которые проводят тренинги и семинары. Над особенностями таких сект я, честно говоря, никогда не задумывался, поскольку по деструктивности они не уступают сектам, где во главе мужчины.
- Существуют ли особенности завлечения в секты женщин?
- Многие женщины попадают в коммерческие культы. Домохозяйки, у которых много свободного времени, начинают задумываться, как помочь семье, и этим пользуются секты такого рода.
- Вы говорите про сетевой маркетинг?
- Да, только правильнее говорить – многоуровневый, это когда пирамиду строят и обещают громадные доходы от вовлечения других людей. В «пирамидальные» организации вовлекают все больше женщин-домохозяек и безработных.
- Почему еду, которую распространяют некоторые секты на выставках, фестивалях или концертах, не надо пробовать?
- Если мы говорим о неопсевдоиндуистких сектах, то это идоложертвенная пища, которую запрещено вкушать согласно канонам Православной Церкви. Но даже если пища не идоложертвенная, нужно помнить, что, приобретая ее, мы фактически помогаем секте.
- Что привлекает женщин в неоязыческие секты?
- Они пропагандируют образ брутального, сильного мужчины. То же самое влечет женщин в псевдоисламисткие секты, в том числе радикальные. В наш век дефицита мужественности такой образ не может не привлекать.
- Есть ли какие-то особенности у сект, базирующихся на юге России?
- В вашей епархии есть секта "Школа Михаила Щетинина". Поездка на отдых – тоже стресс, потому что человек находится вне привычного окружения, у него гораздо больше свободного времени, он более открыт для общения, чем и пользуются многие секты. Это факт. Люди часто звонят нам летом из курортных мест и говорят: "Мы приехали в Анапу, а тут кришнаиты прохода не дают!" или "Приехали в Геленджик, а тут анастасийцы..." И свидетели Иеговы здесь, и сайентологи. Поэтому нужно помнить, что летом на юге повышенная концентрация сектантских вербовщиков. По большей части, они ориентированы на отдыхающих, а заодно и местными жителями не брезгуют.
- Каковы мировые тенденции появления новых сект?
- Мировые не знаю, но у нас – неоязычество, тренинги и семинары личностного роста (психокульты), повышения внутреннего потенциала, лидерские курсы или, например, как научиться рисовать за сутки и так далее. Это сейчас активно развивается, уже большое количество пострадавших. Идет развитие нерелигиозного сектанства, и чем дальше, тем больше. Тренинги по улучшению семейных отношений тоже весьма привлекают женщин, и на эту опасность стоит обратить внимание.
- Как сегодня выглядит социальный портрет женщины-сектантки в России?
- Не будем обобщать, поскольку это может быть кто угодно – пожилая свидетельница Иеговы, молодая кришнаитка, замученная менеджер-сайентологиня или неоязычница. Разные секты привлекают разные типы мужчин и женщин. Опасно говорить, что только такой тип попадает в секты, потому что кто-то скажет: "А, ну тогда мне это не грозит!" Каждый может оказаться в подобной ситуации. Есть мнение, что в секты попадают люди из неблагополучных семей, но это не так. Зато чем крепче семья, чем больше в ней любви, тем больше шансов человека из секты вытащить.
- Александр Леонидович, Вы являетесь президентом общественных организаций «Российская ассоциация центров изучения религий и сект» (РАЦИРС) и «Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского» (ЦРИ). В каком масштабе и какими методами проводится мониторинг ситуации?
- Центр религиоведческих исследований во имя святого Иринея Лионского является самой первой противосектантской организацией всего постсоветского пространства, он начал работать 5 сентября 1993 года, в день памяти святого. Кроме меня там работают несколько помощников, в основном волонтеров, в том числе два юриста и два психолога. Большинство сотрудников центра имеют религиоведческое либо богословское образование.
А вот «Российская ассоциация центров изучения религий и сект» (РАЦИРС) – это объединение уже действующих в разных регионах и городах центров. Это, скорее, конфедерация, где каждая организация делает все, что может, в своем регионе, действует сама по себе и несет ответственность за свои действия. Но мы помогаем друг другу: обмениваемся информацией, оказываем юридическую помощь и так далее. И, как минимум, раз в году стараемся встретиться и на общем собрании обсудить самые важные вопросы.
- Вы сами разрабатываете методику сбора информации?
- Методики особой нет, мы отслеживаем компьютерным поиском упоминания о сектах в разных регионах, учитывая присутствие там наших коллег или их отсутствие. Существует связь со многими зарубежными специалистами – я получаю рассылки, соответственно, англо- и франкоязычные. Подписаны и на немецкоязычную рассылку, но немецкого я не знаю, поэтому она для нас малоинформативна.
Деятельность самых известных сект мы стараемся отслеживать, на более мелкие часто не хватает времени. Есть секты, до которых несколько лет руки не доходят, а потом позвонил какой-то пострадавший – и работа возобновляется.
- У Центра есть горячая линия?
- Да, у нас есть горячая линия, электронная почта и офис, куда тоже обращаются люди в рабочие часы. Эти контакты легко найти в Интернете, они достаточно известны.
- А кто на телефонах сидит? Сотрудники по очереди?
- Есть волонтер, ответственный за горячую линию, у которого телефон постоянно с собой. На звонок в офис отвечает тот, кто на месте.
Источник: http://eparh.info/index.php/component/k2/item/5697-chto-delat-esli-blizkij-chelovek-popal-v-sektu